Классические теории социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории социологии



Конспект лекций

 

Раздел 1. Становление и развитие социологического знания

Лекция 1

Социология как наука

План лекции:

1. Предпосылки возникновения социологии как науки

2. Объект, предмет и функции социологии

3. Структура социологического знания

4. Основные категории в социологии

1. Предпосылки возникновения социологии как науки

Социология – термин, состоящий из латинского «socio – общество» и греческого «логос – учение, наука», то есть наука или учение об обществе.

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки включают объективный и субъективный аспекты.

Объективные аспекты:

- разрушение «традиционных» структур социальной организации в процессе становления европейского капитализма и его глобальные социально-исторические последствия;

- появление на арене исторической жизни европейской цивилизации новой социальной системы – «общества модерна» выявило насущную потребность в осмыслении новых тенденций в развитии западного общества;

- усложнение человеческих отношений, развитие сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими;

- возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации;

- «великий переворот» в естествознании.

Субъективные аспекты:

- кризис и разрушение «теистической картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI–XVII вв.;

- возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);

- осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Перечисленные предпосылки формирования социологии и интеллектуальная обстановка, на фоне которой возникла новая наука, позволила стать Западной Европе центром социологической мысли XIX века.

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857 гг.). В своей важнейшей работе «Курс позитивной философии» он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Истоки возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения.

2. Объект, предмет и функции социологии

Каждая наука характеризуется, прежде всего, объектом и предметом исследования. При этом объект науки – это то, на что направлено внимание исследователей, а предмет – те связи и отношения в объекте, которые подлежат изучению.

Для объекта науки характерна, во-первых, полная независимость от науки. Во-вторых, один и тот же объект изучают, как правило, сразу несколько наук. Что касается объекта социологии, то это – общество. Но, общество как объект исследования интересует и философию, и политологию, и историю.

Предмет науки отличается от объекта тем, что, во-первых, он является производным от науки. Он определяется теми связями и отношениями, которые открыты и изучены данной наукой. Во-вторых, предмет, характеризуя специфику науки, должен быть свой собственный у каждой науки. Так, законы физической формы движения изучает физика, химической – химия, биологической – биология.

Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

- общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

- социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

- социальное поведение как отношение человека, т.е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

- научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (К. Маркс).

Учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1. Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностях, касающихся социальной жизни общества. Подобная информация может касаться как всего общества в целом, так и определенных групп, и слоев населения. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

2. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Появляется возможность определить варианты развития некоторых событий и последствия наступления каждого из них. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

4. Функция социального контроля. С ее помощью власти определяют направление проводимой социальной политики. Социологические исследования показывают, в какой сфере существуют проблемы, и благодаря этому появляется возможность предотвратить такие негативные явления как напряженность в обществе или социальный конфликт.

5. Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п. Определенные группы могут использовать данные социологических исследований в своих интересах для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Типичный пример – выборы.

3. Структура социологического знания

Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний разного уровня. Структуру современной социологии можно представить в виде трёхуровневой модели:

- теоретическая социология;

- социология отраслевых теорий (отраслевая);

- социология конкретного исследования (эмпирическая).

Первый уровень в структуре социологии включает в себя теории наиболее высокого уровня. Его основой служит социальная философия.

Эмпирическую базу общесоциологических теорий составляют данные конкретных социологических исследований (третий уровень). Эти данные собираются с помощью определённых методов. Теоретическая социология занимается также разработкой методов исследования различных социальных объектов и методологией исследовательского процесса. Тесная взаимосвязь общесоциологических теорий и эмпирических исследований выражается в том, что эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учётом конкретных условий и фактов, а общесоциологические теории, представляя их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности развития.

Теории среднего уровня, занимая промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями, обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. На сегодняшний день в социологии насчитывается более четырёх десятков отраслевых направлений. Это, например, экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология образования, социология молодёжи, социология религии и т.д. Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:

-  теории социальных институтов (социология семьи);

-  теории социальных общностей (социология молодёжи);

-  теории специализированных социальных процессов (социология образования).

Третий уровень представлен социологией конкретного исследования или эмпирической социологией, которая призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории. Это – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

Наряду с трёхуровневой моделью структуры социологии существует также структурная модель, в которой социология делится на макро-, мезо- и микро- социологию.

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Главный интерес для макросоциологических теорий представляют собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

4. Основные категории в социологии

Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Понятийно-категориальный аппарат социологии включает следующие группы категорий:

- общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Базовый термин «социальное» произошел от латинского слова socialis – совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей.

Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах: в широком – как синоним общественного, в отличие от природного; в узком – как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

 

Лекция 2

Лекция 3

Лекция 4

Социальный конфликт

Конфликт, с точки зрения социологии – это, прежде всего, модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов, целей. Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам.

Существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на:

1) Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

2) Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

3) Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными. В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Социальный конфликт проходит через определенные стадии:

1) скрытая стадия, на которые противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

5) завершение конфликта (не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон).

На любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

Можно выделить два типа успешного завершения конфликта: (1) компромисс и (2) консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства:

1) естественную готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам;

2) позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления;

3) ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

 

Лекция 5

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 8

Лекция 9

Конспект лекций

 

Раздел 1. Становление и развитие социологического знания

Лекция 1

Социология как наука

План лекции:

1. Предпосылки возникновения социологии как науки

2. Объект, предмет и функции социологии

3. Структура социологического знания

4. Основные категории в социологии

1. Предпосылки возникновения социологии как науки

Социология – термин, состоящий из латинского «socio – общество» и греческого «логос – учение, наука», то есть наука или учение об обществе.

