Россия на пространства безопасности северо – Западной части снг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия на пространства безопасности северо – Западной части снг.



На часть пространства безопасности Северо – Западной части СНГвоздействуют процессы и отношения происходящие в странах Скандинавских странах, странах Балтии и Северо- Западной части Европы, Белоруссии и Калининградского анклава России и Северо- Западной части России  акваториях этой части Ледовитого и Атлантического океана. Среди них наибольшее влияние на состояние уровня безопасности оказывают несение боевого дежурства стратегических бомбардировщиком и атомных подводных лодок США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике. Ухудшение отношений Совета Россия – НАТО, связанные с трансформацией группировок США в Европе и размещением радиолокационных станций НАТО и США в Норвегии, Латвии, Литве и Эстонии. «Увязывание» диверсификации энергоресурсов из стран ОПЕК с поставками из России стран Северо – восточной Европы на Рижском саммите НАТО с положениями безопасности альянса. Энергетические проблемы и споры о безопасности вновь прокладываемых нефтепроводов вне государств Балтии, Польши и Белоруссии и уровень физической безопасности для транспортировки углеводов по Северному газопроводу, прокладываемого по дну Балтийского моря. Мало похожие на добрососедские отношения Россия - страны Балтии и связанные с этим проблемы со статусом неграждан в странах Балтии и переездов российских граждан, проживающих в Калининградском анклаве. Размещение третьего позиционного района ПРО, как элемента передового базирования американских СЯС в Польше и радиолокационных станций ПРО на территориях Гренландии, Великобритании, Норвегии, Чехии и стран Балтии. Натянутость отношений Россия – Польша, связанные с попытками пересмотра Польшей итогов второй мировой войны Российско-норвежские споры о пересмотре статуса Шпицбергена и условий рыболовства в его зоне. Спора о пересмотре принадлежности Ладовико океана, возникшие в последе время м Незавершенность юридического оформления военно-технических отношений России и Белоруссии и энергетические споры Россия – Белоруссия, связанные с отказом России дотировать Белоруссию как «будущего члена Союза Россия - Белорусь».

 

Россия на пространство безопасности Западной части СНГ.  

На пространство безопасности Западной части СНГ сказываются процессы, проходящие на территории стран СНГ- Украины, Молдовы, Приднестровья, странах Центральной и Юго-Восточной Европы, акватории Средиземных и Черных морей, северной части Африки, региона Ближнего Востока. Наибольшее влияние на состояние уровня пространства безопасности оказывают параллельно идущие процессы: незавершенность операции коалиционных сил в Ираке; размещение элементов американских ПРО РЛС на территории Чехии; перемещение элементов инфраструктуры НАТО создание военных баз США и НАТО на территорию Румынии и Болгарии; разность подходов к проведению операций «Блэксифор на Черном море и операции «Активные усилия» в акватории Средиземного моря. Отказ стран НАТО, от ратификации договора о сокращении обычных вооружений в Европе(ДОВСЕ). Замороженный конфликт на территории Молдавии и непризнанной республики Приднестровья, влияющий на отношения между Украиной и Россией и Молдавии с Румынией и состояние миротворческих сил в Приднестровье. Политическая нестабильность на территории Украины, сказывающийся на перемене курса и непредсказуемости по отношению к Черноморскому флоту России, арендующего часть Крымского полуострова. Непредсказуемость позиций Украины по отношению к станциям системы предупреждения о ракетном нападении России и дислоцированных в Севастополе и Мукачево и наземному комплексу НИТКА, имитирующего палубу авианесущего крейсера, для тренировок летчиков морской авиации. «Перетягивание энергетического каната» - попытками стран ГУАМ, Украины, Польши, Молдавии к навязыванию прокладке трубопроводных систем из России по своей территории. Взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, сложившаяся в последнее время связанная со Второй Ливанской войной, распространение террористической опасности на весь регион и арабскими междоусобицами.

Россия на пространство безопасности Кавказской части СНГ.  

На пространство безопасности Кавказской части СНГ воздействуют одновременно процессы, проходящие на территориях Юга России, государств Южного Кавказа, кавказской части Турции, Ирана, Ирака, Афганистана, восточной части Черного моря, акватории Каспийского моря.

