Глава 9 брат за сестру. Благотворительность, как она есть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9 брат за сестру. Благотворительность, как она есть



В качестве ответной реакции за обиду сестры и давление на своих сотрудников, в сентябре 2009 г. Михаил Прохоров приостановил деятельность норильского отделения Фонда культурных инициатив, предложив следующую мотивировку: «В последние полтора года развернулась настоящая кампания преследования и запугивания работников Фонда… Затем дело дошло до открытых репрессий».

«Фонд культурных инициатив», называемый еще Фондом Михаила Прохорова, учрежден в 2004 г. сестрой и братом Ириной и Михаилом Прохоровыми и два года, до 2006 г., плотно работал лишь с одним регионом — Норильском.

С 2006 г. деятельность Фонда распространилась на весь Красноярский край, а с 2008 г. появились общероссийские и даже международные проекты.

Годовой бюджет Фонда составлял более $10 млн. (К слову, бюджет благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело» в 2008 г. составил $65 млн.) Впрочем, спасибо и на том, дело-то добровольное.

Михаил Прохоров называет свой Фонд площадкой для «инвестиций в инициативных людей», который будет вкладывать деньги в любопытные неординарные идеи российских изобретателей. Меценат вообще считает, что русские люди обладают повышенным даром креативности, и это великолепно, так как, по его мнению, в мире намечается тенденция перехода от менеджера-технократа к креативному менеджеру.

«Именно креативные люди сегодня формируют тот класс, который в ближайшем будущем и будет управлять экономикой. Так вот, как раз в русле этих тенденций, я и вижу возможную задачу такого „фонда кулибиных“ помочь талантливым активным людям сделать первый шаг, дать им возможность развить свои идеи. Самое главное — дать веру в себя»,[108] — так объясняет содержательную составляющую деятельности своего фонда Прохоров.

«Традиционные болевые точки российского общественного сознания — гигантомания и инертность. Сформировавшись в культуре бесконечного повиновения, многие даже не догадываются, что существует огромная сфера деятельности, которую можно освоить самому, без высочайшего на то соизволения. Поэтому стимулирование и поддержка частных культурных инициатив, обучение людей новым способам творческой самореализации были и остаются главной задачей фонда»,[109] — уточняет второй соучредить Фонда Ирина Прохорова, сестра нашего героя.

Одним словом, была задача создать организацию XXI в., учитывающую мировой опыт благотворительности.

Благотворительные фонды, в их числе и Фонд культурных инициатив, отходят от абстрактных грантов для науки, культуры или образования и сосредотачиваются на более конкретном сегментировании.

По типу деятельности благотворительная программа Фонда включает в себя три направления: открытые конкурсы (гранты), целевая поддержка внеконкурсных инициатив и собственная проектная деятельность Фонда.

Гранты (средства, безвозмездно передаваемые правительственным или негосударственным учреждением для реализации конкретной деятельности) — весьма популярный способ финансирования некоммерческих организаций, получивший большое распространение во всем мире.

Грант выдается на конкурсной основе, причем условия конкурса варьируются.

Благотворительная программа Фонда развивается в пяти направлениях: обустройство городской среды; наука, образование, просвещение; спорт и здоровье; средства массовой информации; художественные инициативы.

«У нас широкая линейка конкурсов, если есть инициатива, обязательно впишешься. И краеведение, и эстетизация городской среды подходят»,[110] — поясняет Ирина Прохорова. Если у человека хорошая идея, но у него сложности с ее изложением, то сотрудники фонда помогают ему в процессе составления заявки.

Однако Фонд не раздает деньги направо и налево без всяких обязательств, объясняя грантополучателям, что инициатива неотделима от ответственности, и всех готовят к моменту, когда придется отчитаться за потраченное и представить результаты, называя это формой просвещения, уроком жизни в свободном обществе. И речь идет не о коммерческой выгоде для Фонда, а именно о результатах.

«По закону в рамках гранта на заработную плату выделяется не более 20–25 %, — поясняет менеджер грантовых программ Фонда Наталья Павлова. — Потому что, с одной стороны, мы понимаем, что труд людей, задействованных в проекте, должен быть вознагражден. Но с другой — для нас принципиально важно, чтобы на благотворительном фонде не зарабатывали деньги».[111]

Ирина Прохорова вспоминала, что в первые годы работы Фонда люди в основном просили деньги на компьютер, что обескураживало сотрудников, возлагавших надежды на проектную деятельность. Вначале приходилось работать с тем, что было. «Если люди просят хлеба, не нужно предлагать им пирожные»,[112] — объясняла Ирина Дмитриевна.

