Современные теории коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории коммуникации



Структура коммуникационного процесса

Участники коммуникации

  Задание №16. Проанализируйте трех- и четырехкомпонентную модели коммуникационного взаимодействия. Докажите важность четвертого компонента. Свой ответ аргументируйте и проиллюстрируйте примерами.

Трехкомпонентная модель:
Субъект А - Сообщение - Субъект В
Субъект А - источник- производит и отправляет сообщения, Субъект В - получатель - получает сообщение.

Таким образом, источник, сообщение и получатель являются первичными компонентами коммуникационного взаимодействия.

Четырехкомпонентная модель:
(Источник - Сообщение - Получатель) - Эффект
Коммуникационное взаимодейсвтие всегда имеет эффект. Этот эффект заелючается в определенной реакции получателя сообщения, в изменениях его сознания и/или поведения. В результате можно сказать, что коммуникация - это всегда взаимодейсвтие, имеющее эффект, или эффективное заимодействие.
Четвертый элемент - эффективное взаимодействие. Важность в том, что мы получаем эффект, мы знаем какое впечатление переданная информация произвела на адресата (и произвела ли вообще). Соотстветственно, можем выстраивать дальнейшую стратегию коммуникационного взаимодействия. Опять же, пример рекламной кампании - у нас есть покупатель, который взаимодействует с нами путем покупки, отзыва о покупке/товаре, исходя из эффекта, мы можем планировать дальнейшие действия на рынке. Либо же, студент на лекции, если он не слушает, то не ответит на вопросы преподавателя, мы будем точно знать, что сообщение до адресата не дошло.

 

  Задание №17. Какие важные компоненты коммуникативного акта не учитываются в четырехкомпонентной модели коммуникационного взаимодействия? Докажите их важность для процесса коммуникации. Свой ответ аргументируйте и проиллюстрируйте примерами. Трансформируйте четырехкомпонентную модель коммуникационного взаимодействия, дополнив ее необходимыми компонентами.

Контекст, код, шумы - три компонента, которые не учитываются в четырехкомпонентной модели.
Контекст - ситуация, обстоятельства, в которых происходит коммуникация. Например, если на конференции о развитии образования докладчик будет рассказывать о продаже мороженого, то, во-первых, его сообщение будет получено, но не понятно, во-вторых, подобный доклад будет неуместным в контексте мероприятия.
Код - знаковая система передачи. Самый простой пример - язык. Если адресант использует испанский язык для передачи своего сообщение, а адресат не знает этого языка, то сообщение получено не будет. Важно понимать какая знаковая система приемлема для сообщения.
Шумы - помехи, способные прервать коммуникацию. Думаю, что сюда можно отнести технические средства связи. Если сообщение передается по электронной почте, то у адресата должно быть хорошее подключение к Всемирной сети, чтобы адекватно воспринять информацию.

Контекст
                             Код                                         Код                                              
Адресант -------------------------Сообщение----------------------Адресат

Шумы                                                     

 

  Задание №18. Проанализируйте схемы речевой коммуникации, предложенные Е. Клюевым и О. Гойхман. Выявите сходства и отличия. Трансформируйте их с учетом выявленных достоинств и недостатков. Подготовьтесь к защите своей схемы.

По определению Е. Клюева коммуникативный акт - акт речевого взаимодействия между носителями языка. Структура такова:
Адресант Адресат
Контакт - Референт - Код
Адресант - пишущий или говорящий, отправитель информации
Адресат - слушающий или читающий, получатель информации
Код - система языка и речевых средств, с помощью которых происходит кодирование и декодирование информации.
Референт - это то, что соответствует слову во внеязыковой действительности. В результате референции происходит соотнесение языка и внеязыкового мира, слова и предмета.

Сходства: отправитель, сообщение, получатель, кодирование
Отличия: не учитвается референция и контакт в модели О. Гойхмана.

Думаю, что в объединенной схеме должна присутствовать референция, благодаря ей, мы будем знать об эффективности коммуникаци.

