Тема урока: Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка.



Тема урока: Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка.

 

Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки.

Задачи:

- различать и классифицировать интонации как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию;

- исследовать на примере романсов Даргомыжскогосредства перевода человеческой речи (декламация) в музыкальную интонацию;

- исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии Бетховена;

- развивать умение анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.

 

Средства обучения и оборудование:

Музыкальный материал:

А.С. Даргомыжский, сл. П. Вейнберга. «Титулярный советник» / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 70.

А.С. Даргомыжский, сл. П. -Ж. де Беранже (в пер. В. Курочкина). «Старый капрал» / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 62.

Л. ван Бетховен. Симфония № 5 (фрагмент 3-й части «Тема судьбы») / учебник, с. 101—102; ЭФУ, с. 101; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 8.

 

ХОД УРОКА

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

2. Мотивация - «Интонационный обман»

Ребята, на протяжении наших уроков музыки вы уже стали привыкать к такому пониманию, что интонация — это одновременно и характеристика самого явления или действующего лица, и наша оценка-отношение слышимой характеристики.

Но сейчас я внесу в вашу привычку некоторую «сложность»: попробуйте по звучанию музыки определить, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а какая — женщине? (Примеч. – Используется прием «диалектической сложности»)

Звучит музыка романса А.С. Даргомыжского «Титулярный советник» (как фортепианная пьеса, т.е. - мелодия (без слов) и аккомпанемент).

Вероятный ответ детей: - Первая интонация — женская.

- Вы сейчас очень удивитесь, когда услышите романс в настоящем звучании!

Целеполагание

- Какие же размышления нам сегодня предложит музыка?

- О музыкальной речи, об интонации.

- Совершенно верно. Музыка нам предлагает все интонации, какие мы услышим, связать с образами героев, понять, как точно можно передать образ персонажа, героя одной лишь интонацией.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «Титулярный советник» и «Старый капрал» А.С. Даргомыжского

Романс «Титулярный советник» - это не просто комическое произведение, слушая его, сжимается сердце, это как «смех сквозь слёзы».

Лучший исполнитель этого романса, Фёдор Шаляпин, вспоминая, говорил: «Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».

По словам музыкального критика Асафьева, Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…». Даргомыжский погружается в детали. Художник очень наблюдательный, он аналитически изучает человеческую личность, подмечает особенные ее качества, манеру поведения, жесты, интонации речи. Особенно его привлекала передача тонких процессов внутренней, душевной жизни, различных оттенков эмоциональных состояний.

Даргомыжскому были очень созвучны и жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, и психология маленького человека. Особенно ярко это проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 1850-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

Другой романс А.С. Даргомыжского — «Старый капрал» мы прослушаем сегодня в исполнении великого Ф.И. Шаляпина (текст см. в Приложении). Это произведение можно назвать миниатюрной энциклопедией музыки, так как в нём интонационно-выразительные средства, развитие, построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга, и выделить какую-либо проблему отдельно просто невозможно. Поэтому к этому романсу мы вновь и вновь будем возвращаться во всех последующих четвертях года.

Перед прослушиванием хочу предупредить, ребята, на что вам следует особенно обратить внимание:

Прежде всего, на то, что образ капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат, потому и все куплеты будут носить совершенно различный характер (здесь-то вы и увидите проявленный в полной мере феномен Шаляпина). Постарайтесь определить чувства, выраженные музыкой и гениальным ее исполнителем. Я думаю, что сложностей с определением чувств у вас не возникнет: они легко различимы, да и помогут вам текст романса и опять та же изумительная интонационная точность автора музыки и исполнителя.

Прослушивание песни А.С. Даргомыжского «Старый капрал». Музыкальный анализ:

- Какие же чувства вы услышали?

- Чувство человечности, собственного достоинства, мужество накануне смерти.

- Я хочу обратить ваше внимание, ребята, что все вами названные различные, казалось бы, чувства обладают одним общим интонационным признаком, вкладывающим один смысл во все эти чувства – передача образа старого солдата-капрала.

Каким предстает перед нами этот образ?

- Благородный, человечный, с чувством собственного достоинства.

- Вы правы, музыка нарисовала живой правдивый образ, полный благородства и человеческого достоинства.

Композитор в этой драматической песне развивает жанр монолога: это уже драматический монолог-сцена, своеобразная музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть.

Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с необыкновенной психологической достоверностью: вокальная партия песни выдержана в речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая полного слияния со словом.

Давайте подумаем, при помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии?

- Ритм – пунктирный. Выделяются яркие, четкие акценты, яркая гармония и динамика. Строгие аккорды в сопровождении фортепиано.

- Верно, ребята, фортепианной партии в романсе Даргомыжского отведена также важная роль: она как бы помогает последовательно воплощать слова в музыке. Поэтому в ней также присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.

Мы с вами говорили ранее о трех музыкальных сферах – песенности, танцевальности, маршевости. Так вот, каждая из этих сфер в музыке становится прямым продолжением человеческих состояний и переживаний. Любые человеческие чувства складываются в рамках этих музыкальных сфер. И понять, к какой сфере можно отнести то или иное музыкальное произведение, мы можем, опять же, именно по интонационным признакам, помогающим нам различать смысл.

Давайте прослушаем еще раз песню «Старый капрал» и назовем сферу (область) музыки, к которой мы отнесем этот музыкальный портрет, и интонационные признаки, помогающие нам в этом.

