Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норманнская теория происхождения Российского государства и права
1. В отличие от многочисленных теорий происхождения государства и права, в том числе договорной теории, теории насилия и других им подобных по своему характеру теорий, объясняющих процесс возникновения государства и права как явления, независимо от их этнических, социальных или иных особенностей, норманнская теория имеет строго целевой характер и направлена преимущественно на объяснение и раскрытие процесса возникновения Древнерусского государства. Специфическая особенность данной теории заключается также в том, что, в отличие от других аналогичных теорий, объединяющих процесс образования государства и соотносящегося с ним позитивного права, сугубо внутренними причинами или действиями самого сообщества (договор, война и т.д.), норманская теория выводит этот процесс, а точнее - причины его порождения, за пределы данного сообщества и обусловливает его действиями других стран и народов, действиями извне. Согласно данной теории государство восточных славян - Древней Руси (Киевской Руси) возникло не в силу внутренних причин и процессов, происходивших на территории Руси среди славянских племен, что оно было создано не самими славянами, а пришедшими на их территорию варягами. В русских источниках варягами именовались норманны - скандинавы, которые в IX-XI вв. совершали походы в соседние страны с целью получения добычи и которые были наемными дружинниками русских князей в этот период истории. Варяги также, согласно источникам, служили в качестве наемных воинов в Византии. К варягам в это время относили также, кроме наемных дружинников, ряд купцов, торговавших на пути "из варяг в греки"*(240). 2. Норманская теория появилась в XVIII в. Разработчиками ее были, по мнению отечественных исследователей, немецкие ученые Миллер, Байер и Шлецер, приглашенные для работы в Российскую Академию наук в XVIII в. Горячими противниками этой теории был М.В. Ломоносов и другие русские исследователи*(241). В основу норманнской теории была положена легенда начала XII в., вошедшая в летописный свод под названием "Повесть временных лет", где подробно описывалось о возникновении государства у славян. "Русский летописец начала XII века, - констатируют историки, - пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора"*(242).
Данная легенда, в отсутствие других источников, позволила немецким авторам, в противоречие с реальной действительностью, сконструировать норманнскую теорию, направленную на доказательство того, что именно пришельцы-варяги, а не сами славянские племена создали на занимаемой ими территории государство. Называя по праву и с полным основанием историю и легенду о создании русской государственности варягами "сказочной", один из известных отечественных ученых-историков О.И. Чистяков с иронией комментировал содержание этой легенды так: "Жили де славяне в своей богатой земле в беспорядке, надоела им такая жизнь и решили призвать они варяжских князей, чтобы те навели желанный порядок. Князьям за такую работу браться не очень хотелось, но потом они уступили настоятельным просьбам славян, пришли к ним, сели в трех городах и учредили государство"*(243). Однако, несмотря на "сказочность" данной истории, легенды возникновения Русского государства и основанной на ней норманнской теории, последняя получила широкое распространение и признание, начиная с Петра I, когда "пошла мода на все западное" и когда "половина царей и цариц того времени были если не чистокровными немцами, то с изрядной долей немецкой крови, не говоря уже о том, что придворная камарилья была в значительной степени иноземной"*(244). Значительную роль в утверждении рассматриваемой теории на территории России историки, представители других общественных наук и публицисты того времени, такие, например, как Н.В. Шелгунов, не случайно в первую очередь отводили Петру I, связывая с его правлением огромное влияние иностранного элемента на развитие российского общества. "Петр, взятый в его отвлечении, как идея, - замечал по этому поводу Н.В. Шелгунов, - есть, с одной стороны, органический продукт своей страны, с другой - совершенно посторонняя сила, стоящая вне родной почвы". Последнее, по мнению автора, наиболее ярко и значимо проявлялось, во-первых, в том, что Петр "не только отринул" традиционный для российского уклада жизни "земский элемент, но и совершенно подавил его". На этом пункте, пояснял исследователь, "западно-римский классицизм и идея римского государства взяли окончательный перевес над бытовой и социальной стороной русской жизни".
