Раздел 5. Методико-технологический блок курса «история и Методология юридической науки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Методико-технологический блок курса «история и Методология юридической науки»



   5.1.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

 Моделирование самостоятельной работы студентов включает в себя:

1.    Повторение пройденного теоретического материала.

2.    Установление главных вопросов темы.

3.    Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

4.    Упражнения, решение задач.

5.    Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

6.    Приобретенные умения и навыки.

7.    Составление вопросов по содержанию лекции.  

      

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов состоит из текущего собеседования и контроля, консультаций, анализа, рецензирования, оценки, коррективки СРС, дискуссии, подведение итогов и т. д. Дифференциация заданий: обзор литературы; подбор литературы для практических работников, для научной работы, решение задач, ситуаций, научная работа студента

Виды самостоятельной работы студентов: конспектирование, реферирование литературы, аннотирование книг, статей, выполнение заданий поисково-исследовательского характера, углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента, работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой, участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий, УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и выпускной работ, контрольная работа – письменное выполнение, выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.


Виды самостоятельной работы

В качестве самостоятельной работы по темам «История юридической науки»,«Юридическая наука в XX-ХХI веке» может быть использовано написание рефератов.

 

 

Темы рефератов по самостоятельной работе

1.    Постклассический тип научной рациональности и специфика постклассической юридической науки.

2.    Психологический вариант развития юриспруденции.

3.    Лингвистическая революция и постклассические варианты правопонимания.

4.    Содержание отдельных принципов правового познания (историзма, развития, системности, объективности, конкретности, инновационности, практичности).

5.    Позитивистский идеал научной рациональности: общая характеристика.

6.    Проблема ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции науки.

7.    Позитивистская традиция в классической юридической науке.

8.    Неопозитивистские интерпретации научного знания.

9.    Значение аналитической философии для юридической науки и юридической техники.

10.  Постпозитивистские интерпретации научного знания.

11.  История    юридической науки в     контексте  теории       научных    революций: допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки.

 

Основные требования, предъявляемые к реферату:

 

1.    Выбор темы

Тему реферата магистрант выбирает, основываясь на специально разработанную

«Тематику рефератов».

2.    Работа над рефератом

Работу над рефератом нужно начинать с подборки и изучения монографической литературы, статей в философских, социологических и экономических журналах и других источников по избранной теме.

 

Составив план работы, магистрант должен комплексно изучить каждый вопрос и систематически изложить его в тексте реферата. Ценность работы повышается, если магистрант использовал возможно более широкий круг литературы по данной теме и умело систематизировал собранный материал.

3.    Требования к оформлению

Объём реферата должен быть примерно 20-22 страниц печатного текста, который набирается на компьютере через 1,5 интервала 14-м шрифтом.

На второй странице, после титульного листа располагается «план» работы или

«содержание». В него должны входить введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованной литературы

Реферат следует оформлять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента. Текст реферата должен быть разделен на подзаголовки, выделяемые в соответствии с вопросами плана.

Приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные необходимо сопровождать примечаниями – ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, места, года издания, тома, страницы. Ссылки должны располагаться на соответствующем листе реферата.

 

Для того,чтобы магистрант смог определить уровень усвоенности знаний и подготовленности к практическим занятиям предлагаются вопросы для самоконтроля.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1.    Поясните, как может быть охарактеризована структура современной методологии российской юридической науки.

2.    В    чем суть проблемы обновления методологии современного      российского правоведения?

3.    Каково современное место диалектики в системе методов познания государства и права? Ответ обоснуйте конкретными примерами.

4.    В чем состоят механизмы и источники обновления диалектической методологии в праве?

5.    Приведите примеры научно обоснованного использования диалектики для анализа современных уголовно-правовых реалий. Ответ обоснуйте.

6.    Приведите примеры научно обоснованного использования диалектики для анализа современных проблем практики реализации гражданского права. Ответ обоснуйте.

7.    Приведите примеры научно обоснованного использования диалектики для анализа современных проблем конституционного и административного права. Ответ обоснуйте.

8.    Почему синергетика не была ранее предметом внимания со стороны отечественных теоретиков и отраслевых специалистов в области права?

9.    В чем состоит эвристический потенциал герменевтики для анализа современной политико-правовой реальности? Приведите пример из правоприменительной практики.

10.  Каково место и исследовательский потенциал концептологической методологии анализа права? Ответ обоснуйте конкретными примерами.

11.  Каковы познавательные возможности применения исторического и сравнительно- правового методов в современной России?

12.  Что такое множественность (плюрализм) методологий исследования права?

13.  Что такое единство предмета и метода правовой науки? Ответ обоснуйте.

14.  В    чем вы  видите       самобытность      и     существенные      особенности       русской дореволюционной школы права и университетской науки? Ответ обоснуйте.

15.  Назовите автора, концепцию и аргументированно объясните, какая из современных концепций правопонимания, на ваш взгляд, в наибольшей степени претендует на то, чтобы считаться интегративной? С помощью какой (каких) методологии (методологий) Вы пришли к такому выводу?

 

Также к способам самоконтроля можно отнести заполнение таблиц по темам:

«Формирование юридических типов научного познания», «Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания», «Постклассические методы юридической науки».

Соотнесите группы методов

 

 

Сбора эмпирической информации  
  Статистический
Логические  
  Восхождения от абстрактного к конкретному

 

Соотнесите черты современной науки

прогрессизм  
Логическая организованность  
  достоверность
  Способность к самоотрицанию и проверке истинности
   

 

Типы научной рациональности и право

Тип рациональности классический неклассический постнеклассический
эпоха 17-19 вв    
Роль науки      
Основные политико- правовые учения      
Научная картина мира      
Объект правового изучения      

 

Соотнесите философские основания юридической науки:

Онтология  
  Учение об условиях, сущности, границах явлений
Логика  

Соотнесите группы средневековых юристов-ученых:

 

Глоссаторы  
  Ученые, изменяющие римское право с учетом требований жизни
  Ученые, изучающие церковное право
Практики  

 

 

Составление таблиц - это вид самостоятельной работы магистранта по систематизации объемной информации. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания, так и позволяют оценить полноту знаний теоретического контролируемого материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.019 с.)