Теперь у Фонда в основном просят поддержки на организацию кинофестиваля, музейной выставки или создание интернет-портала.

В самом начале деятельности упор делался только на Норильск, ведь, по мнению основателей, в глобализованном мире роль локального места становится важной, а точечная работа с регионом — современным принципом работы.

В северном Норильске — городе вечной мерзлоты и полярной ночи, «культурные инициативы» были фактически лучом света в темном царстве.

Фестиваль современного искусства «Таймырский кактус» ни разу не остался без внимания местной молодежи (и не только молодежи), которой интересно посмотреть на модное столичное искусство, послушать современную поэзию или рок-группу.

А конкурс социокультурных проектов «Норильский дворик» по «украшению придомовой территории от декорирования фасадов зданий до создания скульптурных композиций» привлекает к участию видных экспертов дела, которые проводили мастер-классы с потенциальными участниками соревнования, таким образом молодежь и просвещается, и развивает свою креативность.

Среди других популярных проектов Фонда был также ежегодный театральный фестиваль «Норильские сезоны», позволяющий изолированному климатическими и историческими условиями городу быть в курсе современных театральных достижений.

Одним из ключевых проектов Фонда является организация выставки-продажи книжной культуры КРЯКК (Красноярская ярмарка книжной культуры), проводимая с 2007 г. По словам Ирины Прохоровой, за время проведения число участников — издателей и книгораспространителей из Москвы, Санкт-Петербурга и Сибири — увеличилось почти вдвое.

«Когда мы только начинали, нам очень помогла мэрия Красноярска: выделила щиты под социальную рекламу, задействовала ресурс, чтобы пригласить библиотекарей, преподавателей, студентов, дала команду в школах, чтобы приходили дети… Некоторые университетские библиотеки не комплектовались с конца 1980-х до середины 2000-х, можете представить, на каких материалах учатся студенты. Это — мина замедленного действия. Конечно, полпроцента студентов всегда способны сами добывать информацию в Сети или ездить с рюкзаком в Москву за книгами. Но нельзя рассчитывать на волю к самообразованию, если мы печемся о воспроизводстве профессионалов в „промышленных масштабах“»,[113] — развивала тему Ирина Прохорова.

Выступивший на открытии КРЯКК-2009 Прохоров подчеркнул, что для него тот год особый, потому что он впервые приветствует красноярцев как житель Красноярского края и крупнейший налогоплательщик (Михаил прописался в поселке Еруда Красноярского края, объясняя это желанием оставлять налоги там, где он их зарабатывает во главе своей компании «Полюс Золото». — Авт.).

Однако же на интересующих многих вопрос о книжных пристрастиях он так и не ответил, объясняя это тем, что считает удовлетворение культурных пристрастий самой опасной вещью, потому что все мы люди, у всех есть слабости: «Так что я предпочитаю об этом не распространяться. Я стараюсь поддерживать те проекты, которые одобрили лучшие эксперты, которые работают в моем Фонде. А свое личное мнение я держу в тихом секрете. Так что, что читаю — не скажу!».[114]

Производным от КРЯККа можно назвать грантовый конкурс «Библиотеки лицом к образованию», предоставляющий помощь библиотекам в модернизации их системы услуг для нужд нового образования, а также международную программу Transcript (совместно с фондом Ельцина) — программу поддержки переводов современной русской художественной и гуманитарной литературы на иностранные языки.

В продолжение литературной темы и просвещения в марте 2009 г. Фонд Прохорова объявил об основании новой литературной премии «Нос», победитель которой получает 700 тыс. руб.

Но главной задачей «Носа» называлась не собственно сумма «выигрыша», а создание новой площадки для дискуссий о критериях оценки современной литературы.

Основателями отмечается удивительный факт, что при огромном изобилии художественной продукции в публичном пространстве не возникает литературных дебатов, что может означать, что нет людей или групп с ясными системами эстетических и этических координат.

Организаторы премии считают, что в России все сильнее ощущается потребность в новой концептуальной и художественной метафорике, способной описать драматический социальный опыт последних десятилетий, а от «вала ностальгической квазилитературы и от фашизоидных футурологических мистерий» наше общество порядком подустало.

