Операциональный состав мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операциональный состав мышления



Мышление совершается посредством различных мыслительных операций. Они являются основными механизмами мышления. Такими операциями являются сравнение. анализ, синтез, абстракция (отвлечение) и обобщение.

Сравнение — мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, нахождения сходства, различия и тождества между ними.

Анализ - мысленное расчленение, разделение предметов и явлений на части, элементы, моменты.

Синтез — мысленное объединение частей элементов в единое целое. Анализ расчленяет, синтез по-новому объединяет.

Анализ и синтез существуют в неразрывном единстве. В ходе решения задачи мышление выступает как процесс. По ходу решения возникают все новые и новые условия, которые детерминируют дальнейшее протекание мыслительного процесса. Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, оно всегда связано с чем-то известным. Вступая в связи с другими предметами, познаваемый объект выступает перед нами все новыми своими сторонами и свойствами. Из объекта как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Например, прямая может выступать как биссектриса данного угла. как гипотенуза и т.д. Таким образом, через взаимодействие с другими объектами (синтез) происходит вычленение новых качеств (анализ). Анализ через синтез, согласно С.Л.Рубинштейну, является основным механизмом мышления.

Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам знаний относительно данной предметной области:

§ отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);

§ категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

§ владение не только декларативным знанием (знанием о том. «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);

§ наличие знания о собственном знании.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.

Объект в понятии характеризуется обобщенно. Эта обобщенность достигается средствами абстракции, идеализации, сравнения, определения и т. д.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия — это определенная общность предметов с родственными признаками.

Так, в объем понятия «преступление» входит множество, состоящее из различного рода больших и малых отдельных преступлений против личности и имущества. Между содержанием и объемом понятия существует определенная связь. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, Так, понятие «преступление» имеет один объем, а понятие «преступление против личности» имеет уже меньший объем, ибо содержание исходного понятия увеличилось за счет уточнения — «против личности».

По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности человеческого понятия. Но отдельными понятиями люди не мыслят.

Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне — значит судить о чем-либо конкретно.

Суждение — это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов — судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции.

Если содержащаяся в суждении связь понятий соответствует действительности, то суждение является истинным. Если не соответствует ложным.

Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» единичное (Иванов) относится к общему (судья).

Познание осуществляется в процессе перехода от единичного к общему, с возвратом к единичному, чтобы установить (определить) особенное. И формой осуществления этого перехода является суждение.

умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание.

Умозаключение — это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение).

Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара.

Благодаря этой форме рационального познания нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила.

Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений (посылок).

Истинные умозаключения являются инструментом обоснования идей субъекта. Все его гипотезы и теории относительно объекта познания в сущности являются умозаключениями.

Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы — проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта.

 

Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку и осуществляемая посредством языка. Речевая Д - это процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно-истор опыта, установления коммуникаций, а также планирования своих действий. Речь и язык неразрывно связаны между собой. Речи не может быть без языка. Язык-обществ-я форма познания. Человек не знающий, например, китайского языка, не может воспринимать речь на китайском языке. Язык же проявляет свою жизнь и свои функции через речь. Если люди перестают пользоваться каким-либо языком, он умирает. Но речь и язык не тождественны: — так, язык является общим для всех людей, говорящих на данном языке, речь же у каждого человека своя, индивидуальная; — язык не может подвергаться патологическим изменениям, а речь может подвергаться у отдельных людей патологическим изменениям. Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Речь разделяется на отдельные элементы: звуки, буквы, слоги, морфемы (значимые части слова: корни, приставка, суффикс, окончание).

Мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни. Развитие этих функций идет по различным линиям. Решающее значение для установления этого факта имеют исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян, в особенности исследования Келера (1921) и Йеркса (1925). Основной вывод Келера: - наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии человекоподобной речи и независимость интеллектуальных операций от его «речи». Но шимпанзе владеют своей речью, и эта речь и его интеллект функционируют независимо друг от друга. Итоги исследований: 1) Мышление и речь имеют различные генетические корни. 2) Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга. 3) Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития. 4) Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершено других (фонетика речи, эмоциональная и зачатки социальной функции речи). 5) Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью. 6) В филогенезе мышления и речи мы можем констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи. В онтогенезе отношение обоих линий развития более смутно и спутано.