Во-вторых, в том, что Петр покончил с традиционными для Руси патриархальными отношениями между царем и народом, "основанные на чувстве добра, взаимного доверия, любви и т.п. и заменил их формально-юридическими отношениями, при которых государь выступает лишь как "олицетворение отвлеченного принципа, представителя государства, государственного интереса, правосудия, общего блага"*(245). В-третьих, в том, что "разорвав русскую традицию", Петр "создал чиновничество", ввел совершенно новое учреждение, имевшее не органическую, а чисто механическую связь с государственным интересом". И, в-четвертых, в том, что "при Петре русская мысль прибегала к помощи европейской мысли, чувствуя, однако, под собою свою родную почву; при Екатерине же русская передовая мысль была совершенно подавлена европейским влиянием и авторитетом и безразлично растворилась в европейском космополитизме. Царствуя над Россией, Екатерина управляла ею точно из Европы"*(246). 3. Наряду с Н.В. Шелгуновым аналогичного мнения относительно того, что при Петре I и позднее в России в значительной степени усилилось влияние "иностранного элемента" на русскую жизнь и тем самым были созданы условия для укоренения созданной немцами норманнской теории, - придерживались и другие его современники. В частности, один из современников Н.В. Шелгунова, русский исследователь. Я. Данилевский писал в своей известной книге "Россия и Европа" (1871 г.), что "если Европа внушала Петру страстную любовь, страстное увлечение, то к России относился он двояко. Он вместе и любил и ненавидел ее"*(247). Любил он в ней, пояснял автор, "собственно ее силу и мощь, которую не только предчувствовал, но уже сознавал - любил в ней орудие своей воли и своих планов; любил материал для здания, которое намеревался возвести по образу и подобию зародившейся в нем идеи, под влиянием европейского образца; ненавидел же самые начала русской жизни - самую жизнь эту, как с ее недостатками, так и с ее достоинствами"*(248). Касаясь последнего - "ненависти", автор не без оснований утверждал, что деятельностью второго рода, связанной с насильственным реформированием и "искажением русского народного облика и характера", Петр "не только принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что досель еще разъедает русское народное тело), он даже совершенно бесполезно затруднил свое собственное дело"*(249). Русская жизнь при Петре, констатирует исследователь, "была насильственно перевернута на иностранный лад". Сначала это удалось только в отношении "верхних слоев общества", которые "везде и всегда были податливее на разные соблазны". А затем продолжает автор, "мало-помалу это искажение русской жизни стало распространяться и вширь и вглубь, т.е. расходиться от высших классов на занимающие более скромное место в общественной иерархии, и с наружности - проникать в самый строй чувств и мыслей, подвергшихся обезнародовающей реформе"*(250).
После Петра, резюмирует с налетом горечи Н.Я. Данилевский, "наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и любви, а с одною лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому". И в заключение: "После этого тяжелого периода долго еще продолжались, да и до сих пор продолжаются еще, колебания между предпочтением то русскому, как при Екатерине Великой, то иностранному, как при Петре III или Павле"*(251). 4. В подобных условиях - условиях "тяжелого периода", переживаемого Россией, когда в русской интеллектуальной среде значительным влиянием пользовался "иностранный элемент", противникам норманнской теории происхождения Русского государства - антинормативистам во главе с М.В. Ломоносовым весьма трудно было противостоять сложившемуся в российской действительности исторической науке того времени лагерю нормативистов, одухотворявшемуся иноземными идеями и проевропейской средой. Именно поэтому, утверждают историки, М.В. Ломоносов и его сторонники, "не решаясь отвергнуть полностью концепцию призвания варягов" и их решающую роль в создании Русского государства, пытались "доказать лишь то, что Рюрик, Синеус, Трувор и прочие князья были не германцами, а представителями славянского племени Русь, обитавшего на побережье Балтийского моря"*(252). Что касается самой норманнской теории, то несостоятельность ее была доказана экспертами - специалистами в области древнерусской истории в более поздний период на основе многочисленных материалов, убедительно свидетельствующих о том, что не варяги, а сами восточные славяне создали Древнерусское государство. Историки обладают убедительными доказательствами, - констатируют исследователи, - что "есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов"*(253). Государственные институты у восточных славян, так же как и у других народов, возникли в силу внутренних процессов, протекавших в их сообществе, в результате развития общества и разложения первобытного строя, а не привнесения их извне.
Что касается факта призвания варягов, доказывают исследователи, то он "говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии". Если Рюрик и был "реальной исторической личностью, - поясняют историки, - то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени"*(254). 5. Несмотря на свой откровенно искусственный характер, норманнская теория образования Древнерусского государства, а точнее - "заложенные" в нее антирусские и шире - антиславянские идеи оказали огромное негативное воздействие на процесс формирования и развития на Руси государственно-правового сознания и имели к тому же далеко идущие последствия. В этой связи в научной литературе не случайно акцентируется внимание на том, что "в нашей стране до самого Октября и даже несколько дольше" существовал лагерь норманистов, которому противостоит лагерь антинорманистов", и теория по сей день пользуется успехом*(255). Основная причина ее восприятия антироссийски настроенными кругами современного Запада, так же как и в свое время немецкими фашистами, заключается в стремлении показать якобы исконную отсталость русского народа, не способного-де без соответствующего иностранного "покровительства" к "самостоятельному и историческому творчеству"*(256). При этом, занимаясь кликушеством по поводу "исконной отсталости русского народа", западные идеологи и политологи такого уровня полностью игнорируют тот хорошо известный ученым-историкам факт, что "по степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы". Это касалось, в частности, превосходящего европейские стандарты, высокого уровня грамотности в Киевской Руси, широкого распространения среди населения письменности, "совершенной по своему стилю и содержанию литературы" и др.*(257) Посыл об "исконной отсталости русского народа", так же как и другие идеи, ассоциирующиеся в прямой или косвенной форме с норманнской теорией образования Древнерусского государства, на протяжении многих столетий открыто или подспудно использовался Западом в его противостоянии с Россией. В настоящее время он широко используется западными "партнерами" в ходе ведения ими против России перманентной "холодной войны".
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.01 с.) |