Формирование номинативной функции речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование номинативной функции речи.



В начальной школе на уроках развития речи большое внимание уделяется формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающий понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов. Поэтому учитель должен соблюдать ряд условий для избегания формальной («пустой») речи учащихся. Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна в предметно-практической деятельности (ребёнок действует с предметами, усваивая их качества, способы действия с ними, функции этих предметов). Для развития у ребенка понимания речи нужно взаимодействовать с изучаемым объектом: можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т.д. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их называние.

Работа над пониманием и использованием слов проводится, как правило, на часто встречающихся в обиходе предметах. Например, перед ребенком расставляются игрушки и предлагается показать ту или иную (без учета цвета и величины): «покажи куклу», «покажи машину», «покажи зайчика». Затем задание видоизменяется: «возьми куклу», «возьми машину», «возьми зайчика». Наконец учитель просит подать ему ту или иную игрушку: «дай мне куклу», «дай мне машину», «дай мне зайчика».

Проводится специальная работа над конкретизацией словаря и пониманием обобщающих понятий. Детям предлагается назвать предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф, лампу, зеркало); посуду (чашку, тарелку, ложку); одежды (платье, туфли, пальто) и т.д. Показать части своего тела (руки, ноги, голову, глаза, нос, уши, губы, зубы, брови) и части тела игрушечных животных (куклы, зайца, медведя).

Предикативный словарь также требует тщательной отработки. Для этого перед ребенком выставляются знакомые предметы: мяч, чашка, шапка, ботинки, мыло, зубная щетка. Потом учитель задает вопрос: «Чем ты играешь?», «Что ты надеваешь на голову?», «Из чего ты пьешь молоко?», «Что ты надеваешь на ноги?», «Чем ты умываешься?». Затем предметы заменяются картинками с изображением этих же предметов, вопросы повторяются.

 Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения (рассматривание предметов, их изображений). Обучая детей речи, педагог должен стремиться к тому, чтобы они не только умели произносить слова, но осмысливали их, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов.

Речь должна быть наполнена предметным содержанием. Дети учатся соотносить реальный предмет с изображением, выделять его из числа других предметов, а также показывать и называть действия. Возможности детей указанной категории в осуществлении показа необходимой картинки, изображающей предмет, резко ограничены. Узнавание плоскостного изображения предмета требует его идентификации с реальным объектом, что определяется достаточным уровнем развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, а также процессов внимания и восприятия. Поэтому рассматриванию и узнаванию изображений нужно целенаправленно учить. Одним из эффективных способов усвоения изображений является изобразительная деятельность учащихся, сопровождающаяся речью.

Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании такой эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий.

Постепенно слова, изучаемые на уроке, войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающими. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить медленно, плавно, четко, не проглатывая окончания. Искаженные слова ребенка следует исправлять. Главное условие к чему должен стремиться педагог, обучая детей, - это не только умение произносить их, но и умение осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов.

Обогащение чувственного опыта учащихся, представлений об окружающем – смысловая основа речи ребёнка. Активизация познавательной деятельности, наряду со стимуляцией эмоций ребёнка – основа не только для стимуляции, осмысленности речи, но и для усложнения собственных коммуникативных задач ребёнка в общении с окружающими людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.108.171 (0.007 с.)