Тема 1. 1. Теоретико-методологические основы педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Теоретико-методологические основы педагогики



Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

для курсантов 2 курса психологического факультета группы 201, 202, 203.

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы педагогики

Смысл и значения педагогики как социокультурного явления

Смысл и значения педагогики как социокультурного явления.

В чем состоит смысл педагогики как социокультурного явления?

Воспитание человека в целях его развития посредством трансляции социокультурного опыта.

Назовите основные значения термина «педагогика»

Практическая деятельность, наука, аспект культуры, учебная дисциплина.

Что представляет собой педагогика как социокультурная практика?

Одна из сфер практической деятельности, связанная с трансляцией социокультурного опыта и включающая непрофессиональную и профессиональную педагогическую деятельность.

Дайте определение непрофессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, которую осуществляют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации и каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Каковы особенности непрофессиональной педагогической деятельности?

- педагогические задачи возникают и решаются ситуативно, бессистемно;

- решение педагогических задач часто происходит спонтанно, интуитивно – без четкого осознания цели;

- выбор средств решения педагогических задач осуществляется преимущественно на основе «бытовых», а не научных педагогических знаний.

Дайте определение профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, осуществляемая подготовленным специалистом, и направленная на создание в специально организованном педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения.

Назовите основные значения термина «педагогика»

Практическая деятельность, наука, аспект культуры, учебная дисциплина.

Что представляет собой педагогика как социокультурная практика?

Одна из сфер практической деятельности, связанная с трансляцией социокультурного опыта и включающая непрофессиональную и профессиональную педагогическую деятельность.

Дайте определение непрофессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, которую осуществляют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации и каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

 Каковы особенности непрофессиональной педагогической деятельности?

- педагогические задачи возникают и решаются ситуативно, бессистемно;

- решение педагогических задач часто происходит спонтанно, интуитивно – без четкого осознания цели;

- выбор средств решения педагогических задач осуществляется преимущественно на основе «бытовых», а не научных педагогических знаний.

Дайте определение профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность, осуществляемая подготовленным специалистом, и направленная на создание в специально организованном педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения.

К какой группе профессий относятся профессии психолога и педагога?

человек – человек

Каковы основные виды профессиональной педагогической деятельности

Преподавание и воспитательная работа

Технологический компонент

способы и приемы деятельности по решению педагогических задач

- аналитико-рефлексивных;

- конструктивно-прогностических;

- организационно-деятельностных;

- оценочно-информационных;

- коррекционно-регулирующих.

Технологический компонент

способы и приемы деятельности по решению педагогических задач

- аналитико-рефлексивных;

- конструктивно-прогностических;

- организационно-деятельностных;

- оценочно-информационных;

- коррекционно-регулирующих.

 

Тема 2.1. Образование как социокультурный феномен и фактор целенаправленного развития человека

Образование как социально-культурный феномен, ценность, процесс и результат.

Когда возникло образование как явление общественной жизни?

Образование возникает вместе с появлением человеческого общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка, обеспечивая трансляцию культуры от поколения к поколению.

Для какого общества характерен архаичный тип образования?

Для первобытного.

Назовите один из самых древних и значимых социальных институтов образования.

Семья.

Какова была цель образования в Древней Спарте?

Воспитание сильных, жестоких, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов.

Что являлось в средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе и какая в этой связи преобладала в образовании целевая установка?

Влияние христианства. Целью образования был добродетельный христианин.

Когда и где появились первые университеты?

В Западной Европе в XII – XIII вв.

Чем был обусловлен характер образования в докапиталистическую эпоху?

 Развитием торговли, мореплавания, промышленности (но долгое время образование было преимущественно гуманитарным, не оказывало существенного влияния на экономику).

Какие новые учебные заведения появились в связи с потребностями капиталистического производства (крупной машинной индустрии, новых способов производства)?

Реальные училища и технические школы, высшие техническиеучебные заведения, ориентированные на подготовку работников со знанием математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела.

Когда основным условием воспроизводства рабочей силы становится неполное, а затем и полное среднее образование?

