Рэпт предпочтения и общая рэпт (кпт) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рэпт предпочтения и общая рэпт (кпт)



 

Мы уже упоминали о различиях между РЭПТ предпочтения и общей РЭПТ, которая, как я (А. Э.) говорил, синонимична общей когнитивно‑поведенческой терапии (КПТ) (Ellis, 1979с, 1980Ъ). Позвольте закончить эту главу, обозначив эти различия более детально.

^Особенности РЭПТ предпочтения таковы:

1. Имеет явную философскую направленность, что является ее центральной чертой и чего часто не хватает другим формам КПТ. Так, она подчеркивает, что люди оценивают себя, других и мир в терминах (1) рациональной, предпочитающей, гибкой и толерантной философии и в терминах (2) иррациональной, обязывающей, ригидной, нетерпимой и абсолютистской философии.

2. Ей свойственен экзистенциально‑гуманистический подход, чего лишены большинство других форм КПТ. Так, она видит человека как «цельного, целенаправленного индивида, имеющего ценность уже только потому, что он человек и он живет, она безусловно принимает его со всеми его ограничениями и особое внимание обращает на его переживания и ценности, включая его потенциалы самоактуализации» (Ellis, 1980,р. 327). Она также разделяет взгляды этического гуманизма, побуждая людей предпочитать интерес к человеку (к себе и другим – социальный интерес) интересам к божествам и материальным объектам.

3. Одобряет стремление к устойчивым и продолжительным (основанным на философии), а не к симптоматическим изменениям (Ellis, 1996а).

4. Пытается помочь людям избавиться от любого оценивания себя и рассматривает понятие самооценки как саморазрушительное, побуждающее людей к условному оцениванию себя. Вместо этого она учит людей безусловному самопринятию (Ellis, 1972а, 1976с, 1985с, 1994а, 1996b; Hauck, 1991; Mills, 1993).

5. Считает психологические нарушения отражением установки воспринимать жизнь «слишком» серьезно и таким образом одобряет использование различных юмористических терапевтических методов (Ellis, 1977b, 1977с, 1981,1987а).

6. Отдает предпочтение не антиэмпирическим техникам дискутирования, а тем, которые оспаривают философию долженствования. Поскольку РЭПТ предпочтения полагает, что искажение выводов идет от догматических «должен», «обязан», «надо» и т. п., она приветствует исследование философского ядра эмоциональных нарушений и оспаривание иррациональных идей, находящихся в этом ядре, а не просто опровержение антиэмпирических заключений, которые более поверхностны. РЭПТ предпочтения также вместо функционально ориентированных самоутверждений совладания чаще использует решительное логико‑эмпирическое и прагматическое оспаривание. Когда это возможно, РЭПТ предпочтения обучает клиентов тому, как стать своим собственным ученым, а не тому, как бездумно повторять внушенные терапевтом рациональные идеи.

7. Использует, но с осторожностью, смягчающие когнитивные методы, которые служат тому, чтобы отвлечь людей от их нездоровой философии (например, методы релаксации). РЭПТ предпочтения считает, что подобные техники предлагают клиенту краткосрочное решение проблемы, но не побуждают его определиться со спорными вопросами и надолго изменить категоричную философию, которая лежит в основе его проблем. Действительно, эти успокаивающие методы могут усложнить вовлечение клиента в философский диспут, потому что ему вряд ли захочется спорить в умиротворенном и расслабленном состоянии – к этому мотивирует эмоциональный дистресс По этим причинам РЭПТ предпочтения использует методы тренинга умений и разрешения проблем параллельно с обучением людей работать над пониманием и изменением своих дисфункциональных убеждений, а не вместо него.

8. В отличие от других видов когнитивно‑поведенческой терапии, в объяснении психологических нарушений центральную роль отдает понятию тревоги по поводу дискомфорта. Она определяется как «эмоциональная напряженность, которая возникает, когда человек чувствует, (1) что его жизнь или комфорт ставится под угрозу, (2) что он не должен переживать, а должен чувствовать себя легко и (3) что это ужасно (а не просто неудобно или невыгодно), когда он не получает того, что, как он полагал, должен получать» (Ellis, 1980а, р. 331). Несмотря на то что другие когнитивно‑поведенческие подходы признают особые случаи тревоги по поводу дискомфорта (например, боязнь страха [Москау, 1984]), они не склонны признавать ее в качестве центральной подоплеки психологических проблем, как это делает РЭПТ предпочтения.

