Развитие представлений о государства и права в России Текст лекции и учебные материалы к ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие представлений о государства и права в России Текст лекции и учебные материалы к ней.



1.    Формирование основ правовой науки;

2.    Дореволюционный этап в российской юридической науки;

3.    Советская юридическая теория

4.    Правоведение в условиях глобализации.

 

Литература:

 

1.    Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М. – 2008

3.    Поляков А.В. Общая теория права. СПб. – 2005;

4.    Сырых В.М.Логические основания теории государства и права, в 2 т. М. – 2004

5.Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М.: Зерцало-М, 2010.

6.Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XIX веке. М.: Зерцало-М, 2012.

 

I.    Возникновение юридической науки было сложным и противоречивым. Взгляды на государство и право основывались на закономерностях общественной жизни определённого исторического периода. Первой формой познания государства и права была религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся оригинальным источникам во 2-ом – 1-ом тысячелетии до н.э. у всех народов господствовали представления о божественном происхождении государства и права. В Древнем Китае – император не только сын неба, но и отец своего народа. Он связывал земные порядки с небесными силами. В Древнем Египте боги наряду с фараоном были вершителями власти на земле. Примерно с середины 1-го тысячелетия усиливается процесс рационализации знаний, формируется философия, в рамках которой изучалось государство и право. Это связано с именами Конфуция, Платона, Аристотеля (изучил устройство 158 греческих полисов). Актуальным был вопрос о наилучшем государственном устройстве.

Активная правообразующая деятельность древнеримских юристов привела к возникновению самостоятельной юридической науки.Изначально занятие правом в Риме было занятием понтификов, коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позиции коллегии по правовым вопросам. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Он похитил и опубликовал сборник юридических формул, употребляющихся в судебных разбирательствах. В 253 г. до н. э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников обсуждать юридически вопросы, положив начало публичному обучению юриспруденции. Известный римский юрист Ульпиан определил её как «познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого», то есть для правопонимания римских юристов было характерным совпадение права и морали.

Разделение между правом, этикой и философией происходит в 16-м веке благодаря Н. Макиавелли –«Государь», «История Флоренции» - он обосновал политическую науку, как самостоятельную область общественного знания. Преодолев религиозную традицию, рассматривает государство и право как природные, естественные факторы. Макиавелли первым отделил государство и общество, первым отделил право и политику от морали. – Они, по мнению Макиавелли, основаны на практике и опыте, а не на религии христиан или моральных догмах.

Тогда же в 16 веке формируется самостоятельное направление в юриспруденции – энциклопедия права; в 17-18 вв. формируется философия права; в начале 20 века – социология права.

II.       

Российская правовая наука возникла намного позднее запад­ноевропейской. Вопрос о дате ее возникновения имеет дискусси­онный характер. Отдельные авторы полагают, что начало станов­ления правовой науки в России приходится на XVIII в., и обу­словливают ее появление деятельностью первого российского профессора С. Е. Десницкого. По мнению других авторов, изло­женное воззрение не соответствует действительному ходу истории правовой науки, значительно сокращает ее и, самое главное, пре­дает забвению достаточно яркий, хотя и недостаточно эффектив­ный путь развития правовой науки на сугубо российской почве в отрыве от достижений западноевропейских правоведов и незави­симо от них. Согласно их теории, первым русским юридическим идеологом был киевский митрополит Иларион, опубликовавший в середине XI в. политический трактат «Слово о законе и благода­ти», на долгие годы определивший пути политико-правового раз­вития раннефеодального государства и общества. Другим плодо­творным исследователем предстает не кто иной, как Владимир Мономах, который имел по тем временам высокое образование, знал несколько языков и сочетал таланты государственного дея­теля, глубокого юридического мыслителя и мудрого законодате­ля. Его перу принадлежат три дошедшие до нашего времени ра­боты, а также пространная редакция Русской Правды.