В онтоген-м развитии Мышление ребенка проходит доречевую стадию развития. кроме того, сущ Доинтеллектуальные корни речи в развитии ребенка: крик, лепет, первые слова. Детскую речь рассматривали на этой ступени ее развития как эмоциональную форму поведения. Исследования Ш.Бюлер показали, что в первый год жизни ребенка, т.е. именно на доинтеллектуальной стадии развития речи, мы находим богатое развитие социальной функции речи. Богатый социальный контакт ребенка приводит к раннему развитию речи. Смех, лепет, жесты в первые месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта.

Но линии развития мышления и речи, которые шли раздельно, в известный момент (около 2 лет) перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения. Этот переломный момент, когда речь становится интеллектуальной (осмысл-й), а мышление – речевым, характеризуется 2 признаками: 1) ребенок активно начинает расширять свой словарь; 2) быстрое скачкообразное увеличение запаса слов, возникающее на основе расширения словаря. Ребенок сам нуждается в слове, стремиться овладеть знаком, принадлежащим предмету. Если первая стадия развития, как показал Мейман, является по своему психологическому значению аффективно-волевой, то начиная с этого момента речь вступает в интеллектуальную фазу развития. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи.

 Сопоставление развития речевого мышления с развитием речи и интеллекта в животном мире и в самом раннем детстве показывает, что одно развитие не является просто прямым продолжением другого, но что изменился и сам тип развития. Речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и поэтому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи.

функциии: функция сообщения, функция выражения и функция побуждения к действию. Но главными явл-ся коммуникат-я и семантич-я (смысловая), благ-ря кот-м речь явл-ся средством общения и формой существования мысли, сознания. Функция сообщения. Благодаря этому через слово мы сообщаем свою мысль другому, обмениваемся мыслями, добиваемся взаимного понимания. Речь похожа на то, что в технике называется кодированием и декодированием. Экспрессивная функция речи (функция выражения). В речи не только передается определенная инф, но и выражается личность говорящего: темперамент, некоторые черты характера (уверенность или неуверенность в себе), волевые качества (выдержка, самообладание), интересы и другие стороны личности. Особенно ярко выражается в речи эмоц состояние говорящего лица и его эмоцотношение к собеседнику и к содержанию речи. Выразительность речи достигается, 1 при помощи жестов и мимики, интонации и логического ударения, тембра, ритма, пауз. 2 подбор слов, соответствующего эмоц тона. Есть слова торжественные, слова поэтические, слова шутливые и т.д. Функция побуждения. Через речь, мы воздействуем на другого: просим, требуем, советуем, приказываем, обещаем, поручаем и т.д. Сила воздействия слова зависит от: а) подбора слов; от конструкции предложения, б) интонации; в) подкрепления слова действием; г) волевых качеств говорящего, внушающей силы слова (главным образом, через интонацию); д) авторитета.

 Процессы речи. Речь как средство общения предполагает два процесса:1) формулирование (или кодирование) речевого высказывания - воплощение мысли в систему кодов языка;2) понимание (декодирование) высказывания — анализ воспринимаемого высказывания. Формулирование речевого высказывания. Чел. должен иметь мотив высказывания, в качестве которого может быть желание выразить просьбу, передать информацию. Далее возникает мысль или схема высказывания. До своего воплощения в высказывании мысль носит смутный, диффузный характер. Переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью — внутренняя речь. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенныйхарактер. Внутренняя речь по своему характеру фрагментарна, в ней есть только общие обозначения дальнейшего высказывания. Понимание высказывания — это анализ и синтез разнообразных сигнальных или смысловых значений в речи. Слово — центральная единица языка, а не только комплекс звуков. В понимании значения слова огромное значение имеет прошлый опыт, оживление ассоциаций между словом и обозначаемым им предметом. Важное значение в понимании значения слов имеет сочетание их в предложении. В более сложных ситуациях слово понимается, исходя из более широкого контекста.

