Переработка информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переработка информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память)



Первый этап в процессе переработки информации в памяти называется сенсорный регистра Сенсорный регистр—это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения отпечатков очень невелика — около 0.1-0.5 сек.

Кратковременная память — это необходимый промежуточный этап на пути переработки информации от сенсорного регистра до репрезентации ее в долговременной Памяти.. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпрстацию этих событий. Кратковременная память имеет очень малую емкость и короткую жизнь: след сохраняется около 20 сек. Удержать материал в кратковременной памяти возможно посредством повторения

Долговременная память —самый сложный вид памяти. Существует предположение, что для закрепления консолидации) следов памяти переходимо некоторое время, а именно 10-15 минут. Следы долговременной памяти хранятся очень долгое время, даже всю жизнь. Кратковременная и долговременная память—это две стадии единого процесса Кратковременная память—это тот пропускник, через который информация поступает в долговременную память.

Оперативная память этим термином обозначаю мнемическис процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком действия и операции.

Процессы памяти

Запоминание —процесс закрепления новой информации путем ее связывания с уже известным, хранящимся в памяти. Различают следующие виды запоминания:

Механическое и осмысленное Данные экспериментальных исследований показывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов показало, что продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей (в 22 раз эффективнее!)

Произвольное и непроизвольное запоминание. Под непроизвольным понимается такое запоминание, когда человек не ставит специальной цели запомнить.

Исследования Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться продуктивнее произвольного, все зависит от того, какое место занимает запоминаемый материал в структуре деятельности. Так, проводился следующий эксперимент: в одном случае испытуемым предлагалось расклассифицировать предложенные картинки по группам, причем цель запомнить эти картинки перед испытуемым не ставилась. В втором случае ставилась цель именно запомнить картинки. Так вот, в случае классификации картинки запомнились лучше, нежели чем когда стояла задача просто запомнить их. Таким образом, непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. если материал занимает место цели деятельности. При произвольном запоминании цель сдвинута на сам процесс запоминания.

Непосредственное и опосредованное запоминание. При непосредственном запоминании человек не использует вспомогательных средств, чтобы запомнить. Опосредованным называется такое запоминание, когда субъект использует такие средства. Например, он ставит цель запомнить, записывает, чтобы не забыть, завязывает узелок на память.

 

Выделяют следующие условия и приемы успешного запоминания:

1. Мнемическая направленность— направленность на запоминание. Важна, однако, не просто направленность на заучивание вообще, а на определенный тип заучивания, например, своими словами, дословно, частичное, полное и т.д. Направленность может влиять не только на сам факт запоминания, но и на длительность его сохранения. Это подтверждается следующим экспериментом: учащимся предлагалось запомнить два одинаковых по трудности отрывка. Причем было указано, какой текст должны будут воспроизвести на следующий день, а какой через неделю. Однако воспроизведение было отложено под каким-то предлогом на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели лучше.

2. Опора на образные связи при запоминании сложных текстов.

3. Состояние внимания.

4. Повторение материала—каждое повторение материала должно быть направлено на решение новой задачи, то есть это должно быть не механическом повторение, а целенаправленное. Для заучивания более целесообразным является распределение повторений во времени нежели их концентрация на небольшом промежутке времени.

5. Существенным условием запоминания является понимание запоминаемого.

6. Структурирование запоминаемого материала. Например, попробуйте запомнить 12 изолированных цифр 1,0,1,0,1,1,1,0,1,0,1,1, Это достаточно сложно сделать. Теперь я изменю этот ряд: 10,10,11,10,10,11. а затем, 101,011,101,011. Теперь этот ряд цифр гораздо легче запомнить.

7. Включение материала в деятельность. Так, известно, что для того, чтобы лучше запомнить правили, нужно его применить.

8. Применение правила «первой собственной формулировки» (по Л.Л.Смирнову). Чтобы запомнить сложный словесный материал, нужно его переформулировать своими словами.

