Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование номинативной функции речи.
В начальной школе на уроках развития речи большое внимание уделяется формированию номинативной функции речи. Дети усваивают и запоминают названия различных предметов, обобщающий понятий, действий, признаков, отношений предметов, понятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в усвоении семантики слов. Поэтому учитель должен соблюдать ряд условий для избегания формальной («пустой») речи учащихся. Стимуляция познавательной деятельности – важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна в предметно-практической деятельности (ребёнок действует с предметами, усваивая их качества, способы действия с ними, функции этих предметов). Для развития у ребенка понимания речи нужно взаимодействовать с изучаемым объектом: можно потрогать изучаемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и т.д. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их называние. Работа над пониманием и использованием слов проводится, как правило, на часто встречающихся в обиходе предметах. Например, перед ребенком расставляются игрушки и предлагается показать ту или иную (без учета цвета и величины): «покажи куклу», «покажи машину», «покажи зайчика». Затем задание видоизменяется: «возьми куклу», «возьми машину», «возьми зайчика». Наконец учитель просит подать ему ту или иную игрушку: «дай мне куклу», «дай мне машину», «дай мне зайчика». Проводится специальная работа над конкретизацией словаря и пониманием обобщающих понятий. Детям предлагается назвать предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф, лампу, зеркало); посуду (чашку, тарелку, ложку); одежды (платье, туфли, пальто) и т.д. Показать части своего тела (руки, ноги, голову, глаза, нос, уши, губы, зубы, брови) и части тела игрушечных животных (куклы, зайца, медведя). Предикативный словарь также требует тщательной отработки. Для этого перед ребенком выставляются знакомые предметы: мяч, чашка, шапка, ботинки, мыло, зубная щетка. Потом учитель задает вопрос: «Чем ты играешь?», «Что ты надеваешь на голову?», «Из чего ты пьешь молоко?», «Что ты надеваешь на ноги?», «Чем ты умываешься?». Затем предметы заменяются картинками с изображением этих же предметов, вопросы повторяются.
Положительно воздействует на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы обучения (рассматривание предметов, их изображений). Обучая детей речи, педагог должен стремиться к тому, чтобы они не только умели произносить слова, но осмысливали их, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов. Речь должна быть наполнена предметным содержанием. Дети учатся соотносить реальный предмет с изображением, выделять его из числа других предметов, а также показывать и называть действия. Возможности детей указанной категории в осуществлении показа необходимой картинки, изображающей предмет, резко ограничены. Узнавание плоскостного изображения предмета требует его идентификации с реальным объектом, что определяется достаточным уровнем развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, а также процессов внимания и восприятия. Поэтому рассматриванию и узнаванию изображений нужно целенаправленно учить. Одним из эффективных способов усвоения изображений является изобразительная деятельность учащихся, сопровождающаяся речью. Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. «Безречевые» дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании такой эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий. Постепенно слова, изучаемые на уроке, войдут в активную речь ребенка, обогащая ее, облегчая общение с окружающими. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить медленно, плавно, четко, не проглатывая окончания. Искаженные слова ребенка следует исправлять. Главное условие к чему должен стремиться педагог, обучая детей, - это не только умение произносить их, но и умение осмысливать их, чтобы речь не превращалась в набор заученных и непонятных слов. Обогащение чувственного опыта учащихся, представлений об окружающем – смысловая основа речи ребёнка. Активизация познавательной деятельности, наряду со стимуляцией эмоций ребёнка – основа не только для стимуляции, осмысленности речи, но и для усложнения собственных коммуникативных задач ребёнка в общении с окружающими людьми.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.108.171 (0.007 с.) |