      виды речи: жестовая и звуковая, устная и письменная, внешняя и внутренняя. Звуковая речь предполагает более высокое развитие абстрактного мышления, а жестовая речь скорее изображает, чем обозначает и является формой наглядно-действенного мышления.

 - Устная речь. Общение в устной речи ограничено условиями времени и пространства. В устной речи очень велико значение мимики и пантомимики, интонации, ее ритмико- мелодической стороны. Устная аффективная речь — в ней нет четкого мотива, она не нуждается в предварительной подготовке (междометья). Устная диалогическая речь. Это основной исходный вид устной речи, протекающий в форме разговора двух или нескольких лиц. Она реактивна, менее произвольна, не требует спец подготовки, свернута. Это в значительной мере ситуативная речь. Большое значение в диалогической речи имеют не только ее интонационные моменты и жесты, но и сопровождающие ее действия, которые выражают иногда внутренний, смысловой подтекст речи. Однако в некоторых случаях и диалогическая речь требует, чтобы все передаваемое содержание было полностью выражено в точных словесных значениях, чтобы она имела четкое грамматическое строение. Устная монологическая речь - более сложный вид, когда говорит один чел, а остальные только слушают, но прямого активного участия в речи говорящего не принимают. она более активна и произвольна, требует от говорящего связного, последовательного изложения своей мысли. является наиболее организованной, требующей полного программирования вплоть до составления текста челу одновременно необходимо следить и за своей речью и за реакциями аудитории.. - Письменная речь является значительно более сложной по структуре. 1. письм речь обращена к лицу, к-ый в данное время отсутствует,2. письм речь лишена вразит ср-в и интонац богатства 3 нет опоры на общ ситуацию Грамматически она является наиболее развернутой формой речи. Это объясняется также и тем, что письменная речь лишена «обратной связи» от собеседника. Пониманию письм речи надо спец учится

Внутренняя речь отличается от внешней не только отсутствием звук-го сопровождения, но и своей функцией, структурой (она предикативна). Служит не средством сообщения, а формой внутренней работы мысли. Но также является соц-й, т.к. производна от внешней.

Психосемантика — раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоц и мотивац факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств. Так же исследует генезис, структуру и функционирование индивидуального или общественного сознания, и его ведущей образующей – значения. Формой фиксации значения могут выступать, в первую очередь, слова естественного языка, а также знаки, символы, изображения, выразительные движения, формы ритуального поведения и т.д. в их инвариантном для различных индивидов данной культуры социально -нормированном смысле.

Т.о. психосемантика рассматривает, главным образом, содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности. Методология школы Выготского – Леонтьева - Лурии определяла теоретическое становление психосемантики. Психосемантика, являясь областью психологии, имеет ярко выраженный междисциплинарный аспект, перекликаясь с философией и культурологией, языкознанием, социологией (работы С. Московичи), информатикой, (работы Д.А.Поспелова). Работы: Петренко, Лурии, Столина и др.

  Вербальное и невербальное общение.

Вербальное (средство - речь). Основная проблема – выявление условий и способов, повышающих эффективность вербального воздействия. Система мер, направленных на это, называется убеждающей коммуникацией. Исследователи опираются на модель коммуникативного процесса Г.Лассуэлла. Элементы: 1-коммуникатор, 2-реципиент или аудитория,3-текст,4-канал,5-эффективность.

Невербальное (средство – неречевые знаковые системы).

1) Кинесика: мимика, жесты, пантомимика. С помощью этого мы можем получить информацию об эмоциональном состоянии другого человека, о его отношении к собеседнику, предмету разговора, о профессии, статусе, чертах характера.