 

  Задание №19. Какие характерные признаки отличают взаимодействие от коммуникации?

Коммуникативное действие — это действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии. Кроме того, это элементарная единица коммуникации. Может быть как интенциональным (намеренным), так и неинтенциональным (рефлекторным). Связано только с однократным созданием и передачей сообщения (отличие от взаимодействия).
Коммуникативное взаимодействие существует не иначе как ряд коммуникативных действий по передаче и получению сообщений, при котором роли постоянно меняются.

Заполните таблицу, определив, являются ли коммуникацией следующие виды взаимодействия:

Автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека; снятие домохозяйкой показателей счетчиков воды и газа; заказ холодильником продуктов через Интернет; полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика; обнюхивание собаками друг друга при встрече; условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства; мурлыканье кошки при ее поглаживании хозяйкой.

Включите в каждую колонку таблицы по 2-3 собственных примера.

Свой ответ аргументируйте.

Является коммуникацией Не является коммуникацией
полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства
обнюхивание собаками друг друга при встрече заказ холодильником продуктов через Интернет
мурлыкание кошки при ее поглаживании хозяйкой снятие домохозяйкой показателй счетчиков воды и газа
разговор по телефону между двумя товарищами (есть и адресат и адресант, еть сообщение, кроме того, эффект коммуникации - ответы, вопросы и тд.) автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека
практическое занятие в университете (вопрос-ответ) лай собаки на закрытую дверь (нет второго субъекта коммуникации, дверь - неодушевленный предмет)
  снятие денег в банкомате (человек выбирает нужные разделы в меню) (банкомат - неодушевленный предмет, нет получателя сообщения)

 

Задание №20. Охарактеризуйте субъектов коммуникации в каждом из приведенных в задании №19 примеров.
автоматическое открывание/закрывание дверей при приближении/удалении человека - человек выступает субъектом;
снятие домохозяйкой показателей счетчиков воды и газа - домохозяйка - субъект;
заказ холодильником продуктов через Интернет - если холодильником кто-либо управляет, то он будет являться субъектом;
полет пчел в направлении, указанном движениями пчелы-разведчика - рой - субъект (адресат), получающий информацию от пчелы-разведчика (адресант), указанное направление - сообщение;
обнюхивание собаками друг друга при встрече - собаки - субъекты (адресант и адресат), обнюхивание - сообщение, несущее в себе информацию;
условная стойка служебной собаки при обнаружении взрывного устройства - собака - субъект, стойка - сообщение, однако у нас нет получателя этой информации, поэтому нет коммуникации;
мурлыканье кошки при ее поглаживании хозяйкой - субъекты - хозяйка (адресант), кошка (адресат), поглаживание - сообщение, информирующее кошку о любви хозяйки.

 

Задание №21. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию взаимодействия, которое не является коммуникацией. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.

Просмотр фотографий человеком - субъект, воспринимающий информацию - человек, он видит, что изображено на фотографиях, может быть, догадывается кто был рядом, кто выступал в роли фотографа, однако нет второго субъекта, фотография - неодушевленный предмет, несет в себе информацию, но является субъектом коммуникации, никак не может отреагировать на сообщения от человека (вопросы, восклицания и тд.)

  Задание №22. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию взаимодействия, которое является коммуникацией. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.
    Разговор по телефону между мной и моей подругой. Я - отправитель сообщения, подруга - получатель. Разговор - информация. Ответ подруги - эффект, который на нее произодит информация, которую я говорю. В процессе разговора роли меняются местами, то я, то она - отправитель и получатель. Язык - код, процессом декодирования его мы занимаемся, когда слушаем друг друга. Референтами выступают ситуации, которые мы описываем словами.
  Задание №23. Выделите дифференциальные признаки, характеризующиекоммуникативное действие и коммуникативное взаимодействие. Выявите сходства и отличия. Заполните таблицу.