Официально заявленная цель премии — «выявление и поддержка новых трендов в современной художественной словесности на русском языке».

29 января 2010 г. состоялись финальные открытые дебаты Литературной премии «НОС», и победителем Премии стала Лена Элтанг, автор романа «Каменные клены». Приз зрительских симпатий получил Владимир Сорокин и его произведение «Сахарный Кремль».

Название дано Премии в честь повести Гоголя и расшифровывается как «Новая словесность». Один из членов жюри конкурса выражал надежду, чтобы благодаря «НОСу» к ныне вялой русской словесности вернулась потенция, подобно тому, как нос все-таки вернулся к майору Ковалеву.

К слову, у соучредителя Фонда, Ирины Прохоровой, которой, видимо, и принадлежит идея «НОСа», имеется свой собственный литературный проект, она основатель и главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» (НЛО), называя свою издательскую деятельность скорее культурной миссией, чем доходным проектом. Помимо книг, НЛО выпускает несколько журналов — «НЛО», «НЗ», «Теория моды». По мнению Ирины Прохоровой, периодика — это то, где рождается наука, обкатываются новые идеи и происходят открытия.

С 2008 г. Фонд стал ориентироваться на поддержку уникальных проектов международного и федерального масштаба, направленных на включение российской культуры в мировой контекст, поставив перед собой долгосрочные цели по развитию современной культурной инфраструктуры и по формированию интеллектуальной элиты — нового креативного класса в России.

Значительную долю общероссийских и международных проектов последние годы составляют театральные проекты: программы поддержки театров и фестивалей, инновационные театральные постановки и организация гастролей.

Благодаря гранту Фонда Михаила Прохорова жители Екатеринбурга в июне 2010 г. посмотрели спектакль «Тарантул — мастер каллиграфии» по пьесе Анны Батуриной, ученицы Николая Коляды, а театралы Челябинска — спектакль «Тить в кубе».

В Воронеже впервые пройдет Международный Платоновский фестиваль, при поддержке все того же Фонда.

То ли по зову сердца, то ли иронии ради Михаил Прохоров объявил в 2009 г. о масштабной программе, направленной на развитие российско-французских культурных связей.

Сам Михаил связывал это с годом Франции, объявленным в России в 2010 г. Сначала Франция стала специальным гостем книжной ярмарки, которую Фонд провел в Красноярске в конце 2009 г.

Затем в Париже при содействии Фонда прошли гастроли Театра Льва Додина (24 представления за месяц).

А на конец 2010 г. запланирована выставка современного российского искусства «Неизвестная Сибирь» в городе Лионе во Франции — да, в том самом Лионе, в одиночной камере тюрьмы которого Михаил Прохоров находился несколько суток в качестве подозреваемого по делу о сутенерстве. Прокурор и другие действующие лица куршевельского фарса уже приглашены.

В мае 2009 г. Михаил Прохоров обнародовал историю, связанную с деятельностью своего Фонда культурных инициатив.

«Всем привет. Хочу поделиться одной историей, которая произошла на прошлой неделе в Норильске. Моя сестра Ирина возглавляет экспертный совет моего благотворительного фонда, который много лет проводит в Норильске уже ставший традиционным фестиваль современного искусства „Таймырский кактус“. Фестиваль проводится именно в это время, так как завершает культурный год и приурочен к выезду большинства норильчан на заслуженный отдых на материк. Ирина и вся команда Фонда всегда уделяют много сил и внимания подготовке фестиваля, поэтому и в этом году, как всегда, все прошло на высоком уровне.

Однако в день официального открытия фестиваля мне позвонила абсолютно расстроенная сестра и рассказала, что группа специально „подготовленных“ молодых людей 18–20 лет вышла встречать открытие фестиваля с плакатами, содержащими резко негативные оценки в отношении меня и моих действий в бизнесе.

Я всегда очень позитивно реагирую на заказные статьи и акции в мой адрес. Во-первых, я считаю это очевидным признанием своих заслуг, а во-вторых, меня веселит и развлекает — на что только люди готовы тратить свои силы и средства.

Но здесь другое дело — один из участников лично оскорбил мою сестру. А этого я не позволю делать никому. Я точно знаю, кто заказал эту провокацию. И вы их знаете. Их имена вообще широко известны, именно поэтому я не буду их публично называть. Они оскорбили Ирину и „наехали“ на благотворительный фонд, который занимается культурными и социальными проектами и не имеет никакого отношения к моему бизнесу.

