Стимулирование общения и речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулирование общения и речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью



Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни. Потребность в общении ребенка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность, а затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Способность выразить свои желания с помощью речи, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Речь будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Речь является универсальным средством общения, поскольку при передачи информации, с помощью речи, менее всего теряется смысл сообщения. С помощью речи на уроках развития речи дети воздействуют, ориентируются, убеждают друг на друга.

Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, в т.ч.«безречевых», необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Желательно поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с «безречевыми» детьми учитель должен стремиться добиться подражания в повторение звукоподражаний, обиходных слов, простых фраз. Очень важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью, речевой и «безречевой», умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем — повторять слова и предложения.  С этой целью используют сопряженную речь, отраженную (эти два приема способствуют формированию у детей неторопливого темпа, правильной артикуляции и дикции, а также соблюдению пауз, логического ударения) и хоровую (хоровая речь должна быть: легкой, плавной, четкой, выразительной).

Для развития подражательной речи, вызывания эмоционального отклика, непосредственного интереса к звучащей речи можно использовать логоритмические, фоноритмические упражнения, способствующие развитию общих движений, памяти, внимания, чувства ритма, развитию мелкой моторики, речевого дыхания, силы голоса и т.д. Широко используются на всех этапах урока систематически повторяющиеся речедвигательные упражнения.

Развитие речи происходит в совместной деятельности педагога и учащегося, через организацию совместной деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушками. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать.

При проведении занятий можно создавать ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми. Целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры и драматизации. В процессе игровой деятельности происходит взаимодействие взрослого и ребёнка, формируются определённые игровые умения и навыки, происходит развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитие речи. Проигрывая различные ситуации, дети постепенно решают жизненные задачи, с которыми они сталкиваются в быту. Стараются «оречевить» данную ситуацию, для того чтобы их поняли окружающие люди. Усвоение детьми знаний, приобретаемых умений в игровой форме происходит гораздо лучше, чем просто со слов учителя. Самостоятельно овладеть игровым действием дети не могут, поэтому в процесс обучения включены обучающие игры, которые направлены на формирование у детей предметно игровых действиям. Дети учатся выполнять действий по подражанию, следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить поражения, переживать успех. Сюжеты игр носят разнообразный характер и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка, его желаний и возможностей. Более доступными для детей с умеренно и тяжелой умственно отсталостью являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей.

Игры-драматизации значительно отличаются от сюжетно-ролевых игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, переживаний героев, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать большая подготовительная работа.

Путём многократных игровых упражнений дети приучаются, например, благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Выполнение систематически повторяющихся сюжетно-ролевых игр приводит к образованию положительных привычек, которые позволяют учащимся в определённой степени приспособиться к окружающей жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.004 с.)