Основы здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы здорового образа жизни



 

Глава 7

Здоровье и здоровый образ жизни

 

Здоровье человека

 

Встречаясь друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», т. е. желаем доброго здоровья и благополучия. Иногда спрашиваем: «Как самочувствие, как здоровье?» Когда нас об этом спрашивают, отвечаем: «Нормально» или «Да что‑то не очень, беспокоит…».

Так что же такое здоровье, можно ли его оценить количественно и качественно, в чём состоит его ценность? В 1975 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). На нём было принято такое определение: «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.

Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья, которые должны находиться в постоянном гармоничном единстве. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить своё положение в окружающей среде, своё отношение к людям, вещам, знаниям и т. д. Достигается оно умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, а также своих возможностей и желаний.

Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Оно требует отказа от употребления алкоголя, наркотиков, от курения и других вредных привычек.

Человек должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Если он здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.

Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье.

Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

В определении понятия «здоровье» обращают на себя внимание два слова – «состояние» и «благополучие». Заглянув в толковый словарь С. И. Ожегова (1982), находим: состояние – это положение, в котором что‑нибудь находится, или физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение; благополучие – полная обеспеченность. Эти термины были выбраны не случайно. Состояние и благополучие – величины непостоянные, изменяющиеся на протяжении жизни.

Таким образом, состояние здоровья человека имеет склонность изменяться, что обусловлено по меньшей мере тремя причинами: биологическим старением, влиянием факторов внешней среды и условиями жизни.

Понятие здоровья диалектически связано с противоположным понятием – нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов. Медики оценивают состояние здоровья по показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. К ним относятся уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Например, врачи при оценке здоровья детей и подростков используют четыре основных критерия:

• наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;

• уровень достигнутого физического и нервно‑психического развития;

• состояние основных систем организма – дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, нервной и др.;

• степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья (схема 22).

 

Схема 22. Характеристики групп здоровья детей и подростков

 

К сожалению, школьников, относящихся к 1‑й группе здоровья, очень мало. Основная масса детей и подростков относится ко 2‑й и 3‑й группам.

Каждый человек – явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы.

Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье населения (общественное).

Общественное здоровье зависит главным образом от политических, социально‑экономических и природных факторов.

Индивидуальное здоровье во многом зависит от нас самих.

Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы – ведь общественное здоровье в конечном счёте складывается из здоровья членов общества.

Необходимо запомнить:

• здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие;

• только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Оценить свои физические возможности можно по уровню работоспособности сердечно‑сосудистой и дыхательной систем (приложение 1).

Наблюдения показывают, что около 20 % людей уповают на медицину и считают, что за их здоровьем должны следить врачи. Большая часть остального населения вспоминает о своём здоровье только тогда, когда появилось то или иное заболевание.

Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Если принять их все за 100 %, то получается довольно интересная картина. Оказалось, что влияние медицины (количество врачей, оснащённость лечебными учреждениями, лекарствами, аппаратурой и т. д.) составляет всего около 10 %, экологических факторов (состояние среды обитания человека) – 12 %, наследственности – чуть больше 20 %. Влияние каждого из перечисленных факторов сравнительно невелико, а вместе оно составляет всего лишь около 50 %. На что же приходятся остальные 50 %? Выяснилось, что здоровье человека на 50 % зависит от образа его жизни, т. е. от самого человека. Над этим стоит задуматься.

 

Вопросы и задания

 

1. В чём состоит смысл понятия «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения? Расскажите о составляющих здоровья: физическом, духовном и социальном здоровье.

2. Какая существует взаимосвязь между здоровьем духовным и здоровьем общественным?

3. Воспользуйтесь схемой 22 и определите, к какой группе здоровья вы относитесь. От каких факторов зависит состояние здоровья и каково их соотношение?

 

ЗАДАНИЕ 15. Оцените по пятибалльной системе своё самочувствие, работоспособность и настроение. Рассчитайте среднюю оценку. Если за последний год вы болели 4 раза или больше, уменьшите полученную цифру на один балл. Если вы оценили своё здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину этого.

 

ЗАДАНИЕ 16. Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.

Оценка: более 40 с – здоров; от 20 до 40 с – здоровье ослаблено; менее 20 с – имеются какие‑то заболевания.

Запишите свой результат и периодически повторяйте задание. Примечание. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, условие задания выполнено неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

 

ЗАДАНИЕ 17. Пульс – важнейший показатель здоровья. Воспользуйтесь приложением и определите по пульсу состояние своего сердца. Далее при помощи индекса Руфье (приложение 1) оцените работоспособность сердечнососудистой системы. Сделайте вывод.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.012 с.)