Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы здорового образа жизни
Глава 7 Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье человека
Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что‑то не очень, беспокоит…». Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чём состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нём было принято такое определение: «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела. Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, а также своих возможностей и желаний. Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек. Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо. Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье.
Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования. В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова – «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние – это положение, в котором что‑нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие – полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие – величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни. Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено по меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни. Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием – нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия: • наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; • уровень достигнутого физического и нервно‑психического развития; • состояние основных систем организма – дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и др.; • степень сопротивляемости организма внешним воздействиям. В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья (схема 22).
Схема 22. Характеристики групп здоровья детей и подростков
К сожалению, школьников, относящихся к 1‑й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2‑й и 3‑й группам. Каждый человек – явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы. Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье населения (общественное). Общественное здоровье зависит главным образом от политических, социально‑экономических и природных факторов. Индивидуальное здоровье во многом зависит от нас самих. Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы – ведь общественное здоровье в конечном счёте складывается из здоровья членов общества. Необходимо запомнить: • здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие; • только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство. Оценить свои физические возможности можно по уровню работоспособности сердечно‑сосудистой и дыхательной систем (приложение 1). Наблюдения показывают, что около 20 % людей уповают на медицину и считают, что за их здоровьем должны следить врачи. Большая часть остального населения вспоминает о своём здоровье только тогда, когда появилось то или иное заболевание. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Если принять их все за 100 %, то получается довольно интересная картина. Оказалось, что влияние медицины (количество врачей, оснащённость лечебными учреждениями, лекарствами, аппаратурой и т. д.) составляет всего около 10 %, экологических факторов (состояние среды обитания человека) – 12 %, наследственности – чуть больше 20 %. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет всего лишь около 50 %. На что же приходятся остальные 50 %? Выяснилось, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, т. е. от самого человека. Над этим стоит задуматься.
Вопросы и задания
1. В чём состоит смысл понятия «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье. 2. Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным? 3. Воспользуйтесь схемой 22 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь. От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение?
ЗАДАНИЕ 15. Оцените по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого.
ЗАДАНИЕ 16. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Оценка: более 40 с – здоров; от 20 до 40 с – здоровье ослаблено; менее 20 с – имеются какие‑то заболевания. Запишите свой результат и периодически повторяйте задание. Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
ЗАДАНИЕ 17. Пульс – важнейший показатель здоровья. Воспользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложение 1) оцените работоспособность сердечнососудистой системы. Сделайте вывод.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.012 с.) |