Признаки Коммуникативное действие Коммуникативное взаимодействие
выполнение функций источника или получателя сообщения (роль) или источник, или получатель ряд действий по передаче и получению сообщений
Единица коммуникации Простая Сложная
Кратность сообщения Однократное сообщение Многократное сообщение
Анализ среды Однократный Среда постоянно меняется, приходится анализировать постоянно
Эффект Однонаправленный Возможность быстро изменить сообщение для достижения лучшего ээфекта

Задание №24. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию коммуникативного действия. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.

Чтение книги. Я - реципиент, только принимаю информацию, данную автором. Язык - код, в процессе чтения я декодирую информацию, референт - мое воображение, с его помощью возникают образы, созланные автором. По сути, это диалог с автором. Шумы - в данной ситуации, это может быть шум соседей, который мешает сосредоточится на тексте.

  Задание №25. Основываясь на личном опыте, детально опишите и охарактеризуйте ситуацию коммуникативного взаимодействия. Выберите соответствующий жанр, придумайте название.
Практическое занятие в университете. В данном случае, отправитель и получатель информации будут постоянно менятся - то студенты, то преподаватель. Эффект - понимание обсуждаемой темы. Язык - код, в процессе объяснения материала информация декодируется, становится понятной для студентов, Информация - те примеры, данные, которыми делятся студенты, объясняя то или иное задание. Поскольку у нас есть обртная связь, субъекты коммуникации, то мы можем говорить о коммуникативном взаимодействии.

Задание №26. Определите виды коммуникации в следующих ситуациях:

письмо друга, SMS-сообщение, разговор двух друзей, беседа группы студентов, рекламный ролик, выступление на митинге, выступление на конференции.

Образец выполнения. Телефонный разговор подруг – общение дистантное, опосредованное, устное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, преимущественно информационное (может быть и воздействующим).

письмо друга - дистантное, опосредованное, письменное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, информативное
SMS-сообщение - дистантное, опосредованное, писменное, диалогическое, межличностное, официальное/неофициальное (зависит от отправителя), информативное (либо воздействующиее, зависит от отправителя)
разговор двух друзей - контактное общение, неопосредственное, устное, диалогическое, межличностное, вербальное, неофициальное, информативное/воздействующее
беседа группы студентов - контактное, неопосредственное, устное, диалогическое, межличностное, вебральное, неофициальное, информативноеможет быть воздействующим, зависит от темы)
рекламный ролик - дистантное, опосредованное, устное, монологическое, массовое, вербальное (так и невербальное), официальное, воздействующее
выступление на митинге - контактное, неопосредственное, устное, монологическое, массовое, официальное, воздействующее
выступление на конференции - контактное, неопосредственное, устное, диалогическое (могут быть заданы вопросы докладчику), публичное, вербальное (так и невербальное), официальное, информационное.

 

 

Практические задания к модулю 3

Приложение (справочный материал)

Состояние Характерные невербальные проявления
Напряженность Руки (пальцы) крепко сжаты; потирание рук, непрерывные движения с использованием различных предметов (манипулирование ручкой, скрепками, бумажками) Расхаживание взад и вперед. Тело (голова) развернуто по направлению к окну или двери — как выражение желания уйти.
Неуверенность, раздражение Частое покашливание. Постукивание ногой по полу, ручкой по столу и т.п. Позвякивание предметами в кармане. Покусывание ручки, палочки.
Закрытость Скрещенные на груди руки. Скрещенные («в замок») ноги. Сжатые перед собой ладони.
Скрытность, сомнение «Руки к лицу», рот, прикрытый руками; касание кончика носа, потирание глаза, дотрагивание до уха, почёсывание шеи.
Интерес Наклон головы набок, наклон корпуса вперёд, к собеседнику. Рука в кулаке, подпирающая щёку с вытянутым вверх пальцем.
Принятие решения Потирание подбородка, расхаживание взад-вперёд со скрещенными за спиной руками.
Критическая оценка Указательный палец вдоль щеки, а остальные под подбородком.
Уверенность Пальцы рук соединены в форме пирамиды.