  В середине ХХ века, перед второй мировой войной.

Что было причиной «образовательного взрыва» во второй половине XX века?

Автоматизация производства, когда решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка работника.

Приведите примеры идеалов личности и образованного человека (социальных эталонов) в истории развития образования.

Спартанский воин, добродетельный христианин, строитель коммунизма, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность, высокопрофессиональный специалист, гражданин, несущий ответственность за себя, свое ближайшее окружение, общество в целом.

Какой социальный эталон образования отвечает потребностям современного общества?

Высокопрофессиональный специалист и гражданин, несущий ответственность за себя, свое ближайшее окружение, общество в целом.

Какова одна важнейших мировых тенденций современного этапа развития образования и чем она вызвана?

Непрерывный характер образования человека в течение всей его жизни, вследствие перехода общества от индустриального к постиндустриальному этапу развития, когда постоянное обновление техники и технологии производства повлекло за собой быструю инфляцию профессиональной подготовки. Образование становится ключевым фактором развития интеллектуального и социокультурного потенциала общества.

Назовите основные принципы непрерывного образования:

1) своевременное обновление базовых научных знаний;

2) инвестирование образования как сферы общественной деятельности и самодеятельности (государственные и негосударственные фонды, личные сбережения, оплачиваемые учебные отпуска, субсидии и т.д.);

3) педагогическая поддержка самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;

4) четкость и точность критериев оценки качества образования, полученного конкретным человеком;

5) использование технологии дистанционного обучения.

Перечислите свойства образования как социокультурного явления.

Целенаправленность, историчность, динамичность, эффективность,функциональность.

Сочетанием каких 2х противоречивых качеств характеризуется развитие образования?

Стремление к новому и консерватизм.

Что определяет эффективность образования?

В максимальном его использовании как фактора социального развития при минимуме издержек и негативных последствий.

В чем проявляется прагматическая функция образования?

В создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, необходимых для обеспечения их жизнедеятельности, научно-технического, социального и духовного прогресса общества.

Какой тип образования порождает акцентирование его прагматической функции?

Тип образования адаптивной практической направленности, который характеризуется стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека.

Чем обусловлена к ультуролого-гуманистическая функция образования?

Тем, что оно выступает средством формирования способности к «неадаптивной активности» - культуротворчеству.

Что обеспечивает выполнение образованием культуролого-гуманистической функции?

• трансляцию знаний от поколения к поколению;

• генерирование, распространение и хранение культуры общества;

• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;

• социализация, обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

• создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека.

Какую целевую установку образования обусловливает его культуролого-гуманистическая функция?

Развитие сущностных (физических и духовных) сил человека в диалектическом единстве общественного и личного. 

Что представлено в целях образования?

- с одной стороны - требования, предъявляемые к личности обществом;

- с другой стороны - условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека в саморазвитии.

Какой идеал личности отражает современные потребности социального развития?

 Человек, обладающий интеллектуально-нравственной свободой, стремящийся к творческому саморазвитию.

Какое понятие более всего характеризует отношение между образованием и обществом?

Понятие «культура».

Что обеспечивает образование как компонент культуры общества?

1) межпоколенную трансляцию культуры, что является условием ее сохранения и развития;

2) возможности для творческого развития и саморазвития человека в педагогическом процессе.

Поэтому образование- это общечеловеческая ценность?

Образование, транслируя культуру, обеспечивает существование общества, предопределяет его прогресс и регресс, активно участвуя в эволюции человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и мотивации конкретных поступков.

Чем подтверждается признание образования в качестве общечеловеческой ценности?

 Конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование.

Что предполагает образованность как результат достижения целей образования?

1) развитие базовой культуры личности;

2) подготовку компетентного человека.

Каковы составляющие базовой культуры личности, формируемые в образовании?

- культура жизненного самоопределения;

- духовно-нравственная культура;

- культура труда;

- политическая и экономико-правовая культура;

- эстетическая культура;

- физическая культура;

- культура межнационального и межличностного общения

Что собой представляют результаты образования и чем они определяются?