Российская правовая наука имела те же старто­вые начала, что и средневековая западноевропейская правовая нау­ка. Обе они начинались с освоения греко-римского права, система­тизированного Юстинианом, и комментирующих его источников. Имея равные стартовые возможности, российская правовая наука значительно проиграла в своем развитии средневековой западноевропейской правовой науке потому, что на протяжении восьми столетий использовала недостаточно эффективный способ распространения профессиональных юридических знаний. До XVIII в. в России основными формами получения профессиональных практических и научных юридических знаний были семейное образование, практическая работа в суде, иных государственных органах и монастырское образование. В результате круг специалистов, способных развивать правовую науку, формулировать обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства и деятельности Российского государства, был весьма узок.

Начало систематического изучения юриспруденции в России связано с практической потребностью в грамотных управленцах, работниках государственных учреждений. Указом Петра I в 1720 г. было определено, что для получения необходимых юридических знаний для работы в государственных учреждениях дети дворян ("из шляхетства") должны были пройти обучение в юстиц-коллегии или в школе, специально для этого учрежденной при канцелярии Правительствующего сената. После прохождения курса практического усвоения основ делопроизводства и "практических премудростей" юриспруденции и получив "патент" - свидетельство об образовательной подготовке, специалисты приступали к отправлению государственных дел.

При Екатерине II отмечалось, что "коллегии-юнкеры" не получали необходимых знаний по "пристойным им наукам" и Сенатская школа была закрыта. Позднее, при Павле I, институт юнкерства был возрожден при всех коллегиях, кроме военных. Правоведение или юриспруденция были главными из изучаемых в них предметов.

Профессиональную подготовку юристов продолжили российские университеты. Первым российским профессором права был С. Е. Десницкий, преподававший в Московском Университете с 1767 – по 1787-е годы. Он считал, что в числе общих дисциплин, которые юрист должен изучить, должны быть грамматика, риторика, логика, физика, и естественное право.

Первые российские профессора, читающие курсы российского законодательства, были в большинстве своем из практических работников, а общетеоретические знания преподавались иностранными профессорами. Западная правовая мысль того времени основывалась прежде всего на принципах естественного права, а естественно-правовая доктрина с культивируемой ею идеей разума в силу значительной абстрактности не могла служить должной опорой для формирования общей правовой теории в России, из-за практической направленности отечественного правоведения, и особенностей российской общественной жизни.

Вообще, в российских университетах укрепились позиции исторической школы права. Поэтому предпочтение в преподавании было отдано не естественному праву, как на Западе, а законоведению. Российская действительность диктовала свои условия: в первую очередь требовались подготовленные кадры для государственной работы. Препятствием для развития общей теории правоведения была и неупорядоченность российского законодательства. Первостепенной задачей выступала не теоретическая обработка права, а элементарная его систематизация, освобождение от хаоса разрозненных, взаимопротиворечивых и пробельных актов.

В первые десятилетия XIX в. законодательное творчество как одна из государственных функций по значимости постепенно выдвигается на одно из первых мест. Государственные преобразования в царствование Александра I выявили потребность в качественном изменении подготовки юристов. Осуществление законодательства стало деятельностью, требующей от ее исполнителей не только совокупности определенных знаний, но и достаточного уровня специальной теоретической подготовки. На качество знаний по праву экзаменовались чиновники по специальному Указу 1809 г.

Повышение общетеоретической подготовки диктовалось необходимостью в высококлассных специалистах, способных одинаково успешно служить и на государственной службе, в суде, и в науке. Отечественное правоведение в российских университетах зарождалось с одной-единственной кафедры отечественного законодательства - "кафедры права Российской Империи". По университетскому уставу 1804 г. на этой кафедре изучался курс "Энциклопедия, или Общее обозрение системы законоведения, российские государственные законы, т.е. законы основные, законы о состояниях и государственные учреждения". Этим курсом в целом охватывалось изучение значительной части российского законодательства, и преподавание его строилось преимущественно на освоении законодательного материала и практическом его применении. Первые российские профессора юриспруденции - З.А. Горюшкин, А.П. Куницын, Л.А. Цветаев.

На новый уровень отечественную юриспруденцию вывели два события - издание Полного Собрания Законов и Свода Законов Российской Империи и судебная реформа 1864 г.

Университетским уставом 1835 г. предусматривалась организация в российских университетах уже восьми кафедр, где изучалось отечественное законодательство, в числе которых была новая наука - энциклопедия законоведения. Энциклопедия законоведения служила той частью правовой науки, которая, изучая основные понятия права, обеспечивала их представление во взаимосвязанном виде. дисциплин.