 

Практические задания к модулю 5

 

Успешность коммуникации

Задание №44. Охарактеризуйте понятия «успешная коммуникация», «эффективная коммуникация».

Успешность коммуникации - это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия.

Эффективная коммуникация - достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.

Назовите условия, которые являются залогом успешной коммуникации.

- правильная интерпретация невербальных сигналов;

- интерес к коммуникации;

- мотивация к коммуникации;

- желание быть полезным и интересным собеседнику;

- умение слушать и слышать позицию собеседника;

- грамотность;

- коммуникативная обстановка;

- этикет.

Задание №45. Назовите основные коммуникативные качества речи и охарактеризуйте их влияние на успешность общения.

Правильность речи - это ее соответствие современной литературной норме, а также ее дохожчивость, доступность для тех, кому адресована речь. Использование слов “по назначению”, уместность. Если слова используются не точно, то эффективность коммуникации будет низкой.

Точность речи – это «правильность в действии», использование всех языковых средств (не только лексических, но и грамматических) в полном соответствии с их значением. Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием законов русского языка (омонимы, паронимы, синонимы, полисемия). Точное (с лексической точки зрения) использование слов, грамотные сравнения, корректные предложения.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, от богатства его словаря. Это разнообразие речи. Грамотно и красиво говорящий человек всегда привлекает к себе внимание, такого человека интересно слушать.

Выразительность (образность) речи – такое ее качество, которое вызывает и поддерживает внимание и интерес аудитории; усиливает эффективность; выразительность достигается использованием самых разнообразных средств. Образность речи не дает собеседнику заскучать, приведение примеров - всегда хорощая идея, особенно, если человек делает доклад или объясняет сложную тему.

Уместность речи – ее соответствие цели говорящего, теме и жанру, характеру аудитории, ее настроенности, условиям общения (месту, времени и др.). Уместность определяет степень обязательности других качеств речи. Например, если друзья общаются между собой, то у них есть определенные фразы, предложения, которые понятны только им двоим, при том, что они могут быть неправильными с точки зрения синтаксиса, но в данной ситуации это будет уместно.

Задание №46. Укажите средства и способы, создающие выразительность и образность речи. - копипаст приложения

Задание №47. Определите, трансформация какой известной фразы лежит в основе фрагмента стихотворения И. Бродского. Найдите в тексте другие средства образности и выразительности. Проанализируйте значение словосочетания «часть речи» в данном отрывке.

...Жизнь, которой,

как дареной вещи, не смотрят в пасть,

обнажает зубы при каждой встрече.

Преступление и наказание

Государственное издательство политической литературы выпустило сборник «Документы обвиняют», выпуск I. В сборник вошли две ноты В. М. Молотова, а также около двухсот документов, свидетельствующих о беспримерных зверствах, совершенных германской армией на территории Советского Союза.

Сборник нельзя назвать полным, в нем отсутствуют многие приказы германского командования, в нем нет дневников немецких офицеров и солдат, участников карательных экспедиций и виновников злодеяний. Документы относятся к 1941 году и к началу 1942 года. Между тем наиболее страшные свидетельства немецких зверств попали в наши руки при освобождении Дона, Северного Кавказа, Донбасса, Восточной Украины, русских городов – Вязьмы, Ржева, Курска, Орла. В 1943 году выпуск II будет, бесспорно, ещё красноречивее.

Однако и приведенных документов достаточно, чтобы произнести приговор. Мы видим, как немцы грабили мирное население, как они угоняли девушек и детей в Германию, как они уничтожали культурные ценности, как пытали и вешали беззащитных, будь то жители городов, крестьяне или военнопленные.

Что поражает в злодеяниях германской армии? Прежде всего, обдуманность и массовый характер зверств. Инициатива преступлений принадлежит не отдельным бандитам, изуверам или садистам, которые могут оказаться в любой среде, но высшему командованию. Если бы дело шло об одном фрице или даже о тысяче фрицев, прельстившихся лёгкой поживой, мы могли бы говорить о распущенности солдатни. Но мы видим знаменитую «Зелёную папку» Геринга, приказ генерал-фельдмаршала фон Рейхенау, приказы верховного германского командования, показывающие, что разорение нашей страны и уничтожение советских граждан рассматривались Гитлером и его генералами как одна из целей войны.

