Может ли несостоятельность семейного воспитания стать факто- ром вовлечения в экстремистские организации? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Может ли несостоятельность семейного воспитания стать факто- ром вовлечения в экстремистские организации?



Одним из факторов вовлечения молодежи в экстремистские организации является несостоятельность семейного воспитания, утрата родителями свое- го авторитета и эффективных методов влияния на взрослеющих детей. В се- мье должна быть создана система воспитания, обеспечивающая сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья, при этом в своей деятельности родители должны руководствоваться нормами и ценно- стями, принятыми в обществе. Однако не все родители справляются со своей воспитательной функцией.

Все большее количество семей подходит под определение «семья группы риска» – это семья, в которой затруднены или в зависимости от различных причин не созданы условия для нормальной жизнедеятельности ее членов и эффективного выполнения важнейшей семейной функции – воспитательной. Именно нездоровая семейная обстановка, серьезные проблемы, морально- бытовая запущенность и низкий уровень общей культуры в семье – первопри- чина ухода детей в экстремистские организации. Неудовлетворенное стремле- ние к решению конкретных социальных проблем приводит молодого человека к поиску альтернативных вариантов, которые могут противостоять социально

одобряемой деятельности.


протест может выражаться в различных внешних формах (шокирующие прически и одежда, сленг и т.д.), а также в форме принадлежности к опреде- ленной группе (неформальные, фашистские, религиозные организации).

Существует несколько факторов риска, обнаруженных в семейных отно- шениях, которые могут способствовать формированию преступного поведе- ния несовершеннолетнего в будущем. К числу таких факторов относятся асо- циальное поведение родителей, слабый родительский контроль, физическое или сексуальное насилие и т.д. Однако эти факторы, как правило, влияют на формирование общего девиантного поведения подростков и в отсутствии не- ких иных обстоятельств не способны в достаточной степени радикализировать несовершеннолетнего, так чтобы он примкнул к экстремистской организации. Замкнутость и подпольность деятельности экстремистских и террори- стических организаций вовсе не способствуют вербовке любого желающего стать потенциальным участником такой организации. Вне системы социаль- ных связей, контактов семьи с членами экстремистской организации его вовле- чение в экстремистскую деятельность невозможно. В то же время некоторые члены семьи могут иметь опыт участия в деятельности организаций испове- дующих радикальную идеологию, демонстрировать поддержку и героизацию экстремистских и террористических организаций и их членов, способствуя тем самым установлению социальных связей семьи молодого человека с ли- цами, осуществляющими эту деятельность. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев вовлечение в экстремистскую деятельность и вербовка происходит на основе уже существующих связей семьи и окружения человека с террористами. Следует полагать, что семейственность таких связей порож- дает аналогичные установки в сознании молодых людей и своего рода преем-

ственность радикального поведения.

В радикально-исламистских семьях экстремистская деятельность может даже поощряться другими членами семьи. Крепкие семейные узы выходят за пределы непосредственно семьи и охватывают даже дальних родственников. Отсюда, если один из старших членов семьи (отец, дядя, дедушка) склонен к радикальной идеологии и выражает свои взгляды, модель радикального по- ведения или радикальных установок становится устоявшейся нормой в семье. Даже если старший член семьи всего-навсего делится своими мыслями, выска- зывает свое мнение, это создает высокий коэффициент риска, способный при- вести к активной радикализации младших членов семьи, ибо радикализация становится легким способом завоевать уважение старших ее членов.

 

89. Какие направления педагогической профилактики экстремизма используются в системе общего образования?

предупреждение вовлечения учащихся в деструктивные религиозные ор- ганизации, основывающееся на сотрудничестве и личностно-ориентированном


подходе, имеет ряд направлений реализации: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогами.

Работа с учащимися должна строиться на инновационных педагогических технологиях, с обязательным учетом того, что традиционная негативно ори- ентированная профилактика не приводит к значительным положительным ре- зультатам, поскольку основывается на запугивании и констатации негативных последствий вовлечения молодежи в экстремистские сообщества. Однако это не устраняет причин, способствующих уходу молодых людей в организации радикального и экстремистского толка.

поэтому современным стратегическим приоритетом первичной профи- лактики служит создание системы позитивной профилактики, которая ори- ентируется не на патологию, проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресур- сов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в само- реализации собственного жизненного предназначения.

Цель первичной педагогической профилактики вовлечения детей и мо- лодежи в религиозные секты – воспитание психически здоровой, гармонич- но развитой личности, способной к самореализации социально приемлемым способом. Общая воспитательная работа с учащимися направлена на осозна- ние необходимости осмысленного существования человека, на формирование категорий «смысл» и «цель» человеческой жизни, на пробуждение желания самосовершенствоваться и самореализовываться.

Воспитательно-коррекционная работа направлена на учащихся группы риска, тех, кто имел опыт общения с представителями экстремистских орга- низаций, по сути является исправлением личностных нарушений, которые могут способствовать вовлечению в экстремистские организации. Это работа с дезадаптированными учащимися, у которых не сформированы или наруше- ны коммуникативные навыки, внутриличностные регуляционные механизмы, системы смысложизненных ориентаций, приемы противостояния негативному социальному (в том числе манипулятивному) давлению. Это направление реа- лизуется в деятельности школьных социальных педагогов и психологов путем организации условий для успешной социальной адаптации учащихся.

Реабилитационная работа с учащимися направлена на тех, кто уже вовле- чен в деятельность экстремистских организаций. Данная работа направлена на предотвращение формирования зависимости от экстремистской организации, дальнейшего распада личности и возвращение молодого человека к нормаль- ной жизни. В задачи этого направления входят: раннее выявление; проведение различных тренингов, направленных на развитие у молодых людей устойчи- вости к внешнему давлению; преодоление внутреннего психофизиологическо- го дискомфорта; восстановление или формирование системы доверительных


взаимоотношений с ближайшим окружением (друзьями, родителями, педаго- гами). Такие учащиеся, как правило, нуждаются не только в педагогической, но и психотерапевтической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи. Это направление требует объединения усилий разных специалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.)