С 1863 г. были введены курсы "Энциклопедия юридических и политических наук" и "История философии права". Курс энциклопедии юридических и политических наук (иначе - энциклопедии права) читался для всех студентов юридического факультета, независимо от их дальнейшей специализации. Основной задачей было системное представление правоведческой науки, общий обзор системы государственного законодательства и состояния законоведения. Энциклопедия должна была обеспечить некий набор достаточных знаний, основных сведений о действующих системах права, навыков юридического мышления. Энциклопедия права читалась как специальная научная дисциплина в начале курса обучения и этим практически завершалась теоретико-философская подготовка будущих юристов. Поэтому многими специалистами высказывались предложения о целесообразности и большой пользе для будущих правоведов возвращения к наиболее принципиальным проблемам общетеоретической правовой науки на завершающем этапе получения студентами юридического образования

Она считается предшественницей современной науки общей теории государства и права. Научные труды Д.Д. Гримма, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича стали весомым вкладом в развитие общетеоретической правовой мысли.

Теория права прочно утверждается в российском правоведении, благодаря курсам Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Хвостова В.М, Шершеневича Г.Ф. Коркунов в «Лекциях по общей теории права» (1907) подчёркивал, что философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное значение и становятся подготовительной стадией к содержанию общей дисциплины теории государства и права. В этом курсе Коркунов рассматривал большую часть вопросов, входящих в…. Программы (понятие субъектов и объектов права, источники права, условия его развития). Ещё более актуальным является курс Шершеневича Г.Ф. «Общая теория права». Он подчёркивал важность разграничения права и правовых идеалов, в том числе справедливости.

Согласно научному фольклору советский курс общей теории государства и права был именно курсами Шершеневича, слегка разбавленный марксизмом (вопросы источников права, применение норм права, понятие и структура норм права, правоотношения, системы права). Сходство трактовок объясняется прежде всего общим пониманием права как закона.

Сформировавшееся в этот период поколение русских юристов заложило основания дальнейшего развития науки, как в дореволюционный, так и в советский период. В качестве исходной модели ими была в целом принята германская юриспруденция, в первую очередь лидировавшее в тот момент направление — историческая школа права, и последующее развитие во многом являлось отражением внутреннего хода событий в германском правоведении.

Устойчивая особенность русского правового мышления (при всей его зависимости от западных образцов, и в первую очередь от германской юриспруденции XIX века) состоит в том, что право здесь никогда не занимало господствующего положения, не возникало иллюзии (быть может, весьма благотворной, но тем не менее иллюзии) сведения социальных регуляторов единственно к праву или, по меньшей мере, к представлению о праве как об идеальном социальном регуляторе. "В правопорядках западного мира, независимо от того, принадлежат ли они к романскому или общему праву, единодушно исходят из того, что все важные вопросы жизни в обществе регулируются нормами объективного права..." — Цвайгерт К., Кетц Х.

Для российской правовой мысли характерна идея преодоления права. Если для Запада правовой мир – будущее, идеальное, то в российском варианте – это настоящее, отражающее несовершенство человека (в условиях традиции связанное с первородным грехом, в светской – с общественными условиями.) Идеал предполагает восстановление или создание совершенного человека, которому право не будет нужно. Поэтому и самому юридическому мышлению свойственна двойственность, понимание компромиссности своих задач. Данный подход не является уникальным. Специалисты в области сравнительного правоведения выделяют сходные позиции в странах мусульманского….. права, конфуцианской модели правопонимания… На Дальнем Востоке также свойственны сомнения в ценности права, в его европейском понимании, что свойственно Западу. Характерна ориентация на компромисс, на сохранение обеими сторонами спора «своего лица», а потому право как слишком категоричное, формальное средство используется редко, прибегнуть к нему – крайнее средство, и избравшая его сторона должна понимать, что принимает и все неизбежные издержки такового выбора, так как предпочла свою выгоду общему интересу.