Все знают, что на войне сказываются самые тёмные инстинкты человека. В пылу боя люди не склонны к милосердию. Летописи любой войны, наравне с высокими примерами самопожертвования и мужества, изобилуют сценами жестокости.

Однако нельзя отнести массовые убийства, удушение газами в «душегубках», смазывание рта младенцев ядовитой жидкостью, уничтожение целых деревень вместе с их жителями, клеймение военнопленных к душевным эксцессам кучки людей. Мы видим беспримерное преступление, в котором повинны сотни тысяч, если не миллионы, начиная от Гитлера и кончая солдатами, убивавшими грудных детей в Краснодаре и в Витебске, в Киеве и в деревнях Калининской области.

Одна из немецких газет в начале войны проболталась, указав, что «необходимо уменьшить народонаселение Остланда на 30 – 40%». Конечно, среди немцев чрезвычайно много садистов, для которых убийства являются утехой. Эти выродки стараются разнообразить процесс умерщвления человека. Они «изобрели» двухэтажные виселицы, различные системы пыток, закапывание живых людей в могилу и пр. Мне вспоминается игрушечная виселица в одной деревне Калининской области: на ней висел котёнок. В деревне не оставалось больше русских, и немецкие офицеры, тоскуя по садистическим развлечениям, вешали кошек. Но «душегубки», то есть машины, в которых жертвы убиваются газом, – это не кустарная затея, это государственный метод. Такие «душегубки» изготовляются на одном из берлинских заводов и являются составной частью вооружения германской армии. Зверский угон населения также не импровизация того или иного офицера, а выполнение государственного плана, разработанного берлинским правительством. Немецкая печать откровенно говорит о рабском труде миллионов советских граждан, насильно привезённых в Германию.

Торговля рабами осуществляется в Германии открыто, гласно. Киевские студентки вынуждены быть прислугой немок, и немецкие газеты пишут: «Русские и украинские девушки облегчили существование многих немецких хозяек».

Наконец, уничтожение культурных ценностей – не вандализм отдельных фрицев, но выполнение приказа фон Рейхенау. Для более успешного «освоения Остланда» немцы хотят разрушить культуру народов CССP.

Теперь, когда началось массовое изгнание врага из нашей страны, когда мы видим зарю победы, вопрос об ответственности встаёт с новой остротой. Наш народ, да и всё человечество не могут примириться с мыслью о безнаказанности зачинщиков страшных злодеяний. Совесть народов не усыпить. Гитлер и его сообщники не смогут «выйти в отставку». Вопрос о наказании на этот раз ставят не только дипломаты, а народы. Люди, которые вздумали бы говорить о «забвении», были бы определены не как гуманисты, но как лицемеры и тайные единомышленники палачей.

Однако я не думало, чтобы ответственность за совершённое лежала лишь на десятках или сотнях высших начальников. Эсэсовские части показали в деле убийств и пыток не только послушание, но и подлинное рвение. Может ли вопрос об ответственности эсэсовцев ограничиться ролью Гитлера и десятка его сподручных? Можем ли мы забыть о десятках тысяч комендантов и гестаповцев, о взломщиках из батальонов Розенберга, о «сельскохозяйственных зондерфюрерах», о карательных отрядах? Длинен список опознанных преступников. Бесспорно, в трудный час они попытаются сослаться па приказы, свалить ответственность на своих начальников, изобразить из себя забитых подчинённых, но вряд ли им удастся кого-либо провести: события слишком свежи в памяти.

