Xv век до Н. Э. - разработка алфавита финикийцами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Xv век до Н. Э. - разработка алфавита финикийцами



XV век до н. э. - разработка алфавита финикийцами

Е тысячелетие до н.э. - развитие шумерской клинописи (пиктограммы счетов, написанные на глиняных табличках)

Тысячелетия до н.э. - египетская иероглифическая письменность

VIII в. до н.э. - греческий фонетический алфавит (слева направо)

3-е тысячелетие до н.э - первая почтовая служба (для государственных нужд)

2900 году до н. э. - первая запись об использовании почтовых голубей, используемый для отправки сообщений

VI в. до н.э. - первые библиотеки в Греции

3-е тысячелетие до н.э. - свитки из папируса (первая портативная и легкая поверхность письменного сообщения)

1-е тысячелетие до н.э. - появление почты для граждан в Риме

III в. до н.э. - Цай Лунь в Китае изобрел бумагу в современном понимании

Середина XV в. – И. Гутенберг изобрел печатный станок с подвижным типом деревянных или металлических букв

XV в. - проектирование камеры-обскуры (примитивные решения фиксации образа)

Г. - первая ежедневная газета в Лейпциге

1714 г. – англичанин Г. Милль получил первый патент на пишущую машинку

1792 г. – К. Шапп изобретает первый междугородный семафор (телеграфная линия)

Г. – Ж. Н. Ньепс получает первые фотографические изображения

1876 г. – Ч. Уитстон изобретает примитивный звуковой адаптер (первый микрофон)

Дж. Генри изобретает первый электрический телеграф

1838 г. – С. Морзе изобретает способ знакового кодирования

1876 г. – Т. Эдисон патентует мимеограф (машина офис копирования)

1887 г. – Э. Берлинер изобретает граммофон

1904 г. - первые телефонные автоответчики

1898 г. - датчанин В. Поульсен демонстрирует принцип магнитной записи –

Г. – Г. Маркони передает первый радиосигнал через Атлантический океан

Г. - братья Люмьер демонстрируют большой публике первый фильм

1931 г. - В.К. Зворыкин разработал кинескоп (высоковакуумную телевизионную приемную трубку)

1941 г. - немец К. Цузе и американец Дж. Атанасов создают первый действительно работающий программируемый компьютер

Г. - Министерство обороны США создает компьютерную сеть ARPANET, предшественник Интернета

Социальная коммуникация как предмет исследования

· История научного познания коммуникации

Античная Греция

Речь-логос

-  в политической сфере широко использовалась риторика, красноречие à доверие к ораторам;

- культурное освоение других территорий à забота о сохранении речи-логоса à ученые-грамматики, предписывавшие правила "истинного" и "чистого" греческого языка; (особенно александрийские грамматики).

Коммуникация - предмет изучения двух древнейших научных дисциплин - логики и лингвистики.

Средневековье

- в христианской церкви - уроки античного красноречия: риторика, грамматика и диалектика, которые образовывали " тривиум " - три первых и основных предмета изучения;

- схоласты возродили древнегреческую герменевтику - науку о понимании и толковании поэтических (Гомер) и священных (Библия) текстов.

Западноевропейская неокультура

- не продолжила обожествление слова, сохранился лишь кумир Разум;

- книжное дело à ремесло, работавшее по заказам.

Коммуникативистика в XVIII и XIX вв.

Не было дисциплин, изучавших коммуникацию как таковую:

- педагогика (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо) и языкознание (В. Гумбольдт, А. Шлегель, Я. Гримм) не осознавали себя социально-коммуникационными науками, развивая лишь естественные способности детей и описывая типологию языков;

- середина XIX в.: социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих трудах не учитывали социальную коммуникацию;

- психология конца XIX в.: бихевиоризм, отсутствие интереса к обмену смыслами между людьми;

- обществоведение: игнорирование расцвета коммуникационных явлений в Европе (газетно-журнальное дело, телеграф,  телефон и т.д.).

Пробуждение интереса после I мировой войны

Научная революция

- языкознание: семиологические идеи Ф. де Соссюра (1857-1913), которые легли в основу структурной (прикладной, математической) лингвистики;

- философия: аналитическая философия (попытка упорядочить стихию устной коммуникации)- семиотические идеи Ч. Пирса (1839-1914).