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки включают объективный и субъективный аспекты.

Объективные аспекты:

- разрушение «традиционных» структур социальной организации в процессе становления европейского капитализма и его глобальные социально-исторические последствия;

- появление на арене исторической жизни европейской цивилизации новой социальной системы – «общества модерна» выявило насущную потребность в осмыслении новых тенденций в развитии западного общества;

- усложнение человеческих отношений, развитие сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими;

- возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации;

- «великий переворот» в естествознании.

Субъективные аспекты:

- кризис и разрушение «теистической картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI–XVII вв.;

- возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);

- осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Перечисленные предпосылки формирования социологии и интеллектуальная обстановка, на фоне которой возникла новая наука, позволила стать Западной Европе центром социологической мысли XIX века.

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857 гг.). В своей важнейшей работе «Курс позитивной философии» он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Истоки возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения.

2. Объект, предмет и функции социологии

Каждая наука характеризуется, прежде всего, объектом и предметом исследования. При этом объект науки – это то, на что направлено внимание исследователей, а предмет – те связи и отношения в объекте, которые подлежат изучению.

Для объекта науки характерна, во-первых, полная независимость от науки. Во-вторых, один и тот же объект изучают, как правило, сразу несколько наук. Что касается объекта социологии, то это – общество. Но, общество как объект исследования интересует и философию, и политологию, и историю.

Предмет науки отличается от объекта тем, что, во-первых, он является производным от науки. Он определяется теми связями и отношениями, которые открыты и изучены данной наукой. Во-вторых, предмет, характеризуя специфику науки, должен быть свой собственный у каждой науки. Так, законы физической формы движения изучает физика, химической – химия, биологической – биология.

Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

- общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

- социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

- социальное поведение как отношение человека, т.е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

- научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (К. Маркс).

Учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1. Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностях, касающихся социальной жизни общества. Подобная информация может касаться как всего общества в целом, так и определенных групп, и слоев населения. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

2. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Появляется возможность определить варианты развития некоторых событий и последствия наступления каждого из них. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

4. Функция социального контроля. С ее помощью власти определяют направление проводимой социальной политики. Социологические исследования показывают, в какой сфере существуют проблемы, и благодаря этому появляется возможность предотвратить такие негативные явления как напряженность в обществе или социальный конфликт.

5. Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п. Определенные группы могут использовать данные социологических исследований в своих интересах для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Типичный пример – выборы.

3. Структура социологического знания

Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний разного уровня. Структуру современной социологии можно представить в виде трёхуровневой модели:

- теоретическая социология;

- социология отраслевых теорий (отраслевая);

- социология конкретного исследования (эмпирическая).

Первый уровень в структуре социологии включает в себя теории наиболее высокого уровня. Его основой служит социальная философия.

Эмпирическую базу общесоциологических теорий составляют данные конкретных социологических исследований (третий уровень). Эти данные собираются с помощью определённых методов. Теоретическая социология занимается также разработкой методов исследования различных социальных объектов и методологией исследовательского процесса. Тесная взаимосвязь общесоциологических теорий и эмпирических исследований выражается в том, что эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учётом конкретных условий и фактов, а общесоциологические теории, представляя их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности развития.

Теории среднего уровня, занимая промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями, обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. На сегодняшний день в социологии насчитывается более четырёх десятков отраслевых направлений. Это, например, экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология образования, социология молодёжи, социология религии и т.д. Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:

-  теории социальных институтов (социология семьи);

-  теории социальных общностей (социология молодёжи);

-  теории специализированных социальных процессов (социология образования).

Третий уровень представлен социологией конкретного исследования или эмпирической социологией, которая призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории. Это – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

Наряду с трёхуровневой моделью структуры социологии существует также структурная модель, в которой социология делится на макро-, мезо- и микро- социологию.

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Главный интерес для макросоциологических теорий представляют собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

4. Основные категории в социологии

Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Понятийно-категориальный аппарат социологии включает следующие группы категорий:

- общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Базовый термин «социальное» произошел от латинского слова socialis – совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей.

Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах: в широком – как синоним общественного, в отличие от природного; в узком – как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

 

Лекция 2

Классические теории социологии

План лекции:

1. Социологический позитивизм Огюста Конта

2. Социологический эволюционизм и органицизм Герберта Спенсера

3. Марксизм как социологическая теория

4. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

5. Максимилиан Вебер и «понимающая социология»

1. Социологический позитивизм Огюста Конта

Для О. Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис О. Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. И наконец, на третьей, позитивной стадии человек переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическому и метафизическому пониманию общества.

О. Контом социология рассматривается как «социальная физика» – единство статики и динамики общества. Социология как наука о «порядке (социальная статика) и прогрессе (социальная динамика)».

О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:

- историческому (по времени и последовательности возникновения);

- логическому (от абстрактного к конкретному);

- по сложности предмета исследования (от простого к сложному);

- по характеру связи с практикой.

В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

О. Конт полагал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы: наблюдение; эксперимент; сравнительный метод. Однако основным для социологии О. Конт считал исторический метод.

Значение социологической концепции О. Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

2. Социологический эволюционизм и органицизм Герберта Спенсера

Концепция Г. Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Г. Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Г. Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название «социального дарвинизма».

Г. Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки. Социология, по Г. Спенсеру, возможна уже потому, что общество – часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Задача социологии, по Г. Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.

В центре социологической концепции Г.Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г. Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

3. Марксизм как социологическая теория



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.113 с.)