9. Чаще, чем другие подходы к КПТ, подчеркивает, что люди нередко заставляют себя беспокоиться по поводу своих исходных нарушений. Так, терапевт в РЭПТ предпочтения активно отыскивает вторичные или третичные симптомы нарушений и побуждает клиента работать над их преодолением, прежде чем перейти к основной проблеме.

10. Имеет четкую теорию нарушений и их лечения, но эклектична или мультимодальна в своих техниках. Предпочитает одни техники (например, активное оспаривание) больше других (например, когнитивное отвлечение) и стремится к глубокому или качественному изменению философии там, где это возможно. Если с определенным клиентом не работает больше ничто другое, она достаточно гибка в использовании «иррациональных» или «антинаучных» методов (Ellis, 1994с, 1996а).

11. Проводит различия между «здоровыми» и «нездоровыми» негативными эмоциями. РЭПТ предпочтения считает такие негативные эмоции, как грусть, раздражение, озабоченность, сожаление и разочарование «здоровыми» аффективными реакциями на нереализованные желания, основанными на некатегоричной философии, считает их здоровыми, пока они не мешают целям и задачам человека. Однако депрессия, гнев, тревога, вина, стыд, жалость к себе и чувство неадекватности признаются обычно «нездоровыми» эмоциями, основанными на абсолютистских требованиях относительно нереализованных желаний. РЭПТ предпочтения рассматривает эти последние чувства как симптомы нарушения, потому что они очень часто (но не всегда) сбивают людей и мешают им конструктивно осуществлять свои цели и задачи. Другие подходы к КПТ не делают таких четких различий между «здоровыми» и «нездоровыми» негативными эмоциями.

12. Приветствует скорее тех терапевтов, которые безусловно принимают клиента, нежели тех, кто дает им теплоту и одобрение. Другие КПТ подходы не подчеркивают этой разницы. РЭПТ предпочтения полагает, что одобрение и теплое отношение терапевта таят в себе скрытую опасность, поскольку они могут непреднамеренно подтолкнуть клиента к усилению их потребности в любви и одобрении. Когда РЭПТ‑терапевт безусловно принимает своих клиентов, он также служит хорошей ролевой моделью, потому что помогает клиенту принимать себя так же – безусловно.

13. Подчеркивает важность энергии и силы в противодействии иррациональной философии и поведению клиента (Dryden, 1984b; Ellis, 1979с, 1993g, 1994с, 1995а, 1996а). РЭПТ предпочтения – один из немногих подходов КПТ, делающий акцент на том, что люди по большей части имеют биологическую предрасположенность к образованию и закреплению нарушений и часто испытывают огромные трудности в изменении идеологических корней этих проблем. Поскольку она придерживается такого взгляда, то призывает и терапевта, и клиента использовать значительную силу и энергию в развенчании иррациональных идей клиента.

14. Более селективна в выборе методов поведенческих изменений, чем другие виды КПТ. Так, она предпочитает использовать наказание, побуждая сопротивляющихся клиентов измениться. Очень часто такие клиенты не хотят меняться, чтобы получить позитивное подкрепление, но их можно побудить к этому, чтобы они избежали сурового наказания. Более того, РЭПТ предпочтения имеет в запасе метод социального подкрепления в терапии. Она полагает, что люди настолько подвержены подкреплению, что часто поступки не адекватны причинам, их вызвавшим. Так, они могут измениться, чтобы ублажить своего терапевта, который выступает здесь в роли социального подкрепления, но, поступая так, они не обладают мотивацией думать и действовать ради самих себя. РЭПТ предпочтения нацелена на то, чтобы помочь клиенту научиться полагаться только на себя и самому себя направлять, и поэтому иногда может использовать техники социального подкрепления. Наконец, РЭПТ предпочтения часто приветствует использование методов наводнения и десенсибилизации in vivo вместо методов постепенной десенсибилизации, она утверждает, что первые лучше помогают клиентам поднять уровень своей толерантности к фрустрации (Ellis, 1962,1983b, 1985с, 1994с, 1995а, 1996а).