2) Паралингвистика (вокальная мимика – изменение громкости голоса, тембра, интонации) и экстралингвистика (вкрапления в речь – паузы, покашливания, смех, плач).

3) Проксемика: пространственная и временная организация общения. Среди пространственных характеристик, влияющих на эффективность общения, выделяют:

А) дистанция: интимная, личная, социальная, публичная.

Б) конфигурация размещения людей: лицом к лицу, в кругу.

Из временных характеристик несут смысловую нагрузку:

А) своевременный приход или опоздание

Б) время суток.

4) Визуальное общение: направление взгляда, изменение его направления, продолжительность, избегание взгляда, выражение глаз.

      Развитие речи в онтогенезе. Первичное овладение живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной Д-ти общения. 1 период – подготовительный. Реб. приобретает пассивный фонетический материал, овладевает голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Около 3-го мес. Появляется лепет, как бы игра звуком. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. Во 2-м полугодии появл-ся «автономная речь», существенным в кот-й явл. то,что она открывает способ «обобщения» реб-м 1-х слов. К концу 1-го года вокализации используются для общения со взрослыми с целью привлечь их к себе, удержать возле себя. Первые осмысленные слова появляются к к. 1-го - нач. 2-го г. По своему значению они выражают в основном потребн-ти, желания и аффективные сост-я реб. К 1,5 г. выдел-ся обознач-я ф-ия речи. Активно растёт словарь (сущ-е). Решающим для развития речи явл. то, что реб-к посредством речи вступает в сознат-е общение со взр-ми.Между 1,5 и 2-мя г. у реб появл-ся 1-е предлож-я из 2-3 слов. 2 период - с этого момента речь вступает в интеллектуальную фазу развития. Около 2 лет реб-к активно оперирует словосочет-ми, понимает глаголы. Третий год жизни характеризуется возрастающей речевой активностью ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослых и формир собст активная речь. В 3-4 г. нач-ет формир-ся связная речь, реб-к понимает прилаг-е. В раннем детстве речь носит ситуативный характер. В 4-5 – окончание формиров-я активной речи, учится излагать мысли. В 5-6 лет формируется планирующая ф-ия речи, а в 6-7 разв-ся внутренняя речь. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

   Эгоцентрическая речь. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюд-ся склонность к монологизированию. Эту речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической, она: 1)не выполняет коммуник-ю ф-ию, 2)речь для себя, не учитывая мнение др-го, 3)речь о себе. В дошк-м возрасте она составляет 46% детских высказываний, спадая резко в 7 лет. Эгоц-я речь представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, кот-й явл-ся компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией. Он противопоставляет её соц-й речи. Э.р. состоит из 3 категорий: эхолалия (повторение), монолог, монолог вдвоем или коллективный монолог. Вывод: дети думают и действуют более эгоцентричнее, чем взрослые, менее сообщают друг другу свои интеллектуальные высказывания. Большей частью говорят только для самих себя. Эта э.р. не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. Развитие э.р. идет по убывающей прямой. Таким образом, эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

Выготский считал, что эгоц-я речь лежит на пути развития от внешней коммун-й речи к внутр-й. Она вып-ет у реб. Ф-ию осмысливания и планирования действия. По его мнению речь реб-ка представляет собой смешанную, переходную форму от речи для др-х к речи для себя, причём она становится внутр-й по своей псих-й природе. Э.р. есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в недрах которой развивалась и созревала.

Речь ребенка является в функциональном и структурном отношении э.р., т.е. особой и самостоятельной формой речи, однако не до конца, т.к. она субъективно не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других; также и в объективном отношении эта речь представляет собой отдифференцированную от социальной речи функцию, но снова не до конца, т.к. она может функционировать только в ситуации, делающей социальную речь возможной. Т.о., с субъективной и объективной стороны эта речь представляет собой смешанную переходную форму от речи для других к речи для себя, причем, речь для себя становиться внутренней больше по своей функции и по своей структуре, т.е. по своей психологической природе, чем по внешним формам

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.026 с.)