Социальная психология: 1920-1930 гг. -  коммуникационная проблематика заняла центральное место:

Габриэль Тард (1843-1904): возможность научного изучения коммуникационных процессов

Происхождение общества - развитие социально-коммуникационной деятельности в форме подражания (язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали им подражать à утверждение этих соц.институтов).

Джордж Мид (1886-1931),   Герберт Блумер (1900-1987): основоположники американской социальной психологии

Символьный интеракционизм - взаимодействие посредством символов - вербальных (словесные) и невербальных действий, обладающих определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения и управляют действиями друг друга. Люди живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми.

Питирим Сорокин (1889-1968):

"Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен (смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества.

Эпоха масскульта

- 1930-е гг. – примитивизация духовных потребностей народных масс в связи с распространением кино, массовых изданий и т.д.;

- манипулирование массовым сознанием в тоталитарных государствах à могущество и опасность СМК à осторожное и осмысленное обращение.

Информационный кризис

Противоречие между накопленными человечеством знаниями и возможностями их восприятия отдельным человеком à нужда в новых коммуникационных средствах, научно обоснованных информатикой (задача – совершенствование только научной коммуникации).

Целостная теория социальной коммуникации не сформировалась: картина рассредоточенной очаговости, когда отдельный очаг освещает тот или иной участок социальной коммуникации, но общая структура универсума коммуникации скрыта в таинственной тьме.

Теории массовой культуры.

Вероятной точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует считать конец XIX – начало XX века.

Ранние формы маскульта в искусстве: детективный жанр (30-ые гг.), комиксы (конец XIX в.; изначально – детский жанр)

Тотальность и экспансия массовой культуры - с середины XX века.

Изучение:

Особый социальный феномен со своим генезисом, спецификой и тенденциями развития.

· Западный подход:

Д. Белл: 5 групп определений массового сознания:

1.   Г.Блумер: " масса " - огромная и недифференцированная аудитория под воздействием СМИ, противостоящая гомогенным социальным общностям.

2. X. Ортега - и – Гассет: " масса " - некомпетентные, неграмотные суждения основной части общества, которые являются результатом ослабления влияния просвещенной элиты.

3.   Ф. Г. Юнгер: понятие " масс а" сопряжено с технологическим уровнем развития общества, где человек теряет свою индивидуальность и становится придатком машины.

4. Т. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм: " масса " -  преобладающая часть бюрократического общества, не допускающася к принятию социально-экономических, социально-управленческих, социально-политических решений.

5. Э. Ледерер, X. Арендт: " масса " – толпа, и массовое сознание характеризуется однообразием, отчуждением, бесцельностью.

· Отечественный подход:

А.К.Уледов: массовое сознание отличается тем, что существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний. Его субъекты – индивиды, большие социальные группы, классы.

Г. Г. Дилигенский: особенность МС - в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации.

Б.А.Грушин: МС не совпадает ни с одним из известных видов сознания, по своему составу - "лоскутное образование".

МС "разрушает" границы всех существующих в обществе классов; признает единственный вид групп - выделяемых на основе его собственных признаков.

· МС как культура «массового общества»

Массовое общество ß процессы индустриализации и урбанизации.

Массовая культура - особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры; социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт).

Оценка – «-».

· Критический подход (Х. Ортега-и-Гассет):

Общество – динамическое объединение меньшинства (лица с определенными признаками) и масс (набор ничем не отличающихся индивидов).

Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация à формирование «массового человека» à ослабление культурного потенциала à крах культуры.

· Теория Франкфуртской школы (Адорно, М. Хоркхеймер, В. Беньямин и Г. Маркузе):

Культурная индустрия, гарантирующая устойчивость капитализма.

Массовая культура формирует конформизм, позволяет манипулировать сознанием индивида.

Оценка – «-».

· Теория феминизма (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер):

Основа массовой культуры - патриархальная идеология, в которой эксплуатируется образ женщины для  коммерческого успеха ее продукции.

3 основных направления, связанных с изучением массовой культуры:

- либеральное: против неравенства и эксплуатации в репрезентации женщины в массовой культуре;

- радикальное: интересы мужчин и женщин фундаментально несхожи à контроль и репрессию по отношению к женщинам - важнейшую историческую форму социального разделения и угнетения;

- «c оциалистическое»: связывает неравенство женщин с капиталистическим обществом.