Жестокость развратила не десятки, а сотни тысяч немцев. Один немецкий ефрейтор в своём дневнике рассказывает о массовом убийстве жителей белорусского поселка. Двести человек убили тысячу жителей. Предстояло убить детей – без патронов: экономия. Начальник вызвал добровольцев, указав, что требуются люди с крепкими нервами. Среди двухсот солдат нашлись одиннадцать «любителей», которые вызвались убивать детей, ударяя их головой о ствол дерева. Так, в обыкновенном немецком батальоне оказалось сто процентов рядовых исполнителей убийств и пять процентов садистов, для которых убийство детей является удовольствием. Совесть народов, а также желание обезопасить мир требуют отделения таких садистов, их наказания.

Спросят, ответственны ли девяносто пять процентов солдат, безропотно стрелявших в женщин и стариков? Для меня лично бесспорна ответственность Германии за разрушения и злодеяния как в России, так и в других захваченных странах. Но, поскольку мы имеем дело с ответственностью сотен и сотен тысяч, нас интересует не столько наказание, сколько безопасность наших детей. В течение 150 лет Германия воевала исключительно на чужой территории. Это развивало не только любовь к войне, но и жестокость. Немцы приучались к идее захвата и уничтожения чужих богатств, как к своеобразной экономике.

Во время первой мировой войны я видел, как во Франции немцы, отступая на «линию Гинденбурга», не только жгли заводы, но даже вырубали плодовые сады. Это было черновым наброском той «зоны пустыни», которую мы видим в Смоленщине или в Орловской области. Необходимо оградить мир от возврата подобных явлений, отбить у немцев охоту к разбойным набегам, к виселицам и «душегубкам». Необходимо, чтобы немецкие хозяйки пожалели о том, что киевские студентки состояли у них прислугой. Ответственность за преступления я понимаю не как расправу, но как создание таких условий, при которых виновные могут искупить вину трудом и вернуться к нормам человеческого общежития.

Принцип ответственности людей, выполнявших смертные приговоры, участвовавших в массовых реквизициях или пользовавшихся рабским трудом, бесспорен. Ответственность означает искупление, возможность загладить совершённое. Ответственность связана с вопросами безопасности как нашей страны, так и всего мира. Не моё дело говорить об устроении послевоенной Германии. Но, говоря о злодеяниях армии Гитлера, я хочу указать на необходимость обезопасить мир от возврата подобных «походов». Перевоспитание людей и народов дело долгое. Придёт час, когда немецкий народ действительно отдастся мирному труду и проникнется духом международных обязательств. Однако сейчас перед нами не только звери-правители, но и морально искалеченные подчинённые. Кровь жертв требует, чтобы мы оградили мир от новых Герингов и от новых анонимных любителей чужой пшеницы или нефти.

В этом мораль сборника «Документы обвиняют».

(Илья Эренбург)

Конвенциональная стратегия - автор навязывает свою точку зрения, хотя и приводит аргменты в ее защиту. Что касается тактик, используемых в тексте, то приведение примеров, контраст, личное свидетельство, прямое включение, приведение аргументов, закладывание шашек. Автор использует много зеркальных вопросов, риторических, которые постоянно держат в напряжении, заставляют задуматься, кроме того, используются переспросы. Самое главное, автор не использует сухие факты, он пишет так, будет сам присутствовал при всех описываемых событиях, художественность текста делает его гораздо более эмоциональным, он “цепляет”, заставляет задуматься над фактами.
Вопросно-ответный ход, эмоцинальное описание.

Задание №63. Проанализируйте приведенный ниже текст. Охарактеризуйте коммуникативную стратегию автора. Определите тактические основные и вспомогательные приемы воплощения стратегии. С помощью каких речевых средств они реализуются?

Деловая коммуникация

Задание №72. Охарактеризуйте цели, участников, основные функции и специфику взаимодействия при коммуникации в деловой сфере.

Деловое общение происходит с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, коммерчесой, научной, управленческоей и др.

Участники - официальные должностные лица, сотрудники, исполняющие свои служебные обязанности и организации. Коммуникаторы в процессе переговоров (и пр.) представляют интересы юридических лиц.

