Специфика и особенности мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и особенности мышления.



Специфичность мышления заключаются в том, что:

- мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

- лишь в мышле­нии возможно познание становящегося, изменяющегося, разви­вающегося мира;

- мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практиче­скую деятельность.

Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические каче­ства человеческого мышления, -связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Че­ловек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается дейст­вием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое со­вершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).

1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предмет­ами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная позна­вательная деятельность субъекта, необходимая для его полноцен­ной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышле­ния в психологии говорят о мышлении в узком смысле как про­цессе решения задач.

Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям

1. По средствам решения задачи выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное мышление, которое характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального преобразования ситуации. Этот вид мышления есть и у животных. Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличие от наглядно-действенного в наглядно-образном мышлении преобразование происходит лишь в образном плане - мы мысленно проделываем то, что делалось с помощью реального действия. Словесно-логическое - один из основных видов мышления, который в качестве средств решения задачи использует понятия, логические конструкции, существующие на базе языка. Все три вида мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Однако у взрослого человека сосуществуют все эти три вида мышления.

  2. По продукту, который человек получает в результате его мыслительной деятельности.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта. Понятие «продуктивное мышление» было введено гештальпсихологами. Они полагали, что мышление — это переход от одной структуры к новой, то есть переструктурирование ситуации. Возникновение новой структуры происходит в результате инсайта, то есть озарения. Он осуществляется сразу, мгновенно. Репродуктивное мышление характеризуется меньшей степенью новизны, но тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической Д чела. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры (умножение, сложение и т.д.). Репродуктивное мышление имеет важное значение в учебной Д. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Репродуктивное мышление играет немалую роль и в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить задачу известными способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этою приводит к проблемной ситуации, то есть активизируется продуктивное мышление, которое обеспечивает открытие новых знаний.

3. По степени осознанности и развернутости мыслительного процесса выделяют:

Дискурсивн мыш-е - к решению какой-то проблемы человек приходит путем логических рассуждений, выстраивая всю цепочку рассуждений. Процесс мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит отражение его результат («Ага, нашёл!»), а затем сам путь к нему. Этот вид мышления называется интуитивным. Под интуицией следует понимать факт непосредственного усмотрения связей и отношений между объектоми. Внезапное нахождение решения называется ннсайтом или «ага-переживанием». Он часто возникает тогда, когда человек непосредственно не занят решением проблемы. В чем же здесь дело? Дело в том, что сам процесс поиска решения в значительной степени протекает интуитивно, под порогом сознания, не находя своего отражения в слове. Именно поэтому его результат, прорвавшийся в сферу сознания осознается как инсайт, якобы не связанный с процессом решения

4. По средствам мышления - человек решает разного рода задачи – теоретические и практические. Соответственно выделяют: Теоретическое – направлено на познание законов объективной реальности.

Практическое – направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность.

СЛ. Рубинштейн рассматривал мышление как процесс, т.е. мышление понимается как Д субъекта, вз\д-щего с объективным миром. Мышление – процесс, т.к. это непрерывное взаимодействие человека с объектом. Каждый акт мысли меняет соотношение субъекта и объекта; каждый акт мысли вызывает изменение проблемной ситуации, а изменение проб. ситуации вызывает дальнейшее движение мысли. Процесс мышления – это анализирование и синтезирование того, что выявляется анализом; абстракция и обобщение, являющие производными от них. Закономерности и взаимодействия этих процессов - это внутренние закономерности мышления. Изучать мышление как процесс, значит изучать эти внутренние законы, т.е. процессуальный ход и состав мысл. Д. ыслительный процесс делится на звенья. В ходе мыслительного процесса образуются определенные способы осуществления тех или иных операций. По мере того как в процессе мышления складываются определенные операции, генерализуются, закрепляются, формируется мышление как способность, складывается интеллект. Когда процесс мышления еще не превратился в ряд послед операций, совершаются поисковые пробы – анализируется проблемная ситуация и подыскивается верное решение, неверная проба отвергается и происходит поиск новой. Мыслит операции процесса мышления возникают в ходе истор развития сначала как результат процесса мышления, открывая правила, которые уже затем сами включаются в мышление. Применении тех или иных операций к тому или иному частному случаю предполагает процесс мышления (т.е. анализ задачи, которую надо решить, операций, которые необходимы и.т.п.) Т.о. не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Процесс, который приводит к открытию операций, не может быть сведен к сов-ти уже готовыхопераций, например, процесс открытия совершается в одной голове (у учителя), а другой человек (ученик) принимает набор правил без понимания, формально, таким образом, они у него функционируют в виде слепых навыков – это не мышление.

Руб-н – Мыслит-й проц-с явл-ся актом Д, напр-м на реш-е задачи. З-ча включает в себя цель, соотн-ю с усл-ми. При этом ч-к исх-т из опр-х мотивов. Нач-ся м-й проц-с с пробл-й сит-и, потр-сти что-то понять. Разр-е задачи явл-ся зав-ем м-го проц-са. Проц-с м-я явл-ся созн-но рег-м, связ-м со всей личн-ю (волей, эм-ми). Реш-е задач совер-ся виде опер-й, поср-м к-х сов-ся проверка, критика, контроль. Сод-ем м-го проц-са явл-ся понятия и образы-пред-я. 

Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.006 с.)