Социальный порядок как компромисс представлен правосудием крестьянских общин в 19 веке. Но в среде интеллигенции формируется подход бескомпромиссного достижения идеала правды и справедливости, при этом реальный компромиссный мир может быть принесён в жертву. Право при этом выступало как видимое средство охраны формальной справедливости, препятствующее осуществлению подлинной справедливости. Эти установки характерны как для дореволюционной теории права, хотя в ней и присутствовали элементы либерального правопонимания, так и для советского этапа в правоведении.

 

III. Советская юридическая концепция была заложена в ходе знаменитых «дискуссий» конца 30-ых годов, а полноценное каноническое выражение обрела на рубеже 50-х – 60-х. Её чертами был отказ от предлагавшейся в 20-е годы радикальной смены парадигмы, перехода к иному типу юридического мышления, и возврат к методам позитивистского направления дореволюционной юриспруденции. Если принцип «отмирания права» в годы «военного коммунизма» принимался как свершившийся факт, то для советской науки «нормального» периода такой взгляд потерял актуальность – отмирание права и государства было признано долгим процессом и с практической точки зрения не учитывалось. Однако, сохранилось при рассматривании общих проблем, обосновывая стремление к необязательности находить юридические решения социальных вопросов.

Начиная со второй половины 1970-х гг. начинается применение специальных методов правовой науки: социальных правовых, сравнительного правоведения и кибернетических методов. Благодаря осуществлению социальных правовых исследований — анкетирования, экспертного опроса, изучения материалов правоприменительной практики начиная с 1970-х гт. были разработаны и успешно проведены исследования эффективности норм права. Наиболее широко данные исследования проводились в уголовном, трудовом и других отраслях права. На базе этих исследований в 1980-х гг. была образована новая отрасль правовой науки — криминология, а также разработана методика прогнозирования эффективности проектируемых норм права. В 1980-х гг. были предприняты попытки отойти от позитивистской трактовки права. Предлагалось в качестве действительного права понимать правосознание, правоотношения, естественное право, отличать позитивный закон, отражающий субъективную волю законодателя, от правового закона, содержащего подлинное право. Полемика между представителями узкого (позитивистского) пони­мания права и широкого, сводящего право к правоотношениям или правосознанию, продолжалась до распада Советского государ­ства, она ведется и сегодня.

Примечательной чертой советской правовой науки периода развитого социализма является интенсивное развитие всех отрас­левых юридических наук.

Можно выделить следующие черты советской теории права:

1.    позитивистское приравнивание права к системе норм, содержащихся в нормативно-правовых актах государственной власти;

2.    безоговорочное принятие легальных дефиниций как основы для научной разработки понятий, а зачастую отождествление второго с первым;

3.    двойственность в отношении методов практического истолкования правовых норм: с одной стороны, восприятие права как логической системы, и соответственно, ориентация на понимание правового исследования как логического вывода; с другой – подчинение права социальной целесообразности (и в теоретическом плане вытекающее из признания вторичности права, его производности от экономических факторов и обеспечительного его характера);

4.    подчинение частного права публичному, с преобладанием методов публично-правового регулирования. Прежде всего – предписание.

5.    советская юриспруденция своего классического периода (50-х – 70-х гг.) характеризовалась теоретической замкнутостью. Нужно отметить, что для самой советской юриспруденции данная замкнутость не носила особо отрицательного характера, поскольку зарубежные разработки исходно ориентировались на принципиально иные, чем существовавшие в Советском Союзе, общественные условия и их результаты даже при возможной информационной открытости не могли иметь сколько-нибудь важного значения для развития советской юриспруденции. Но с изменением условий, с середины 80-х годов, этот разрыв дал многочисленные негативны результаты:

во-первых, дореволюционная юридическая теория оказалась воспринятой как идеальная;

во-вторых, отрыв от западного юридического мышления при изменившихся условиях привёл к его прямому заимствованию. Таким образом, массив законодательных актов… был создан под сильным влиянием западных модельных законов, а теория, которая должна была осмыслить и привести законодательство к состоянию практического применения, оказалась отстающей на целый век.

