Этапы и техника проведения социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и техника проведения социологического исследования



 

План лекции:

1. Характеристика этапов социологического исследования

2. Программа социологического исследования

1. Характеристика этапов социологического исследования

Вне зависимости от вида социологического исследования все они подчиняются примерно одинаковой процессуальной схеме, которую можно охарактеризовать как этапы их проведения. Этапы социологического исследования – это строгая последовательность логично связанных между собой действий исследователя, имеющих целевую направленность для получения необходимого научного результата. К ним относятся: (1) подготовительный, (2) основной или полевой этап, (3) этап подготовки собранной информации к математической обработке, (4) этап математической обработки данных, (5) этап анализа и обобщения полученной информации, (6) этап подготовки итоговых документов, (7) этап внедрения результатов исследования в практику.

Подготовительный этап исследования осуществляется для всесторонней подготовки проведения исследования. Он состоит из двух процедур: (1) теоретико-методологической и (2) организационной. Теоретико-методологическая процедура включает: анализ проблемы и выбор темы; формулирование цели и задач, объекта и предмета исследования; разработку гипотез; анализ имеющейся литературы по изучаемой проблеме и теме, операционализацию основных понятий по избранной теме; выбор и освоение методов исследований; разработку его программы.

Организационная процедура предусматривает: разработку и тиражирование инструментария исследования; выбор его конкретных объектов (определенных профессиональных групп и т.п.); определение объема выборочной совокупности; получение разрешения на проведение исследования у руководителя объекта; непосредственное осуществление выборки и составление выборочной совокупности из численного и социально-демографического состава отобранных объектов, т.е. подбор конкретных единиц наблюдения (испытуемых); подготовку мест проведения исследования; разработку и утверждение его плана-графика и сетевого плана-графика. Каждый из перечисленных элементов подготовительного этапа имеет свою технику, процедуру и операции, от квалифицированного обеспечения которых зависит выполнение основного и последующих этапов исследования.

Основной (полевой) этап состоит из следующих процедур: (1) проведения запланированных исследовательских действий, направленных на получение необходимой информации от ее носителей – литературных источников, документов или определенных групп людей в социальной структуре общества, социальной подсистемы, социального института, определенной территории и т.п. в зависимости от программы и избранных методов исследования; (2) корректировки исследовательских действий для достижения лучших условий получения научной информации; (3) итогового сбора результатов исследования, зафиксированных в его инструментарии.

Этап подготовки собранной информации к математической обработке данных включает: (1) проверку полноты заполнения инструментария исследования по всем его параметрам; (2) приведение всех записей (фиксаций) исследования к единой единице измерения или записи; (3) проверку наличия необходимой информации о каждом испытуемом в каждом экземпляре инструментария исследования (протоколе); (4) официальное подтверждение проведения исследования у руководителя объекта (в виде печати организации и подписи руководителя); (5) решение вопроса о математической обработке данных с определенной организацией или конкретным сотрудником; (6) создание базы данных по результатам проведенного исследования.

Этап математической обработки данных предусматривает: (1) выбор математических методов анализа и составление на их основе программы статистической обработки данных; (2) статистическую обработку данных; (3) определение степени отклонения выборочной совокупности от расчетных параметров; (4) разработку первичных статистических таблиц, вторичную группировку данных и составление вторичных статистических таблиц (при необходимости); (5) разработку графического отображения статистических данных.

Этап анализа полученной информации включает: (1) анализ и описание, сравнение, абстрагирование, экстраполяцию, классификацию полученных данных; (2) формулирование умозаключений по выявлению и описанию закономерностей, основных изменений в характеристиках изучаемой социальной ситуации, противоречий, новых социальных проблем и т.д. в объекте и предмете исследования; (3) формулирование первичных выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы в соответствии с поставленными целью и задачами. Методы анализа и обобщения зависят от уровня, вида, цели и задач социологического исследования.

