Прослушивание романса «Титулярный советник» Даргомыжского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прослушивание романса «Титулярный советник» Даргомыжского.



- Вот, оказывается, как можно ошибиться!.. Но ошибку вашу легко объяснить. Давайте попробуем объяснить ее вместе!

О чем или о ком рассказывается в тексте этого романса?

 

Он был титулярный советник.

Она - генеральская дочь.

Он скромно в любви объяснился.

Она прогнала его прочь!

Пошел титулярный советник

И пьянствовал с горя всю ночь.

И в винном тумане носилась

Пред ним генеральская дочь!

 

- О женщине и мужчине. Об отвергнутой любви.

- Совершенно верно. В сатирическом музыкальном рассказе от лица автора ярко обрисовывается облик двух участников действия - скромного титулярного советника и генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. А почему любовь оказалась отвергнутой?

- Может быть, мужчина был бедный, а генеральская дочь – богатой.

- Да, точно так, вот вы и понимаете, что в романсе поётся не только о мужчине и женщине, но и о социальном неравенстве. Именно поэтому интонации-характеристики и меняются местами. Именно поэтому вы и допустили ошибку.

Но мы начали урок с этого романса не только ради этого. В нём - удивительна точность попадания в содержание образов. Посмотрите на свои «клавиатуры»: интонация титулярного советника расположена в очень узком пространстве - в пределах секунды, а генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).

Музыкальное повествование, как и сам текст стихотворения, отличается краткостью, простотой и до наглядности выразительным контрастом образов: униженного чиновника и гордой «властительницы» его дум – генеральской дочери. С самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире.

При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен.

А как рельефно передано состояние эйфории, в котором купается герой, как бы отрешась от земной несправедливости (кстати, великолепный контраст к предыдущим интонациям), как зримо стирается в его сознании образ генеральской дочери. Прием контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко.

В музыке этого романса очень ярко проявился главный принцип Даргомыжского, его кредо: «Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды».

И, действительно, музыка идёт за каждым словом текста.

Хочу подчеркнуть, что музыкальные интонации в этом романсе удивительно пластично сливаются с речевыми, и не случайно именно А.С. Даргомыжского великий русский композитор М.П. Мусоргский считал своим учителем, у которого надо учиться искусству говорить музыкой, как словами, чтобы музыкальная речь была подобна разговорной.

Целеполагание

- Какие же размышления нам сегодня предложит музыка?

- О музыкальной речи, об интонации.

- Совершенно верно. Музыка нам предлагает все интонации, какие мы услышим, связать с образами героев, понять, как точно можно передать образ персонажа, героя одной лишь интонацией.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «Титулярный советник» и «Старый капрал» А.С. Даргомыжского

Романс «Титулярный советник» - это не просто комическое произведение, слушая его, сжимается сердце, это как «смех сквозь слёзы».

Лучший исполнитель этого романса, Фёдор Шаляпин, вспоминая, говорил: «Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».

По словам музыкального критика Асафьева, Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…». Даргомыжский погружается в детали. Художник очень наблюдательный, он аналитически изучает человеческую личность, подмечает особенные ее качества, манеру поведения, жесты, интонации речи. Особенно его привлекала передача тонких процессов внутренней, душевной жизни, различных оттенков эмоциональных состояний.

Даргомыжскому были очень созвучны и жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, и психология маленького человека. Особенно ярко это проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 1850-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

Другой романс А.С. Даргомыжского — «Старый капрал» мы прослушаем сегодня в исполнении великого Ф.И. Шаляпина (текст см. в Приложении). Это произведение можно назвать миниатюрной энциклопедией музыки, так как в нём интонационно-выразительные средства, развитие, построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга, и выделить какую-либо проблему отдельно просто невозможно. Поэтому к этому романсу мы вновь и вновь будем возвращаться во всех последующих четвертях года.

Перед прослушиванием хочу предупредить, ребята, на что вам следует особенно обратить внимание:

Прежде всего, на то, что образ капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат, потому и все куплеты будут носить совершенно различный характер (здесь-то вы и увидите проявленный в полной мере феномен Шаляпина). Постарайтесь определить чувства, выраженные музыкой и гениальным ее исполнителем. Я думаю, что сложностей с определением чувств у вас не возникнет: они легко различимы, да и помогут вам текст романса и опять та же изумительная интонационная точность автора музыки и исполнителя.

Прослушивание песни А.С. Даргомыжского «Старый капрал». Музыкальный анализ:

- Какие же чувства вы услышали?

- Чувство человечности, собственного достоинства, мужество накануне смерти.

- Я хочу обратить ваше внимание, ребята, что все вами названные различные, казалось бы, чувства обладают одним общим интонационным признаком, вкладывающим один смысл во все эти чувства – передача образа старого солдата-капрала.

Каким предстает перед нами этот образ?

- Благородный, человечный, с чувством собственного достоинства.

- Вы правы, музыка нарисовала живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Композитор в этой драматической песне развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобразная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть.

Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью: вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом.

Давайте подумаем, при помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии?

- Ритм – пунктирный. Выделяются яркие, четкие акценты, яркая гармония и динамика. Строгие аккорды в сопровождении фортепиано.

- Верно, ребята, фортепианной партии в романсе Даргомыжского отведена также важная роль: она как бы помогает последовательно воплощать слова в музыке. Поэтому в ней также присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

Мы с вами говорили ранее о трех музыкальных сферах – песенности, танцевальности, маршевости. Так вот, каждая из этих сфер в музыке становится прямым продолжением человеческих состояний и переживаний. Любые человеческие чувства складываются в рамках этих музыкальных сфер. И понять, к какой сфере можно отнести то или иное музыкальное произведение, мы можем, опять же, именно по интонационным признакам, помогающим нам различать смысл.

Давайте прослушаем еще раз песню «Старый капрал» и назовем сферу (область) музыки, к которой мы отнесем этот музыкальный портрет, и интонационные признаки, помогающие нам в этом.

Повторное прослушивание.

- Из музыкальных сфер здесь - песенность и маршевость.

- Одновременно с песенными чертами в мелодии звучат речевые интонации, похожие на декламации. Это как в настоящей армии - солдат привык говорить по-военному четко, коротко отдавать и выполнять команды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.009 с.)