Антиинфляционная политика России на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антиинфляционная политика России на современном этапе



Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

1. регулирование совокупного спроса;

2. регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.[9]

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа – обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис.10.6.2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.[10]

Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.[11]

Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В 70-80-е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А.Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.

Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

 

Заключение

Теоретические основы макроэкономической нестабильности и инфляции представляют собой важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.

Список использованной литературы

1. Артемова Л., Назарова А. Макроэкономические пропорции (по данным национальных счетов) // Экономист. - 2010. - № 5. – С. 36-41.

2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2007 году и прогноз на 2008 год // Экономист. - 2007. - № 1. – С. 3-19.

3. Бирюков А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов Российской Федерации в 2009году // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 7-10.

4. Бюллетень банковской статистики. 2011. - № 12 – С. 11-23.

5. Вдовиченко А. Г. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньшее? // Банковское дело. - 2009. - № 5. – С. 4-6.

6. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 3-6.

7. Золотухина Т. Укрепление национальной валюты и рост российской экономики // Вопросы экономики. - 2009. - № 6. – С. 95-111.

8. Ильяшенко В.В. Инфляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 441 с.

9. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 с.

10. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы. - 2008. - № 10 – С. 74-80.

11. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М.: Юнити, 2009. – 208 с.

12. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: Конспект лекций. - М.: Владос, 2009. – 172 с.

13. Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 552 с.

14. Петров В. Российский финансовый рынок – не допустить головокружения от успехов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 23 (254). – С. 31-34.

15. Райская Н.Н. Исследование взаимосвязи факторов инфляционных процессов в России // Экономическая наука современной России. - 2006 - № 2 – С. 47-79.

16. Свиридова А., Сосунов К. Рост ВВП: а что внутри? // Финансы, 9-15 августа. - 2008. - № 29 (70). – С. 21.

17. Солнцев О. Г., Белоусов Д. Р., Сальников В. А. Риски политики «сильного рубля» // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. – С. 29-33.

18. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Юнити, 2009. – 288 с.

19. Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.


Приложения

Приложение 1

Краткосрочный и долгосрочный эффекты, оказываемые
на динамику инфляции принятыми мерами

Цены на бензин в России 2010 год

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, Москве и Санкт-Петербурге в 2010 году

 