У меня с детства есть привитый родителями принцип — надо всегда наказывать грубость и оскорбление по отношению к женщине. Я знаю только один простой и эффективный способ, как это сделать. Если эти двое джентльменов, заказавших акцию, в ближайшие три недели не извинятся перед моей сестрой, я сделаю то, что должен сделать любой нормальный мужик — я просто собственноручно набью им морду. Вы же знаете, что я это могу».[115]

Пикетчики тогда пришли с плакатами: «Прохорову позор!», «Прохоров, верни наш миллиард!», «Ваша пенсия — наша боль!», «Норильск Москве — никель. Москва Норильску — кактус!», «Мои родители отработали на комбинате 30 лет и теперь уедут ни с чем!». Кроме пикета, представители работников «Норникеля» провели сбор подписей под письмом, которое передали Ирине Прохоровой.

Впоследствии Михаил Прохоров сообщил, что сестре Ирине были принесены извинения от организаторов того пикета, однако их имена он так и не назвал, сказал лишь, что извинения были принесены от лица людей, 'имеющих отношение к акционерам и руководству компании «Норильский никель».

Нам эта история была важна еще и как реакция Прохорова, приоткрывающая еще одно нормальное человеческое качество героя. Помните, когда мы рассказывали о детском периоде жизни героя, были приведены его слова о привитом еще родителями принципе — «наказывать грубость и оскорбление по отношению к женщине». А тут ведь горячо любимая старшая сестра.

Хотя морду бить не пришлось, последствия были. В качестве ответной реакции за обиду сестры и давление на своих сотрудников, в сентябре 2009 г. Михаил Прохоров приостановил деятельность норильского отделения Фонда культурных инициатив, предложив следующую мотивировку: «В последние полтора года развернулась настоящая кампания преследования и запугивания работников Фонда… Затем дело дошло до открытых репрессий».

Как утверждали в благотворительной организации, сотрудникам фонда, работающим на «Норникеле», и членам их семей грозили увольнениями. Было принято решение, что исполнительная дирекция Фонда культурных инициатив переедет в Красноярск.

Это, в целом, выглядело логичным шагом — Прохорова и Норильск больше совсем ничего не связывало в рабочем плане, а зачем плотно заниматься той территорией, на которой у тебя больше нет крупных финансовых интересов.

В начале октября 2009 г. в Красноярске состоялся театральный фестиваль «Норильские сезоны в изгнании». Приглашены были театральные коллективы из Франции.

Так Норильск лишился своего театрального фестиваля. А Красноярск приобрел.

И на следующий год фестиваль «Норильские сезоны» (без приставки — «в изгнании») прошел уже в Красноярске. В июне 2010 г. более 2000 красноярцев стали свидетелями театрализованного действа «Страна Додо» (DoDoLand) в исполнении аргентино-испанской группы «Пуха!» (Grupо Puja!), а открывала программу фестиваля постановка на открытом воздухе по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Далее можно перечислять очень долго: международная научная конференция по проблемам локальной истории, фестиваль современной поэзии, кинофестивали, циклы открытых междисциплинарных лекций в Красноярске, конкурс «Музей будущего», где приняло участие 23 проекта, 13 заявок были отобраны для последующей доработки в Школе-мастерской в Москве.

Из самых последних массовых направлений Фонда можно отметить открытие программы «Стажировка для молодых театральных режиссеров», которая будет проводиться в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова, посвященного 150-летию со дня рождения великого писателя; программы «Стажировка в Институте Гуманитарных наук (IWM, г. Вена, Австрия)», направленной на поддержку академической мобильности, интеграцию молодых российских ученых и исследователей в международное научное сообщество.

А еще конкурсы по культурной журналистике (в Фонде хвастают, что благодаря совместному проекту Фонда Прохорова и Петербургского Фонда культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» молодые журналисты, пишущие на тему культуры, стали лучше ориентироваться в кино, живописи, танцах, музыке, театре и архитектуре), конкурсы для специалистов в сфере образования, культуры и искусства, преподавателей и исследователей гуманитарных наук с получением грантов на поездки для участия в конференциях и семинарах, для проведения кратковременных исследований в научных и культурных учреждениях страны и за рубежом в целях углубления и расширения профессиональных знаний и т. д., и т. п.