В целом, в советский период были достигнуты следующие результаты: 1) установление общих устойчивых определений, 2) единство в признаваемых методах исследования, 3) единство в общетеоретической базе социальных наук, 4) создание базовых концепций во всех основных областях юридического знания. Так, в области гражданского права: была сформулирована общая концепция права собственности (как триады с оговоркой о законодательно устанавливаемых пределах осуществления правомочий собственника) и права социалистической собственности; сформировано – при всех расхождениях –некоторое единство в подходах к рассмотрению сущности юридического лица; выдвинуто учение о праве оперативного управления, разрешившего конфликт между государственной собственностью и правомочиями, принадлежащими предприятиям, и получившее законодательное закрепление уже в Основах Гражданского законодательства 1961 и ГК 1964.

 

IV. Современная теория государства и права находится в глубоком методологическом кризисе. Это связано и с отсутствием единого идеологического подхода к социальному познанию, и с развитием собственных научных знаний, а также с изменениями, происходящими в объектах изучения – государстве и праве.

При этом подчёркивается, что настоящее юридическое образование не в состоянии охватить все аспекты позитивного права, оно должно обучать определённому способу мышления. Важно уметь оценивать возникающие проблемы, рассматривать все стороны конфликта, применять определённые техники в реализации права. Поэтому юридическое образование должно в определённой мере дистанцировать от деталей законодательства, конкретного государства, которые быстро устаревают. Главную роль должны играть общетеоретические науки: сравнительное правоведение, правовые методы, обучение нормотворческим технологиям. Всё это влияет на содержание теории государства и права. Если во времена перестройки предлагалось разделить ТГИП на две науки – теорию права и теорию государства, чтобы преодолеть «наследие советского прошлого», то в настоящее время предлагается выделить три части: философию права, социологию государства, юридическую догматику, в рамках которой изучалась бы структура государства и права, их формы, основные понятия.

Предмет теории государства и права претерпевает серьёзные воздействия, связанные с процессами глобализации. – Важно определить степень изменения сущности государства и права. – так появляются теории ограниченного или относительного субъекта государства; изменяются и источники права, что вызвано сближением правовых систем. – процесс «конвергенции источников права».

Появление новых субъектов правоотношений, формирующих создание различных международных и российских организаций, транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций, финансово-промышленных групп, привело к тому, что стали активно использоваться не только принципы международного права, но и принципы, которые устанавливаются этими субъектами. В западной литературе они получили название принципов кооперации и сотрудничества.

Усиление универсалистских тенденций вызывает и обратный процесс – рост числа государств, не признанных на международной арене, что привело к появлению понятий квази-гоударств.

Повышенная роль информации и информационных технологий так же меняет суть государства и права, что нашло отражение в концепции «информационного государства», синергетическом и постмодернистском подходах к изучению государства и права. 

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Начало систематического изучения юриспруденции в России связано

Варианты ответов

1. С практической потребностью в грамотных управленцах, работниках государственных учреждений согласно Указу Петра I.

2. С открытием Московского университета в середине 18 века

3. В связи с государственные преобразования в царствование Александра I

4. В результате судебной реформы 1864 г.

 

2. Основные черты советской теории права

Варианты ответов

 

1.безоговорочное принятие легальных дефиниций как основы для научной разработки понятий, а зачастую отождествление второго с первым; двойственность в отношении методов практического истолкования правовых норм: с одной стороны, восприятие права как логической системы, и соответственно, ориентация на понимание правового исследования как логического вывода; с другой – подчинение права социальной целесообразности (и в теоретическом плане вытекающее из признания вторичности права, его производности от экономических факторов и обеспечительного его характера);

2.формируется подход бескомпромиссного достижения идеала правды и справедливости, при этом реальный компромиссный мир может быть принесён в жертву, право при этом выступало как видимое средство охраны формальной справедливости, препятствующее осуществлению подлинной справедливости.

3.для российской правовой мысли характерна идея преодоления права. Если для Запада правовой мир – будущее, идеальное, то в российском варианте – это настоящее, отражающее несовершенство человека (в условиях традиции связанное с первородным грехом, в светской – с общественными условиями.) Идеал предполагает восстановление или создание совершенного человека, которому право не будет нужно. Поэтому и самому юридическому мышлению свойственна двойственность, понимание компромиссности своих задач

4.право здесь никогда не занимало господствующего положения, не возникало иллюзии (быть может, весьма благотворной, но тем не менее иллюзии) сведения социальных регуляторов единственно к праву или, по меньшей мере, к представлению о праве как об идеальном социальном регуляторе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.036 с.)