Этап подготовки итоговых документов предусматривает: (1) структурирование текста научного отчета по главам, разделам, подразделам; (2) написание текста структурных компонентов отчета; (3) оформление отчета; (4) утверждение отчета в соответствующей инстанции. 

Этап внедрения в практику – заключительный этап, реализуемый в информационной научно-методической или практической формах (выступление на научной конференции, издание монографий и т.д.).

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Программа должна содержать алгоритм исследования – от постановки проблемы до обработки и анализа полученной информации. Программа социологического исследования состоит из двух основных разделов: теоретического и процедурного.

Теоретический раздел программы – это его методологическая часть, которая включает: 1) постановку проблемы; 2) формулировку цели и основных задач; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) операционализацию понятий; 5) выдвижение основных гипотез.

1) Постановка проблемы исследования включает две основные процедуры: (1) – осмыслить проблемную ситуацию, (2) – сформулировать саму проблему. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не ясны. Проблема – это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке.

2) Определение целей и основных задач исследования. Цель социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность. В целом формулировка цели означает сужение и конкретизацию темы и проблемы исследования. Социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, т.к. призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия решений, способных повысить эффективность работы. Детализируется, конкретизируется цель исследования в задачах, которые исследователь ставит перед собой. Задачи – это конкретный план работы (основные направления и этапы решения поставленной проблемы), выполнение которого позволяет достигнуть цели. Оптимальное количество задач для учебного студенческого учебного социологического исследования – 2-3.

3) Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – это носитель (источник) той или иной социальной проблемы; это сама деятельность людей занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Описание объекта исследования должно учитывать следующие его характеристики: профессиональная принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность; временные границы.

Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой социальной проблемы выбран.

4) Операционализация понятий – это специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Сутью этой работы является, во-первых, определение основных используемых понятий, а во-вторых, подбор качественным характеристикам социального объекта количественных индикаторов и способов измерения.

5) Выдвижение гипотез исследования. Гипотеза – это обоснованное предположение о структуре изучаемых социальных объектов, характера составляющих их элементов, механизме функционирования и развития и т.д. Она выдвигается для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Процедурный раздел программы – это ее методическая часть, которая включает: 1) определение общего плана исследования; 2) определение обследуемой совокупности; 3) характеристику методов сбора первичной социологической информации; 4) разработку способов анализа данных.

1) Определение общего плана исследования. Основными типами социологических исследований являются поисково-разведывательное, описательное, аналитическое. Поисковое исследование применяется тогда, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Разведывательное исследование применяется для получения предварительной информации о предмете и объекте, при уточнении и корректировке гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности, для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения углубленного исследования. Описательное исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Аналитическое исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.

2) Определение обследуемой совокупности. Большинство социологических исследований имеет выборочный характер. В программе необходимо детально описать проект выборки. В нем указываются причины выделения из объекта той совокупности, в которой и будет проведено исследование, обосновывается техника проведения исследования, обозначаются подходы к определению достоверности информации, полученной в ходе исследования. Величина выборочной совокупности должна быть «статистически значимой», то есть достаточно большой для того, чтобы получить достоверную информацию, и «экономной», то есть оптимальной.

3) Методы сбора социологической информации. В комплексе методов сбора первичной информации основными являются: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

4) Методы анализа информации. План обработки полученных данных предусматривает выбор соответствующих математических и теоретических методов, технических средств и места обработки. Существует две группы методов анализа и обобщения данных – количественные и качественные. Количественные методы – это математическая обработка полученных данных, с целью формирования количественных значений массива информации. Такая обработка предполагает подсчет абсолютных и относительных значений распределения информации по вопросам и ответам, подсчет процентов, средних величин, коэффициентов корреляции, индексов и т.д. Главным содержанием качественного (теоретического) анализа полученной информации является описание и объяснение выявленных тенденций и закономерностей с точки зрения существующих теорий и социальной практики.

 

Лекция 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.014 с.)