Объединяет все проекты лишь одно словосочетание: «культурные инициативы».

Выделяет Фонд средства и на пропаганду здорового образа жизни, профилактику антисоциального поведения детей и подростков, организацию отдыха детей из малообеспеченных семей и т. д.

Образовательные программы Фонда состоят из следующих направлений: разработка и внедрение инновационных учебных программ и программ дополнительного школьного образования; развитие научно-исследовательских и образовательных программ в форме экспедиций; осуществление научного и научно-практического обмена; помощь в программном комплектовании библиотек; поддержка одаренных детей и т. д.

Однажды Прохоров вполне определенно высказался: «Я предприниматель и на деньги смотрю как на средство для реализации своей стратегии. Возможно, одновременно они остаются и мерилом успеха. Но главное, чтобы все, что я делаю, доставляло мне радость, и чтобы я мог делить эту радость с другими. Это принцип моего бизнеса и философия моей жизни».[116]

Не исключено, что Фонд культурных инициатив (шире — благотворительность) — особый вид социальной деятельности, являющийся простой, но убедительной иллюстрацией декларации Прохорова об отношении к деньгам.

Подтверждением этому можно считать другое его высказывание, уже насчет благотворительности: «Об этом сейчас много пишут и говорят. Но вот лично у меня возникает чувство недосказанности от прочитанного и услышанного. Зачастую эмоции (особенно в связи с социальной ответственностью бизнеса) напрочь перекрывают логику происходящего. Вопрос об отношении общества к благотворительности и благотворителям является одним из фундаментальных показателей его зрелости — радоваться успехам сильного и проявлять милосердие к слабому очень непросто.

Хочу в инициативном порядке поделиться своим отношением к тому, что у нас определяют термином „социальная ответственность бизнеса“.

С учетом моего опыта работы в „Норильском никеле“ я выделяю в этом процессе три части.

1. Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо.

2. „Чистая“ благотворительность — помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке. Это естественная человеческая потребность — творить добро. Здесь успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям.

3. Системообразующая помощь бизнеса социальной сфере. Важно научить социальную сферу быть эффективной, т. е. потратить время, человеческий и денежный ресурсы для ее развития. Хорошим примером может стать участие бизнеса в регионах своего присутствия в реформе ЖКХ, где сочетается не только экономика, но и идеология — решая значимую для общества задачу, бизнес завоевывает общественную значимость и необходимость как главная движущая и креативная сила общества».[117]

У Прохорова есть правильное качество — доходить до корня явлений и проектов, которыми он занимается, к которым имеет отношение. Это относится и к благотворительности, и ко всем темам, с которыми сплетала его жизнь. И демонстрируемый нашим героем уровень проработки темы, рефлексия, важны для понимания его внутренней мотивации.

Почему он делает то-то и то-то, ввязывается в проекты, меняющие не только компании, но и отрасль в целом, причем, не только отдельной взятой страны. Прохорову именно такие проекты и такого масштаба изменения интересны, похоже, он осознает и свою меру ответственности перед тысячами, возможно, миллионами простых человеческих судеб.

В подтверждение сделанной посылки есть смысл привести знаковые слова Михаила Прохорова: «Мне вообще-то интересно то, чем я занимаюсь. Деньги сами по себе не являются целью. Они являются средством реализации идей и новых проектов. Дают возможность влиять на масштабные бизнес-процессы. Участвовать в развитии экономики страны. Это захватывающе, и именно это наполняет жизнь смыслом… Разумеется, я не против благосостояния. Чем больше у нас богатых, тем для страны лучше. И то, что многие в России до сих пор живут в бедности, накладывает на богатых особую ответственность. Тем не менее, годы роста пошли на пользу не только избранным. Нередко забывается, что миллионы россиян улучшили свой уровень жизни… Рыночная экономика в России молода, и элита еще только начинает формироваться. Этот процесс проходит болезненно, однако, крайне бескровно. Притом что Россия — единственная большая страна, на протяжении XX века дважды терявшая свою элиту: во время Октябрьской революции 1917 года и в 1991 году после распада Советского Союза. Нужно трудиться, чтобы преодолеть дистанцию между народом и экономической элитой. Безусловно, предприниматели не безгрешны. Это касается и меня. Но ситуация отражает состояние общества в целом».[118]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.033 с.)