Виды и методы социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и методы социологического исследования



 

План лекции:

1. Понятие и виды социологического исследования

2. Неопросные методы социологического исследования

3. Опросные методы социологического исследования

1. Понятие и виды социологического исследования

Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

Прикладное социологическое исследования проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы. Сами исследуемые проблемы и цели, которые ставят перед собой исследователи, могут быть разными в зависимости от актуальности, сложности, срочности их решения. Все это и обусловливает многообразие видов, типов и разновидностей прикладного социологического исследования. В зависимости от предметной направленности и сферы приложения, функциональной роли, глубины анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач различаются следующие виды прикладных социологических исследований: (1) разведывательное, (2) описательное и (3) аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. При использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив библиотеки.

Аналитическое исследование не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

По сфере приложения, степени представленности сторон объекта, предмета и адресности прикладные исследования могут быть: (1) собственно социологические, (2) социолого-экономические, (3) социолого-политические, (4) социолого-педагогические, (5) социолого-психологические, (6) социолого-культурологические и т.п.

В зависимости от того, изучается ли объект и его характеристики в статике или динамике, выделяются следующие виды исследования:

Точечные (разовые), направленные на получение информации о состоянии объекта и предмета анализа, количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в определенной области жизнедеятельности людей в момент его изучения (например, разовое исследование профессиональной активности специалистов, работающих в библиотеках в ее различных видах и формах).

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на следующие подвиды: (1) трендовые исследования, осуществляемые на выборочных объектах или в рамках генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне данной социальной группы, формы организации конкретной деятельности и т.п.; (2) панельные, осуществляемые на одних и тех же социально-демографических группах с постоянными единицами наблюдения, через одинаковые временные интервалы; (3) лонгитюдные, направленные на изучение определенных социально-демографических групп с учетом их генезиса, по мере достижения единиц наблюдения определенной стадии своего развития.

По типу условий положения объекта исследования могут быть: (1) полевые и (2) лабораторные, по предпосылкам обеспеченности априорной информации: (1) информационно обеспеченные и (2) необеспеченные.

По масштабам объекта исследования подразделяются на: (1) сплошные, проводимые на всех единицах генеральной совокупности; (2) выборочные, проводимые на специально отобранной части генеральной совокупности; (3) локальные, обследуемые определенные стороны изучаемого объекта; (4) региональные, направленные на изучение объектов отдельных регионов страны; (5) отраслевые, изучающие организации и учреждения, группы людей в определенных отраслях хозяйства; (6) общегосударственные; (7) международные.

По структуре субъекта и количеству выдвигаемых целей исследования могут быть: (1) персональные (авторские), (2) коллективные, (3) одноцелевые и (4) многоцелевые. В зависимости от типа установления связи между субъектом и объектом исследования подразделяются на: (1) заказные (по инициативе какого-то руководителя учреждения) и (2) персональные (заранее запланированные по собственной инициативе субъектом исследования). В зависимости от структуры, содержания, новизны и роли получаемого знания социологические исследований подразделяются на: (1) новаторские, предусматривающие получение нового, ранее отсутствующего знания об изучаемом процессе или явлении; (2) компиляторские, нацеленные на обобщение уже имеющихся знаний о них с последующей переработкой, систематизацией, типологизацией соответствующих разделов; (3) исследования, фиксирующие факты и проверяющие гипотезы; (4) обобщающие, (5) аналитические, (6) синтезирующие, (7) прогностические и (8) ретроспективные исследования.

Специфическими видами мониторинговых социологических исследований являются (1) монографические и (2) кросскультурные исследования. Монографическое исследование нацелено на всестороннее изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Кросскультурное исследование основано на сравнении и сопоставлении изучаемых явлений и процессов в разных странах.

2. Неопросные методы социологического исследования

Методы социологического исследования делятся на: неопросные и опросные. Неопросные методы включают: (1) наблюдение, (2) социальный эксперимент, (3) методы анализа документов.

Наблюдение – метод, дающий целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте. Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Наиболее распространенными видами наблюдения являются: формализованное (структурировано жесткой программой) и неформализованное (структурировано планом); включенное (интеграция наблюдателя в наблюдаемые процессы) и невключенное (скрытое); полевое (в естественных условиях) и лабораторное; систематическое и несистематическое. Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик. По характеру экспериментальной ситуации эксперимент может быть полевым и лабораторным; по логической структуре доказательств гипотез – линейным и параллельным.

При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора. Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса. Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора. Различают:

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов, и явлений, о которых сообщает документ.

Основными методами анализа документов являются традиционный и формализованный. Суть первого подхода заключается в углубленном логическом исследовании содержания документов. Это – интенсивный анализ. Он может быть внешним (анализ контекста документа) и внутренним (исследование содержания документа). Суть формализованного анализа документов состоит в том, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Он может проводиться в форме количественного анализа и контент-анализа.

3. Опросные методы социологического исследования

Опрос – это метод получения информации об изучаемом объекте, который осуществляется путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. В социологических исследованиях используются разные виды опроса: письменные (анкета) и устные (интервью), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдумы), опросы по месту работы, жительства, в транспорте, магазине, а также метод экспертной оценки, социометрии, измерения социальных установок с помощью шкал и тестов.

Опрос – метод сбора социологической информации, предусматривающий:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются: (1) анкетирование и (2) интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы. Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов. Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные (экспертные). В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

 

Лекция 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.015 с.)