Функции:

- информативно-взаимодействующая, большая часть документов и устная коммуникация направлена на то, чтобы побудить адремата выполнить определенные действия;

- обслуживанние деловой сферы, обеспечение служебной коммуникации.

Специфика взаимодейсвтия при коммуникации в деловой сфере:

1. Регламентированность - подчинение установленным правилам и ограничесниям, зависящим от вида делового общения, степени его официальности, целей и залач, традиций, требований протокола.

2. Строгое соблюдение соцаильных ролей. Деловая коммуникация может ьыть горизонтальной или вертикальной. Умение играть необходимую в конкретной ситуации роль - одно из условий успешной коммуникации. Недопустима фамильярность.

3. Ответственность за результат.

4. Соблюдение правил делового и речевого этикета.

Задание №73. Назовите особенности деловой коммуникации. В чем специфика письменной и устной форм деловой коммуникации?

Специфической особенностью деловой коммуникаци является ее регалиментированность; сущесвтует в двух формах: письменной и устной; всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него.

Письменная деловая коммуникация:

Основа - организационно-распорядительная документация. Ядро - документ - девовая бумага, управляющая действиями людей и имеющая юридическую значимость и долженствующе-предписывающий характер.

 

Задание №74. По фрагменту текста определите вид делового документа. Ответ аргументируйте. Составьте схему каждого документа.

1. Прошу предоставить мне очередной отпуск.

2. В целях подготовки к комплексной оценке деятельности университета приказываю создать комиссию в составе…

3. Довожу до Вашего сведения, что до сих пор то не прошли флюорографическое обследование 150 студентов.

4. Вчера, 1 марта, я опоздал на работу, потому что попал в пробку.

5. В связи с подготовкой к новому учебному году в срок до 15 марта предлагаю представить в учебное управление учебные планы.

6. Основные параметры учебной деятельности характеризуются следующими показателями. За пятилетний период вдвое увеличился контингент студентов, произошла горизонтальная и вертикальная диверсификация образовательных программ, которых также стало в 2,5 раза больше по сравнению с 2002 годом…

Задание №75. Напишите заявления: о приеме на работу; о переводе на другую специальность; о предоставлении отгула; об увольнении по собственному желанию; о предоставлении академического отпуска.

Задание №76. По фрагменту определите вид делового письма. Ответ аргументируйте.

1. Ваше письмо с предложениями о сотрудничестве получено /дата/ и находится на рассмотрении…

2. На Ваш запрос от /дата/ сообщаем, что в настоящее время Иван Иванович Иванов студентом РГУ им. И. Канта не является.

3. Просим Вас подписать прилагаемый договор о трудоустройстве специалистов.

4. С сожалением сообщаем, что в связи с уменьшением количества бюджетных мест квоты для целевого приема будут выделены в меньшем объеме.

5. В целях соблюдения условий договора о своевременной оплате обучения в срок до 1 марта Вам необходимо явиться в бухгалтерию.

6. В связи с изменением наименования университета просим вас переоформить действующую лицензию.

Задание №77. Напишите рекламацию (жалобу, претензию) по поводу несоответствия качества услуг, предоставленных туристической фирмой, условиям, указанным в договоре. Обменяйтесь рекламациями с Вашим соседом по студенческой скамье. Напишите ответы на рекламацию (Вы – на его, он – на Вашу). Продумайте систему аргументов в пользу удовлетворения (или неудовлетворения) изложенных в рекламации требований.

Задание № 78. Назовите основные виды устной деловой коммуникации. Составьте схему классификации видов устной деловой коммуникации.

Задание №79. Укажите преимущества телефонной деловой коммуникации.

