Работа 4. Память. Исследование кратковременной памяти и ассоциативных связей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа 4. Память. Исследование кратковременной памяти и ассоциативных связей.



Память - фундаментальное свойство живого. Все гипотезы о сущности памяти могут быть разделены на две группы: кодирование индивидуального опыта в различных химических субстратах (нуклеиновых кислотах) и память как многонейронная система с эффективностью синаптических контактов. Изучение памяти человека способствует решению одной из сложнейших проблем физиологии высшей нервной деятельности – проблеме топографической динамики временной связи. Исследование механизмов памяти - это выяснение природы основных операций памяти: формирования, закрепления, хранения и воспроизведения компонентов памяти (временной связи).

 Цель задания: знакомство с подходами к оценке памяти

 Приборы и материалы: 20 нейтральных слов, таблицы с цифрами, 18 понятий для смыслового запоминания секундомер.

 Методика выполнения работы:

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Эксперимент 1. Определение объема памяти при случайном запоминании задания.

Пример рядов цифр:

ряд 1: 6, 12, 43

ряд 2: 8, 93, 56, 7

ряд 3: 75, 21, 13, 9, 69

ряд 4: 44, 8, 36, 84, 5, 74

ряд 5: 35, 17, 42, 9, 15, 64, 93

ряд 6: 15, 97, 54, 7, 19, 4, 63, 87, 4

ряд 7: 8, 37, 25, 6, 98, 17, 84,75, 42, 7

  1. Испытуемый внимательно прослушает зачитываемый ряд цифр и воспроизводит его по памяти через некоторое определенное время (5-20 сек.). Цифры записывают в том же порядке, как они читались.
  2. Оцените количество ошибок - количество правильно воспроизведенных рядов и количество ошибок при записи последовательности цифр, воспроизведенных по памяти.
  3. Каждый ряд зачитывается один раз по очереди, начиная с самого короткого.
  4. Пункты 1 – 2 повторите 4 раза. Оцените средний результат

Эксперимент 2. Определение объема памяти при смысловом запоминании.

Пример понятий на проведения эксперимента: «хорошая погода», «летний отдых», «хорошие слова», «добрый слон»…

  1. Испытуемые получают инструкцию: при звучании того или иного понятия делайте зарисовки на заранее подготовленном листке, записывать понятия запрещается.
  2. Испытатель медленно зачитывает 18 понятий, испытуемый делает зарисовки.
  3. Через 1-2 минуты, испытуемый подписывает понятия под зарисовками, подсчитывается число правильно воспроизведенных понятий.

Эксперимент 2. Выявление ассоциативных связей.

Пример слов для проведения эксперимента: дым, снег, поле, саксофон..

  1. Испытатель читает слова и предлагает испытуемому быстро ответить на него первым пришедшим ему в голову словом.
  2. Регистрируется время ответа и сами слова.
  3.  Проанализируйте характер ответа. При анализе обратите внимание на следующее: содержит ли ответ элементы абстракции, обобщения или он является конкретно – образным.

Задание: провести тестирование, проанализировать результат


Работа 5. Определение внимания, объёма и скорости переработки зрительной информации по таблице Анфимова

 Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы: возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питания и др.; факторы физического характера (географические и климатические условия существования); психические факторы: это мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др. Все вышеперечисленные факторы одновременно действуют на организм и взаимообуславливают друг друга. Поэтому методы исследования умственной работоспособности получили название психофизиологических методов. 

Для исследования умственной работоспособности в настоящее время широко используется метод корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими яв­ляются буквы.

 

Цель задания: о пределить внимание, объем и скорость переработки зрительной информации. 

Приборы и материалы: таблица Анфимова, секундомер

Таблица Анфимова

Методика выполнения работы

Работа проводиться парами: Испытуемый - Испытатель

Испытуемый после соответствующей инструкции должен, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, вычеркивать обусловленные заданием определенные буквы, отмечая по команде экспериментатора конец каждой минуты вертикальной чертой в том месте строки, которую он просматривал в данный момент.

Задание выполняется в быстром темпе на протяжении 4 мин.

Анализ работы проводится в двух направлениях: оценивается качественная и количественная сторона внимания за один и тот же промежуток времени. При обработке данных посчитывают общее количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объём и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного качества, содержащихся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв). С помощью формул рассчитывают следующие показатели: 

а) коэффициент точности выполнения задания (А): 

А = М / N,

где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

б) коэффициент умственной продуктивности (Р):  

Р = A *S,

где S - общее количество просмотренных знаков. 

в) показатель ин­тенсивности внимания (ИВ), который представляет собой выра­женное в процентах отношение (КБ) к их общему числу (КИ):

ИВ = (КБ / КИ)*100,

где КБ - количество просмотренных букв, КИ – общее число букв

г) показатель внимания (ПВ):

ПВ = КЗ / (КО + 1)

где КЗ - количество знаков, просмотренных за 1 мин; КО — количество ошибок.

Задание

Провести тестирование

Оформить полученные данные в виде таблицы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.64.221 (0.009 с.)