Оценка – «-».

· Научно-философский подход:

«Массовая культура»:

1)  «культура» как особый характер продукта;

2)  «массовость» как степень распространения продукта;

3)   «культура» как духовную ценность.

· Культурологический подход:

Массовая культура – особый культурный феномен, в котором часто происходит разрыв формы и содержания.

А.Б. Гофман: массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней.

Массовая культура лишается традиционной морали.

· Индустриальный подход:

Массовая культура - явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Потребляется всеми людьми и массово ежедневно производится.

· Знаковый подход:

Д. Белл: массовая культура – особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания; связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него.

· Три основных уровня массовой культуры:

- кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура):

- упрощенная подача проблематики;

- опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты;

- ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Мимикрирует под настоящие произведения искусств, но таковыми не является.

- мид-культура (культура «средней руки»): двойственный характер: черты традиционной культуры +  массовой культуры.

Выше кич-культуры.

На ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

- арт-культура ( мас-культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения ):

- рассчитана на самую образованную часть публики;

- задача - максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

 

· Характеристики масскульта:

- ориентированность на гомогенную аудиторию;

- опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

- эскейпизм (уход от мрачной действительности в мир иллюзий);

- быстродоступность;

- быстрозабываемость;

- традиционность и консерватизм;

- оперирование средней языковой семиотической нормой;

- занимательность.

Модели коммуникации.

· Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла:

Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом?

В межличностном общении сообщение может быть и невербальным.

Выбор канала – медиа-анализ

Приемник – ЦА

+ обратная связь (не в этой модели)

Минусы модели:

1) не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры;

2) акцент - на активность коммуникатора, а реципиент - только объект коммуникационного воздействия;

3) результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором.

Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

· Модель Шеннона-Уивера:

Коммуникация - линейный односторонний процесс.

Дистанционность

Задача - снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией.

Функциональные элементы: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Преимущество модели – очевидность, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение.

· Интеракционистская модель коммуникации Т.Ньюкомба -социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни.

Трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А - воспринимающий субъект, В - другая личность, с которой происходит коммуникация, Х - предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство, то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим.

 

Научные школы

· Психологическое направление социологии:

Габриэль Тард (1843-1904): возможность научного изучения коммуникационных процессов

Происхождение общества - развитие социально-коммуникационной деятельности в форме подражания (язык, религия, ремесло, государство - это продукты творчества индивидов-новаторов; другие люди стали им подражать à утверждение этих соц.институтов).

· Чикагскакая социологическая школа:

Джордж Мид (1886-1931), Герберт Блумер (1900-1987): основоположники американской социальной психологии

Символьный интеракционизм - взаимодействие посредством символов - вербальных (словесные) и невербальных действий, обладающих определенным смыслом. Благодаря взаимодействию посредством символов люди передают друг другу знания, духовные ценности, образцы поведения и управляют действиями друг друга. Люди живут в мире символов, постоянно созидая символы и обмениваясь ими с другими людьми.

· Русско-американская социологическая школа:

Питирим Сорокин (1889-1968):

"Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего взаимодействие психическое, - обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами". Подобный обмен (смысловая коммуникация) предопределяет динамику человеческого общества.

 

9. Хронологическая таблица эволюции коммуникаций.

Г. - Министерство обороны США создает компьютерную сеть ARPANET, предшественник Интернета

 

Базовые модели коммуникации

· Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла:

Кто говорит? — Что сообщает? — Кому? — По какому каналу? — С каким эффектом?

В межличностном общении сообщение может быть и невербальным.

Выбор канала – медиа-анализ

Приемник – ЦА

+ обратная связь (не в этой модели)

Минусы модели:

4) не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры;

5) акцент - на активность коммуникатора, а реципиент - только объект коммуникационного воздействия;

6) результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором.

Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

· Модель Шеннона-Уивера:

Коммуникация - линейный односторонний процесс.

Дистанционность

Задача - снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией.

Функциональные элементы: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Преимущество модели – очевидность, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение.

· Интеракционистская модель коммуникации Т.Ньюкомба -социально-психологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни.

Трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А - воспринимающий субъект, В - другая личность, с которой происходит коммуникация, Х - предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство, то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим.

 

XV век до н. э. - разработка алфавита финикийцами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.081 с.)