9. Высокая интеллектуальная активность при запоминании. Мыслительные процессы играют существенную роль в запоминании и делают запоминание особой деятельностью субъекта. Особую роль здесь играют:

§ смысловая группировка материала;

§ выделение смысловых опорных пунктов:

§ смысловое соотнесение или сопоставление того. Что запоминается, с чем-то уже известным:

§ составление плана, причем важен даже не столько план сам по себе. сколько процесс его составления.

Воспроизведение —процесс памяти, заключающийся в актуализации закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение может осуществляться в трех видах:

§ узнавание:

§ собственно воспроизведение:

§ припоминание.

Особое место занимает историческая или биографическая память.

Явление узнавания возникает в случае повторного предъявления материала. Например, вы идете по улице и узнаете в толпе знакомое лицо, хотя два дня назад пытались безуспешно вспомнить этого человека. Вам нужно было повторное восприятие, чтобы узнать это лицо.

Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное имеет место тогда, когда мы не ставим цель вспомнить. Произвольное — тогда, когда человек ставит цель вспомнить. Часто воспроизведение связано с усилиями, активными поисками субъекта (вспомните, например, рассказ А. п. Чехова «Лошадиная фамилия»). В этом случае мы говорим о припоминании.

Существуют следующие условия и приемы успешного воспроизведения:

§ направленность на воспроизведение;

§ четкое и ясное осознание репродуктивной задачи: что именно нужно вспомнить:

§ опора на ассоциации, то есть необходимо вспомнить место или условия, в который осуществлялось запоминание.

Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве; Они возможны там, где личность выделяет себя из своего прошлого, осознает свое прошлое. Опорными точками для воспоминания служат события жизни страны, общества.

Если при запоминании и воспроизведении мы ставим мнемическую задачу вспомнить или воспроизвести, то при сохранении и забывании такой задачи нет.

Сохранение — это не пассивное хранение материала, непростое его консервирование, а динамический процесс, включающий активную переработку материала.

Забывание — процесс, постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На самом деле забывание является величайшим благом для человека, в противном случае он был бы перегружен ненужной информацией. Выделяют следующие причины забывания:

1.Отрицательная индукция— влияние сильных посторонних раздражителей во время заучивания, например шума на улице или в комнате, посторонних разговоров.

2. Ретроактивная интерференция—ухудшение сохранения материала А, вызываемое последующим заучиванием материала Б. Она является результатом взаимного действия многочисленных факторов. Например, на это явление влияет сходство между заданиями. Известно, что когда после заучивания материала А, заучивается другой, сходный с ним материал Б, то сохранение материала А ухудшается тем сильнее, чем больше степень сходства между двумя видами материала. Следовательно, при запоминании необходимо чередовать материал, отдыхать или переключаться на другую деятельность. Сон после заучивания упрочивает мнемические следы.

3. Проактивная интерференция—снижение сохранения материала Б, вызываемое предварительным заучиванием материала А.Она проявляется тем сильнее, чем больше число предварительных заданий. Повторение заучиваемого материала уменьшает влияние проактивной интерференции. Проактивная интерференция уменьшается при заучивании сходного матерня-ля—здесь действует эффект облегчения.

4. Существует зависимость между сохранением материала и местом, которое он занимает в общем ряду. Первые и последние элементы, как правило, удерживаются гораздо лучше, чем средние. Это явление получило название эффекта края. В чем же причины такого явления? Дело в том. что элементы ряда оказывают друг на друга тормозящее воздействие. Причем первые элементы испытывают влияние только последующих, а последние только предыдущих. Середина же испытывает влияние как первых. так и последних элементов, поэтому она воспроизводится намного хуже.

5. Другой эффект, связанный с сохранением и забыванием, называется эффектом Зейгарник. Суть его состоит и следующем: незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Причины этого—сохраняющееся мотивационное напряжение.

Темпы забывания

Забывание происходит неравномерно. Немецкий психолог Эббингауз. Изучая запоминание и забывание бессмысленных слогов, получил следующую кривую забывания.