Россия

Москва

Санкт-Петербург

  АИ-92 АИ-95 ДТ АИ-92 АИ-95 ДТ АИ-92 АИ-95 ДТ
11 янв 21,45 23,41 18,36 21,63 23,45 19,45 20,97 23,55 18,62
18 янв 21,33 23,29 18,39 21,61 23,47 19,41 20,88 23,52 18,71
25 янв 21,33 23,29 18,51 21,56 23,45 19,36 20,88 23,52 18,78
01 фев 21,36 23,32 18,58 21,55 23,44 19,36 20,86 23,50 18,88
08 фев 21,39 23,35 18,68 21,51 23,39 19,36 20,86 23,50 19,05
15 фев 21,43 23,39 18,78 21,50 23,38 19,36 20,80 23,45 19,07
24 фев 21,46 23,39 18,83 21,49 23,38 19,35 20,80 23,45 19,07
01 мар 21,49 23,39 18,85 21,48 23,38 19,37 20,81 23,45 19,09
09 мар 21,51 23,41 18,84 21,60 23,47 19,51 20,81 23,45 19,09
15 мар 21,58 23,48 18,84 21,90 23,74 19,68 20,81 23,45 19,09
22 мар 21,61 23,51 18,85 21,93 23,78 19,71 20,81 23,45 19,09
29 мар 21,65 23,53 18,84 21,95 23,82 19,74 20,89 23,54 19,11
05 апр 21,70 23,58 18,83 22,06 23,92 19,83 20,90 23,56 19,12
12 апр 21,82 23,68 18,83 22,33 24,20 20,02 20,90 23,48 19,12
19 апр 21,88 23,77 18,88 22,42 24,30 20,07 20,92 23,49 19,22
26 апр 21,97 23,86 18,95 22,7 24,54 20,32 21,00 23,56 19,38
04 мая 22,06 23,91 18,99 22,73 24,59 20,40 21,28 23,75 19,39
11 мая 22,10 23,96 19,01 22,79 24,67 20,49 21,31 23,82 19,42
17 мая 22,25 24,08 19,08 22,80 24,69 20,51 21,34 23,85 19,42
24 мая 22,32 24,13 19,11 22,85 24,71 20,52 21,54 23,99 19,47
31 мая 22,34 24,16 19,13 22,96 24,83 20,54 21,54 23,99 19,47
07 июн 22,37 24,19 19,11 23,16 24,97 20,59 21,56 24,00 19,49
15 июн 22,36 24,20 19,10 23,18 24,99 20,61 21,56 24,00 19,49
21 июн 22,39 24,24 19,11 23,21 25,03 20,61 21,63 24,05 19,53
28 июн 22,41 24,28 19,11 23,23 25,03 20,61 21,63 24,05 19,53
05 июл 22,48 24,36 19,14 23,22 25,04 20,63 21,81 24,29 19,53
12 июл 22,57 24,45 19,17 23,24 25,06 20,63 22,01 24,49 19,53
19 июл 22,62 24,50 19,18 23,25 25,07 20,64 22,07 24,53 19,57
26 июл 22,66 24,54 19,19 23,25 25,07 20,64 22,25 24,75 19,77
02 авг 22,68 24,56 19,19 23,25 25,07 20,64 22,38 24,88 19,82
09 авг 22,71 24,61 19,20 23,25 25,07 20,64 22,52 25,00 19,83
16 авг 22,74 24,64 19,21 23,25 25,07 20,65 22,52 25,03 19,85
23 авг 22,75 24,66 19,21 23,25 25,07 20,65 22,52 25,03 19,85
29 авг 22,76 24,69 19,21 23,25 25,07 20,65 22,53 25,03 19,85
06 сен 22,78 24,70 19,21 23,25 25,08 20,65 22,53 25,03 19,85
13 сен 22,78 24,71 19,20 23,26 25,08 20,65 22,53 25,03 19,85
20 сен 22,77 24,71 19,20 23,25 25,07 20,66 22,54 25,03 19,85
27 сен 22,78 24,72 19,20 23,25 25,07 20,66 22,54 25,03 19,85
04 окт 22,79 24,73 19,20 23,27 25,08 20,66 22,56 25,06 19,90
11 окт 22,81 24,76 19,21 23,28 25,09 20,66 22,61 25,09 20,00
18 окт 22,84 24,78 19,25 23,29 25,10 20,65 22,74 25,18 20,16
25 окт 22,88 24,82 19,32 23,29 25,11 20,65 22,74 25,18 20,16
01 ноя 22,94 24,86 19,47 23,31 25,15 20,73 22,76 25,19 20,40
08 ноя 23,01 24,90 19,75 23,53 25,30 21,07 22,77 25,19 20,42
15 ноя 23,14 25,02 20,28 23,81 25,59 22,02 22,85 25,32 20,64
22 ноя 23,20 25,09 20,91 23,98 25,77 22,55 22,88 25,36 21,04
29 ноя 23,25 25,15 21,27 24,01 25,83 22,76 22,91 25,39 21,35
06 дек 23,30 25,20 22,05 24,05 25,88 23,22 23,15 26,65 22,39
13 дек 23,34 25,25 22,66 24,12 25,97 24,00 23,15 26,65 23,20
20 дек 23,3 25,30 23,19 24,12 26,03 24,59 23,34 25,84 24,22
27 дек 23,46 25,38 23,55 24,19 26,10 25,19 23,42 25,88 25,10

Средние цены на бензин по России на 2010 год

 

[1] Ильяшенко В.В. Ифляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 209 с.

[2] Ильяшенко В.В. Инфляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 441 с.

[3] Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 74 с.

[4] Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 3-6.

[5] Бюллетень банковской статистики. 2011. - № 12 – С. 11-23.

[6] Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.

[7] Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.

[8] Солнцев О. Г., Белоусов Д. Р., Сальников В. А. Риски политики «сильного рубля» // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. – С. 29-33.

[9] Артемова Л., Назарова А. Макроэкономические пропорции (по данным национальных счетов) // Экономист. - 2010. - № 5. – С. 36-41.

[10] Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 552 с.

[11] Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2007 году и прогноз на 2008 год // Экономист. - 2007. - № 1. – С. 3-19.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.027 с.)