Несмотря на то что РЭПТ‑терапевты предпочитают использовать РЭПТ предпочтения всегда, когда это возможно, они не настаивают догматически на ее применении. Когда, по прагматическим причинам, они прибегают к общей РЭПТ, их терапевтическая практика зачастую неразличима с практикой других когнитивно‑поведенческих терапевтов.

В оставшихся главах мы покажем, как проводится РЭПТ в различных терапевтических и образовательных модальностях, но сначала – в следующей главе – мы приведем пример из практики РЭПТ.

 

Пример из базовой практики РЭПТ: случай Джейн  

 

РЭПТ, как показано в настоящей работе, используется в самых разных условиях и самыми разными способами. Часто клиенты проходят только курс индивидуальной терапии, но нередко после нескольких индивидуальных сеансов они участвуют в регулярных еженедельных терапевтических группах. Некоторые посещают индивидуальные и групповые сеансы параллельно, а некоторые сначала несколько месяцев занимаются индивидуально, а затем переходят на групповую терапию, после которой могут пройти еще несколько индивидуальных сеансов.

Для того чтобы проиллюстрировать базовую клиническую практику РЭПТ, мы включили в эту главу случай Джейн, 27‑летней женщины, страдающей сильной социальной и профессиональной тревожностью. Эта клиентка посещала меня (А. Э.) раз в неделю в течение трех месяцев, а затем проходила еженедельную групповую терапию. Она решила перейти на групповую терапию, потому что почувствовала, что начинает понимать основные принципы РЭПТ и может использовать их более или менее последовательно, а также потому, что индивидуальные сеансы со мной ей казались «слишком безопасными», а она хотела рискнуть высказаться о своих проблемах в группе, попытавшись сойтись с ее членами и научившись применять РЭПТ, помогая им рассказывать о своих иррациональных идеях и поведении. Если бы она сама не пожелала присоединиться к одной из моих групп, я бы так или иначе убедил ее это сделать: я часто настаиваю на том, чтобы мои застенчивые и социально тревожные клиенты поучаствовали в группах, потому что это помогает им научиться быть более успешными в социальных ситуациях и брать на себя больше риска.

Присоединившись к одной из моих регулярных терапевтических групп, Джейн продолжала изучать и практиковать РЭПТ в том направлении, в котором она начала это в процессе индивидуальных сеансов, так что ее участие в группе дополняло и расширяло уже принятые ею новые образ мышления, чувства и поведение. Она сначала не решалась высказываться о проблемах других членов группы, хотя о своих собственных говорила свободно. Но когда я помог ей взглянуть на эту нерешительность и увидеть, что она определяет неэффективное поведение в группе как «ужасное» и «самообесценивающее», когда я настоял на том, чтобы она заставила себя высказаться о проблемах других людей, она вскоре преодолела свою застенчивость и превратилась в одного из самых активных участников группы.

Когда я впервые увидел Джейн, она показалась мне (как позже согласились со мной все члены группы и как они постоянно напоминали ей об этом) очень привлекательной. Дня не проходило, чтобы какой‑нибудь мужчина (или лесбиянка) не захотел познакомиться с ней на работе, в метро, на улице или в магазинах, где она делала покупки. Несмотря на такое внимание, она была крайне застенчива с мужчинами, особенно с теми, кто ей нравился, и говорила, что у нее в голове становится пусто, когда ей хочется завести с ними разговор. Она была настолько стеснительной, что с трудом могла общаться с продавцами, и поэтому часто просила сходить в магазин свою мать. Когда мужчинам удавалось настоять на встречах – а это случалось часто, – она вначале избегала их из‑за своей застенчивости. Потом она отчаянно цеплялась за самого настойчивого из них, не терпящего отказа. Когда он оказывался (а это случалось всегда) неподходящей парой, она оставалась с ним дольше, чем ей того хотелось, смертельно боясь вернуться к брачным «крысиным бегам».