Абсциссы указывают время, прошедшее с момента заучивания, ординаты—объем сохранившегося о памяти материала. Как видно из графика, главная потеря падает на первые 1-2 суток, и особенно на первые полчаса. При этом общая утрата значительна: по истечении двух суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть. Отсюда можно сделать вывод: при заучивании следует повторять материал, особенно в период наиболее интенсивного забывания.

В ходе исследования забывания обнаружился ещё один феномен. Оказалось, что иногда со временем воспроизведение не ухудшается, а наоборот улучшается. Это явление получило название реминисценции или отсроченного воспроизведения. Например, дети не могут сразу воспроизвести материал, однако по прошествии некоторою времени они делают это очень успешно. Но всей видимости, материалу нужно время, чтобы отстояться.

Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне – в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).

Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой – сама способствует их дальнейшему развитию.
Развитие памяти в онтогенезе начинается довольно рано. Самая первая формируется двигательная память.
Плюс к этому, в первые месяцы жизни новорожденного прибавляется узнавание.
Ребенок начинает распознавать своих близких, любимые игрушки. А после 8 месяцев появляется память – образ, когда перед ребенком нет данного предмета, образ рисуется по памяти.

Также развитие памяти в онтогенезе идет по нескольким направлениям: механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
Непроизвольное запоминание, ярко выраженное в раннем детстве, к 5 годам начинает переходить в произвольное. Хотя сознательное, целенаправленное запоминание появляются только эпизодически.
Обычно оно включается в другие виды деятельности: игра, при выполнении поручений взрослых, подготовки детей к школьному обучению. В начальных классах ребенок способен уже сознательно запоминать нужный материал.

С возрастом память меняется, как правило, ухудшается, а при систематических тренировках улучшается.

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению

Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала Точность запоминание характеризуется соответствием воспроизводимого том, что запоминалось

Прочность запоминания проявляется в длительности сохранения заученного или медлительности его забывания Готовность к воспроизведению - в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ему знания, умения, навыкии.

Исследование Смирнова

Смирнов Анатолий Александрович посвятил экспериментальные исследования проблемам психологии зрительного восприятия и памяти.

 были проведены следующие опыты. Испытуемым предлагалось припомнить некоторые факты из их недавнего прошлого. Никакой задачи запомнить – ни в тот момент, когда эти факты происходили, ни после них — у испытуемых не было. Им приходилось припоминать то, что запомнилось непроизвольно. Вместе с тем деятельность, в итоге которой это запоминание осуществлялось, так же, как и всякая деятельность, была направлена на нечто определенное (и притом в течение сравнительно продолжительного времени).

Всего было проведено две серии опытов с несколькими испытуемыми. Испытуемым предлагали припомнить все, что происходило с ними тогда, когда они шли из дома в институт, место, в котором работали («путь на работу»). Опрос проводился неожиданно для испытуемых и происходил обычно через 1,5 – 2 часа после начала работы.

Испытуемые должны были дать возможно более подробный отчет обо всем виденном, слышанном, обо всем, что они делали, думали, эмоционально переживали. При этом их предупреждали, что если они не хотят рассказывать о каких-либо деталях, то могут ограничиться или самой общей характеристикой того, что у них было в сознании, или даже вовсе отказаться от рассказывания, указав лишь, насколько ясно и полно они вспоминают то, что не хотят описывать.

общие итоги этой серии экспериментов?

Воспоминания испытуемых в значительно большей мере относятся к тому, что испытуемые делали, нежели к тому, что они думали. Содержание мыслей вспоминается редко и очень скупо, хотя сам факт думания во время пути для испытуемых является несомненным и констатируется ими многократно. «Думал, но о чем думал, не помню», – таков ответ, наиболее типичный для всех приведенных показаний. В то же время испытуемые достаточно хорошо помнят то, что именно они делали.