Качественная характеристика образования, отражающая степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. Результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

16. Компетентностный подход в образовании.

Образование в широком социальном смысле

- социально-исторический процесс трансляции новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.

Образование в узком педагогическом смысле

- процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), механизм управления процессами социализации.

Установите логическую связь понятий «личность», «развитие личности», «социализация», «образование».

Личность – целостное психическое новообразование, функция которого - обеспечить особый способ существования человека как члена общества, творчески осваивающего общественный опыт, определяющего и заявляющего в действии свою ценностную позицию.

Развитие личности – процесс формирования личностных психических новообразований, которые позволяют обеспечить особый способ существования человека как члена общества.

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта - ценностей, норм, установок, образцов поведения, овладения навыками деятельности, преобразования реально существующих социальных связей и отношений в качества личности.

Образование - социально-исторический процесс трансляции новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами - механизм целенаправленного и сознательного управления процессами социализации.

 


Тема 2.2. Образование как система

 

Образование как педагогическая система

Назовите виды систем.

- целостные и суммативные;

- органические и искусственно создаваемые;

- динамические и статические;

- «открытые» и «закрытые»;

- управляемые и неуправляемые».

Что такое саморазвитие?

- самобытный творческий процесс изменений человека в ходе его активной деятельности, совершаемый им самостоятельно, по внутренней необходимости, а не по указаниям со стороны.

 Что является источником саморазвития человека по П.Ф. Каптереву?

- самодеятельность как основное свойство личности, включающее в себя внутренне стремление к саморазвитию и самостоятельные поисковые действия обучающегося.

Тема 3. Теория обучения

Как определяется УЧЕНИЕ?

Специфический вид деятельности - регулирование собственных познавательные действий в соответствии с поставленной целью.

Каково назначение учения?

Сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений, развитии познавательных способностей.

Назовите компоненты учения.

1) мотивы учения;

2) учебные действия (операции);

3) действия самоконтроля, самооценки и самоанализа, взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Что такое «мотивы учения»?

 - побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом (учение имеет полимотивированный характер - каждый из мотивов выступает во взаимодействии с другими).

Каковы функции обучения?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ (образовательная) - вооружение обучающихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их дальнейшего использования на практике

РАЗВИВАЮЩАЯ - специальная направленность взаимодействия обучающих и обучающихся на формирование психических новообразований (способностей).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - формирование отношений человека в мире посредством специальной организации общения учителя с учащимися, формирующего социально значимые качества личности

Что входит в содержание научных знаний?

- факты, понятия, законы, существенные причинно-следственные связи, закономерности, теории, составляющие обобщенную картину мира, которые должны стать достоянием обучающегося, войти в структуру его опыта.

Что такое «навык»?

  - автоматизированное действие, которое вырабатывается путем многократных упражнений в одних и тех же условиях.

Методы и средства обучения

Что такое «методы учения»?

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач

Как соотносятся понятия "метод" и "прием"?

Прием и метод соотносятся как часть и целое. Метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами.

Прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий (например, совокупность рациональных действий, связанных с составлением плана изучаемого материала, применяемого при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п.).

Как соотносятся понятия "прием" и "правило"?

Правило - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.

Каково основание для выделения методов приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков? (управленческий подход -М.А.Данилов, Б.П.Есипов и др.)

Ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения.

Что такое коллективизм?

 «Коллективизм» - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности - органическое единство личного и социального, которое рождается в коллективной жизнедеятельности. Воспитательный потенциал коллектива зависит от того, в какой мере общие цели и задачи осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные.

Признак коллективизма - солидарная идентификация, переживаемая как чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к осознанным и добровольным действиям в пользу группы.

21.

Лекция

Дидактические средства.

Каково значение термина "средства обучения" в широком смысле?

Все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Каково значение термина "средства обучения" в узком смысле?

Учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др., а также виды деятельности, направленные на освоение учебного материала.

Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика»

для курсантов 2 курса психологического факультета группы 201, 202, 203.

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы педагогики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.065 с.)