Джейн, несмотря на неумение вести разговор, обладала прекрасным чувством юмора, называя себя «ненормальной» в своей профессиональной и социальной жизни. По специальности она была школьным учителем, но не могла выстоять перед классом детей и поэтому пошла работать на государственную службу на должность помощника администратора – место, которое она легко получила, отлично сдав экзамен. Ей бы хотелось пойти на какую‑нибудь другую работу по специальности, но она до смерти боялась собеседований и поэтому никогда не пыталась что‑либо изменить. Она ненавидела себя за то, что застряла на таком низком уровне, но эта ненависть к себе только больше убеждала ее в своей неспособности к адекватным межличностным отношениям

До того, как прийти ко мне, Джейн в возрасте 19 лет в течение года посещала в колледже консультанта, работавшего в роджерсовской терапии. Она считала, что стала чувствовать себя после этого немного лучше, но в отношении застенчивости ничего не изменилось. К 23 годам у нее за плечами было 2 года психоаналитически ориентированной терапии, но она считала, что это только сделало ее зависимой от своего терапевта и ей стало еще страшнее самостоятельно жить в этом мире. Она разочаровалась в терапии и была готова оставить все надежды измениться, когда ее сестра‑близнец, у которой были сходные проблемы и которая в течение года проходила РЭПТ и делала благодаря этому значительные успехи, фактически настояла, чтобы та пришла в Институт рационально‑эмоционально‑поведенческой терапии, и даже вызвалась оплатить первые два месяца лечения. Все еще не желая снова идти на терапию, но не решаясь противостоять просьбам сестры, Джейн согласилась дать РЭПТ шанс.

Как это типично для моей практики РЭПТ, я использовал с Джейн множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов, самые важные из которых я собираюсь сейчас описать.

 

КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЭПТ

 

Основные когнитивные техники РЭПТ, которые я применял в случае Джейн, подробно описаны ниже.

 

 

Обучение азбуке РЭПТ

 

Благодаря предыдущей терапии Джейн придерживалась общего психоаналитического убеждения, что проблемы у людей обусловлены травматическими событиями их детства Первые сеансы я посвятил тому, что модифицировал эту точку зрения и показал ей, что все мы имеем выраженную тенденцию соотносить себя – и особенно свою внутреннюю й уникальную склонность желать или требовать – со своими родителями и первыми учителями: они передают нам свои предпочтения и стандарты, которые мы обычно принимаем. Став взрослее, как удачно выразился Пого, мы встречаем врага – и это мы сами! Мы перенимаем многие из наших предпочтений и стандартов от своих опекунов (и телевизора!), но добавляем абсолютистские «должен» и превращаем предпочтения в острые «необходимости» (Ellis, 1957,1962,1994с; Ellis & Becker, 1982; Ellis & Harper, 1975). Более того, я показал Джейн, что независимо от того, как она первоначально приобрела свои дисфункциональные «должна», «обязана», «надо», они все еще властны над ней сегодня, и для нее было бы лучше осознать их способность расстраивать ее и поработать над их пониманием и изменением.

Хотя Джейн сначала не хотела принимать ответственность за свои иррациональные взгляды на себя, потому что для нее более приемлемым казалось обвинять свою «доминантную» мать за то, что та «сделала» ее застенчивой, она смогла переключиться после того, как я показал ей, что ее младшая сестра, которая еще больше подавлялась матерью (потому что была самой маленькой в семье) всегда сопротивлялась этой доминантности и выросла необычно общительной и уверенной, как и их мать. Джейн и ее сестра‑близнец, наоборот, казалось, пошли в своего стеснительного й неуверенного отца, который развелся с их матерью, когда им было по 5 лет, и который после этого мало заботился о своих трех дочерях. Когда после третьего сеанса Джейн пришла к выводу, что она действительно сама придумала большинство своих ИВ (например, «Я никогда не должна разочаровывать людей, которые много значат для меня») и что эти верования (а не ее доминантная мать) являются причиной ее патологической застенчивости, до нее «дошла» большая часть теории РЭПТ и она начала активно исследовать свою саморазрушающую философию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.021 с.)