Характерно, что даже в тех случаях, когда мысли вспоминаются, они связаны с действиями испытуемого.

Такой же характер носят и воспоминания о воспринятом на пути. Испытуемые и в этом случае вспоминают главным образом то, что было связано с самим их передвижением, т.е. с той именно деятельностью, которую они выполняли. Чрезвычайно важная деталь: намного лучше вспоминались обстоятельства, которые мешали либо, наоборот, помогали в пути.

Наличие тех или иных затруднений или, наоборот, отсутствие их там, где они могли бы быть, где ожидались или обычно бывают, – таково содержание значительной части показаний каждого испытуемого.

Получается, что впечатления о реальных событиях намного лучше удерживаются в памяти по сравнению с мысленными образами и представлениями. Можно сделать вывод, что естественная, голографическая память человека ориентирована на первую сигнальную систему как базовый элемент психики. Именно деятельность первой сигнальной системы развивалась и совершенствовалась у человека на протяжении сотен тысяч лет, и именно она имеет максимальное, естественное отражение в работе памяти.

 

Индивидуальные различия памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВНД) При сопоставлении показателей эффективности памяти с выраженностью основных трех безусловных свойств ВНД (силы, лабильной ности, уравновешенности) было установлено постепенные взаимосвязи Люди с сильной нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в стесненных условиях, потому что у них более выраженной является скорость ут ванию условных рефлексов Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичностью У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связан й вербальной информацииації.

Индивиды с лабильной нервной системой имеют большую продуктивность непроизвольного запоминания, с инертной - преимущества в произвольном запоминании

Более возбуждающие индивиды обнаруживают преимущества при запоминании вербального материала Наглядный материал лучше запоминают лица с преобладанием торможения

Установлено, что люди холерического темперамента способны к быстрому и прочного запоминания, не испытывают существенных трудностей в случае необходимости их быстро изменить Сангвиники быстро, но не очень крепко запа амьятовують Для флегматиков характерно медленное, но прочное запоминание Меланхолики схожи с флегматиками в динамических аспектах работы памяти, но отличаются при этом повышенной уязвимостью То мперамент влияет не только на динамику процессов запоминания и воспроизведения, но и на их эмоциональную выразительность Так, сангвиник, даже волнуясь, красиво, артистично расскажет, создаст впечатление воспитанного человека Флегматик даже в конфликтных ситуациях констатирует факты без излишней эмоциональности, как бы со стороны Меланхолик усиливает слезы, скорбь, непреодолимость барьеров на пути к успеху, произведут яе впечатление человека инфантильнотильної.

Индивидуальные качественные различия в памяти проявляются в том, что у одних людей эффективно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и др.), в других - словесный логический м материал (понятия, изображения, мысли, числа и др.), в еще других - нет явного преобладания в запоминании определенного материала Поэтому в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и пром ижний, или смешанный, типы памяти Эти типы частично обусловлены соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, главные факторы - условия жизни и требования профессиональной деятельности Наглядно-образный тип памяти характерен для живописцев, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный - для научных Смешанный тип памяти наблюдается у людей, в деятельности которых не пом итни преимущества типа Каждый из типов памяти основывается на определенных природных задатках, но формируется и в процессе деятельностиьності.

В условиях обучения и профессиональной деятельности осуществляется сенсибилизация органов чувств, формирование определенной мотивации и целеустремленности, овладение рациональными способами поиска и переработки информации Все это обеспечивает высокую эффективность памяти как в выявлении общих закономерностей, так и в плане ее индивидуальной специфичности в конкретной лици.

Аномалии памяти

Классификация нарушений (аномалий) памяти представлена на рис. 7.

Рис. 7. Аномалии памяти

Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.).
Парамнезии (ложные узнавания) - особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объектами. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния сознания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «дежа вю».
Другой аномалией памяти является амнезия (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествовавших какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку), при сохранении памяти о более далеких событиях.
Особый тип аномалий памяти является гипермнезия - обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.028 с.)