Работа 6. Определение внимания, объёма и скорости переработки зрительной информации по методике Ландольта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 6. Определение внимания, объёма и скорости переработки зрительной информации по методике Ландольта



 Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы: возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питания и др.; факторы физического характера (географические и климатические условия существования); психические факторы: это мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др. Все вышеперечисленные факторы одновременно действуют на организм и взаимообуславливают друг друга. Поэтому методы исследования умственной работоспособности получили название психофизиологических методов. 

Цель задания: определить внимание, объем и скорость переработки зрительной информации. 

Приборы и материалы: таблица с кольцами Ландольта, секундомер

Методика выполнения работы

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Для исследования объема и скорости переработки зрительной информации пользуются Таблицами с кольцами Ландольта. Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из восьми разрывов соответствует определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23). Испытуемым предлагается вычеркнуть кольца с одним из разрывов в течение ограниченного времени. При оценке выполненной работы учитывается количество просмотренных колец, число вычеркнутых заданных знаков, количество ошибок.

Таблица с кольцами Ландольта.

Задание выполняется в быстром темпе на протяжении 3 мин.

1) Объём зрительной информации рассчитывается по формуле: 

Q = 0,5936*N,

где Q -объём зрительной информации, бит; 0,5936 - средний объём информации, приходящейся на один знак; N - количество просмотренных знаков. 

2) Скорость переработки информации рассчитывается по формуле: 

S = Q - 2,807*n /T,

 где S - скорость переработки информации, бит/с; 2,807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; n - количество пропущенных колец; Т - время выполнения задания, с. 

Задание

Провести тестирование, оформить полученные данные в виде таблицы.

 


Работа 7. Определение силы нервных процессов по психомоторным показателям (при помощи теппинг-теста).

Данный тест предложен Е.П. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов: сильная нервная система, средне-сильная нервная система, средняя нервная система, средне-слабая нервная система и слабая нервная система.

Цель задания: провести оценку силы нервных процессов по психомоторным показателям

 Приборы и материалы: листы бумаги разделенные на 6 (по 3 в ряд) равных прямоугольников, секундомер, карандаш.  

Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

1. По сигналу испытуемый должен в прямоугольниках проставить точки с максимальной скоростью в течение 5 сек в каждом. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом прямоугольнике, а перед ним. Общая продолжительность работы 30 сек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу.

2. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

3. Подсчитывается количество точек в каждом квадрате и строиться график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

4. Анализ результатов проводиться по графикам:

ü выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы, в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня; что соответствует сильной нервной системе.

ü ровный тип: максимальный темп удерживается на одном уровне в течение всех 30 сек, такой тип кривой свидетельствует о средне-сильной нервной системе

ü промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек, соответствует нервной системе средней силы;

ü вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня, соответствует  средне-слабой нервной системе;

ü нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне, этот тип свидетельствует о слабой нервной системе.

Задание: провести тестирование, проанализировать результат


Работа 8. Внимание

Внимательно присмотритесь к рисунку, на котором изображена проекция усеченной пирамиды. Вы заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Это явление объясняется законом обратной индукции. Когда мы смотрим на маленький квадрат, восприятие большого квадрата ухудшается из-за внешнего торможения, и он кажется за плоскостью рисунка. Пирамида обращается усеченным концом к зрителю. Но если мы переключим взгляд на большой квадрат, он будет восприниматься как ближний и пирамида окажется повернутой к зрителю основанием.

Цель задания: провести оценку устойчивости внимания.

 Приборы и материалы: часы, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы.

Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый – Испытатель

 

  1. В течение 30 с испытуемый смотрит на пирамиду. При каждом изменении изображения он делает в тетради штрих (не глядя!). Начало и конец опыта устанавливает экспериментатор, следящий за секундомером. По окончании опыта сосчитайте количество штрихов. Полученное число удвойте. Вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за 1 мин.
  2. Проделайте этот эксперимент 5 раз, давая испытуемому 5-10 минут отдыха.
  3. Проведите оценку характеристики устойчивости внимания, используя среднее значение.

Частота смены изображения за 1 минуту: менее 11 раз – очень устойчивое; 12-20 раз – средне устойчивое; более 20 раз – недостаточно устойчивое.

  1. Повторите эксперимент, поставив перед испытуемым цель - как можно дольше удержать каждое изображение. Измерьте величину колебания внимания в этом случае.

 

Задание: провести тестирование, проанализировать результат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.006 с.)