Задание №80. Смоделируйте и опишите коммуникативную ситуацию деловых переговоров по заключению контракта с рекламной фирмой на создание рекламы нового журнала:

а) сформулируйте свою цель и цель партнеров по переговорам, коммуникативные стратегии обеих сторон;

б) выберите место и время проведение переговоров, охарактеризуйте организацию делового пространства;

в) определите набор формул вежливости для приветствия, представления участников переговоров, благодарности за успех, извинения за возможные сбои, прощания;

г) продумайте вопросы, которые собираетесь задать, определите наиболее продуктивные в данной ситуации типы вопросов;

д) сформулируйте предел собственных уступок в процессе ведения переговоров и спрогнозируйте возможные уступки со стороны партнеров;

е) определите «напряженные» моменты переговоров, способные усложнить, затруднить или прервать коммуникацию, продумайте систему мер, направленных не преодоление возможных коммуникативных барьеров;

ж) определите факторы, способствующие усилению собственной коммуникативной позиции и укрупнению собеседника;

з) выберите основной подход ведения переговоров (жесткий, мягкий, принципиальный);

и) определите, какие условия успешности общения и правила коммуникативного кодекса в конкретной ситуации переговоров могут быть соблюдены, а какие – нет, продумайте систему «защитных мер»;

к) продумайте возможные тактические приемы реализации вашей стратегии, а также собственное невербальное поведение с точки зрения успешности коммуникации;

л) опишите в обобщенном виде структуру и этапы переговорного процесса.

Составьте план-сценарий переговоров.

Задание №81. Укажите правильный (предпочтительный) вариант ответа (их может быть несколько):

А. Вам звонят, подняв телефонную трубку, Вы скажете:

1) «Говорите».

2) «Алло».

3) «Слушаю Вас».

4) Назовете свою фирму, затем скажете: «Добрый день!»

5) Назовете свою фирму, Ваши должность и фамилию.

6) Ваш вариант.

Б. Позвонивший высказывает претензию, в которой Вы не виноваты. Ваш ответ:

1) «Я ни при чем».

2) «Я не виноват».

3) «Давайте разберемся».

4) «Вам лучше поговорить с моим коллегой, который занимается этим вопросом».

5) «Оставьте, пожалуйста, Ваш телефон».

6) «Нет, Вы не правы

7) «Мы непременно разберемся и Вам перезвоним, если Вы оставите свой телефон».

8) Ваш вариант.

Поставьте ударение в выделенных курсивом словах. Выпишите номера ответов, в которых использована синекдоха.

В. Позвонивший, не представившись, пускается в объяснение деталей. Вы:

1) вникаете в суть дела и даете ответ;

2) выясняете, кто звонит, кого он представляет, и даете ответ;

3) выясняете, кто звонит, кого он представляет, и в зависимости от этого строите разговор;

4) Ваш вариант.

Задание №82. Какой ответ и почему предпочтительнее:

«Могу ли я Вам чем-то помочь?» или «Чем я могу Вам помочь?»

Дайте объяснение с опорой на языковые средства.

Задание №83. Определите Вашу стратегию и укажите возможные тактические приемы, если:

1) клиент хочет сделать заказ;

2) клиент проводит предварительную «разведку», желая получить информацию.

 

Современные теории коммуникации

Задание №1. За термином коммуникация в русском языке закрепился ряд значений, например:

· общение между людьми, информационное взаимодействие;

· связь между различными объектами, в том числе технической природы.

Назовите еще 3 значения.

- взаимодействие, обмен сигналами между животными;

- каналы связи между различными объектами;

- пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами

 

  Задание №2. Какое из определений коммуникации, приведенных в учебном пособии, является, на Ваш взгляд, самым точным и ёмким? Свой ответ обоснуйте тремя аргументами.

Я считаю, что первое определение: "Общение между людьми, информационное взаимодействие", - является наиболее точным. Во-первых, потому, что во главе дефиниции стоит "общение между людьми", ведь именно в данном контексте большинство людей рассматривает коммуникацию. Во-вторых, "информационное взаимодействие" можно рассматривать под разными ракурсами: это может быть взаимодействие в разных сферах. Например, коммуникация между животными, между компьютерами, между людьми. В-третьих, вновь вернусь к "общению между людьми". В контексте этих трех слов можно рассматривать коммуникацию с точки зрения вербальной и невербальной.

 

 

  Задание №3. Проанализиру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.131 с.)