Повторное прослушивание.

- Из музыкальных сфер здесь - песенность и маршевость.

- Одновременно с песенными чертами в мелодии звучат речевые интонации, похожие на декламации. Это как в настоящей армии - солдат привык говорить по-военному четко, коротко отдавать и выполнять команды.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Итог. Вывод

Цель: выявить, насколько глубоко учащиеся поняли тему урока.

- Подведем итог.

На протяжении урока мы с вами слушали и исполняли разные музыкальные произведения. На примере музыки, прозвучавшей на сегодняшнем уроке, попытайтесь объяснить, как вы понимаете слова музыкального критика Б.В. Асафьева: «Музыка живёт как интонация, и потому музыка есть искусство интонируемого смысла».

Предполагаемый ответ: Мы поняли, что музыкальное искусство через интонацию передаёт слушателям основной смысл произведения.

- А существует ли связь между музыкальной и разговорной интонацией?

- Музыкальная интонация очень близка к разговорной, поэтому музыка понятна человеку, как и разговорная речь.

- От яркости интонации зависит яркость музыки. (Учитель помогает сделать выводы.)

Рефлексия

- Ребята,я предлагаю вам прочитать и выбрать начало фразы (из рефлексивного экрана на доске), продолжив ее своим высказыванием:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось… (Каждый ученик поочередно выбирает только одну фразу.)

Домашнее задание (Инструктаж по выполнению): - Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает, и затем только расскажите о своих чувствах по поводу услышанной музыки.

- «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия», «Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий», - Л.В. Бетховен. Многие высказывания Бетховена о Человеке, его упорстве, настойчивости и тайнах великой души, прозвучавшие более двух веков назад, нисколько не утратили своего значения в нашей современной жизни.

Я вам желаю, чтобы всем трудностям судьбы вы говорили: «Я справлюсь».

Мы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание!

Урок окончен. До свидания!

Используемые ресурсы:

http://musike.ru/

https://nsportal.ru/

https://ru.citaty.net/avtory/liudvig-van-betkhoven/

https://www.liveinternet.ru/journal

https://znanija.com/task/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Старый капрал

Пьер-Жан де Беранже (в пер. В. Курочкина)

В ногу, ребята, идите.

Полно, не вешать ружья!

Трубка со мной... проводите

В отпуск последний меня.

Я был отцом вам, ребята...

Вся в сединах голова...

Вот она — служба солдата!..

В ногу, ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

Да, я прибил офицера!

Молод ещё оскорблять

Старых солдат. Для примера

До́лжно меня расстрелять.

Выпил я... Кровь заиграла...

Дерзкие слышу слова —

Тень императора встала...

В ногу ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

Честною кровью солдата

Орден не выслужить вам.

Я поплатился когда-то,

Задали мы королям.

Эх! наша слава пропала...

Подвигов наших молва

Сказкой казарменной стала...

В ногу, ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

Ты, землячок, поскорее

К нашим стадам воротись;

Нивы у нас зеленее,

Легче дышать... Поклонись

Храмам селенья родного...

Боже! Старуха жива!..

Не говори ей ни слова...

В ногу, ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

Кто там так громко рыдает?

А! я её узнаю...

Русский поход вспоминает...

Да, отогрел всю семью...

Снежной тяжёлой дорогой

Нёс её сына... Вдова

Вымолит мир мне у бога...

В ногу, ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

Трубка, никак, догорела?

Нет, затянусь ещё раз.

Близко, ребята. За дело!

Прочь! не завязывать глаз.

Целься вернее! Не гнуться!

Слушать команды слова!

Дай бог домой вам вернуться.

В ногу, ребята! Раз! Два!

Грудью подайся! Не хнычь, равняйся!..

Раз! Два! Раз! Два!

 

 

Тема урока: Многообразие музыкальных интонаций. Природа и музыка.

 

Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки.

Задачи:

- различать и классифицировать интонации как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию;

- исследовать на примере романсов Даргомыжскогосредства перевода человеческой речи (декламация) в музыкальную интонацию;

- исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии Бетховена;

- развивать умение анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.

 

Средства обучения и оборудование:

Музыкальный материал:

А.С. Даргомыжский, сл. П. Вейнберга. «Титулярный советник» / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 70.

А.С. Даргомыжский, сл. П. -Ж. де Беранже (в пер. В. Курочкина). «Старый капрал» / фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 62.

Л. ван Бетховен. Симфония № 5 (фрагмент 3-й части «Тема судьбы») / учебник, с. 101—102; ЭФУ, с. 101; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 8.

 

ХОД УРОКА

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

2. Мотивация - «Интонационный обман»

Ребята, на протяжении наших уроков музыки вы уже стали привыкать к такому пониманию, что интонация — это одновременно и характеристика самого явления или действующего лица, и наша оценка-отношение слышимой характеристики.

Но сейчас я внесу в вашу привычку некоторую «сложность»: попробуйте по звучанию музыки определить, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а какая — женщине? (Примеч. – Используется прием «диалектической сложности»)

Звучит музыка романса А.С. Даргомыжского «Титулярный советник» (как фортепианная пьеса, т.е. - мелодия (без слов) и аккомпанемент).

Вероятный ответ детей: - Первая интонация — женская.

- Вы сейчас очень удивитесь, когда услышите романс в настоящем звучании!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.044 с.)