На пространстве Северо-Кавказской части СНГ сказывается наличие самой большой в России группировки войск на Северном Кавказе и итоги двух «Чеченских войн» России против сепаратистов и неопределенность, связанная с незавершенностью вывода российских баз и вооружений с территории Грузии. На этом пространстве не решаются три из четырех в СНГ замороженных конфликта на территориях государств Южного Кавказа (Грузии и на границах Армении и Азербайджана): Грузино-Абхазский, Грузино – Южно-Осетинский и Карабахский. Отсутствие прогресса в переговорном процессе Карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ в формате 2,5 где не учитывается мнение непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и соответственно не позволяет подписать мирный договор между Азербайджаном и Арменией. Отказом от рекомендаций Дартмундской конференции о достижении мирного урегулирования Карабахского конфликта по принципу «step du step» шаг за шагом и поэтапном изменении логики мирного процесса нуждающего в изменении отношений между конфликтующими сторонами.  Не меньшее воздействие на пространство безопасности на всем Кавказе (Северном и Южном) оказывают нерешаемые проблемы масс армянских, абхазских, азербайджанских, грузинских, дагестанских, ингушских, русских, турок-месхетинцев, южно – осетинских, чеченских, беженцев. Не уменьшают уровень безопасности смена политических элит в Грузии и Азербайджане, создание в противовес России ГУАМ, и попытками направить энергопотоки в обход России, стремление в противовес России вступить любой ценой в НАТО. Обострению ситуации способствует и осложнившиеся российско-грузинские и российской – азербайджанские отношения, стремящиеся интернитизировать конфликты путем ввода полицейских формирований и сменой российских миротворцев.

 В этом пространстве действуют в различных направлениях структуры ЕС и НАТО и ЕврАзЭс, ОДКБ и ШОС. На Кавказе сталкиваются интересы США, России и Китая, транснациональных энергетических и транспортных компаний Запада и Востока. Значимо влияние проблемы между Россией, Азербайджаном и Ираном по разделу Каспия и проблемы транспортировки углеводов и «замороженность» транспортного коридора «Север- Юг» и «Запад- Восток». Сложность отношений между Турцией и Арменией по поводу отказа Турции от геноцида армянского населения в начале 20 века, не позволяют открытию границы и нормальному развитию отношений между соседними странами. Сказываются но пространстве безопасности стремление Турции и Ирана к лидерству на Кавказе, выразившееся в распространению своего влияние на постсоветское государства Южного Кавказа. Непрекращающаяся партизанская война в турецком Курдистане, война сопротивления в Ираке против коалиционной группировке, война шиитов против суннитов, курдов против арабов, перерастает во всеобщую войну всех против всех в Ираке, отрицательно сказывается на безопасность региона, поскольку грозит расползанию децентрализованного терроризма, бандитизма, бытовой вооруженной уголовщины по большей части региона. Ситуация с безопасностью региона усугубляется и войной отрядов туркменов, узбеков, пуштунов, подразделений Талибана и «Аль-Каиды», наркобаронов, против группировки НАТО южном и центральном Афганистане и усилением транзита афганских наркотиков через страны Кавказа в Россию и Европу.

 

 

  Подпространство безопасности государств СНГ Средней и Центральной   Азии.

Это подпространство безопасности, формирующееся на Азиатском фланге СНГ в постсоветское время, особенно в последнее десятилетие стало  объектом активной политической деятельности многих государств и международных организаций. Это связано и с развалом Советского Союза и появлением новых государств Средней и Центральной Азии, и открытием новых месторождений углеводородного сырья, и вводом в эксплуатацию новых трубопроводных маршрутов и открытием новых транспортных коридоров TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и «Север - Юг» и близостью замороженных конфликтов Кавказа, и стремлением США, ЕС, НАТО, Ирана и Турции расширить свое политическое и экономическое и военно-техническое присутствие в этом стратегически важном регионе. На пространство безопасности этого направления параллельно воздействуют несколько мощных разновекторных факторов, где сталкиваются интересы разновекторных межгосударственных структур ЕС и НАТО и ЕврАзЭс и ОДКБ ШОС, мощных государств США, России и Китая, интересы транснациональных энергетических и транспортных компаний Запада и Востока и столкновения различных религиозных конфессий и направлений.

Достаточно сложные отношения складываются для  Туркмении и Узбекистана,  поскольку около 20% государственной границы между Таджикистаном и Узбекистаном все еще не определено на карте (не говоря о ее демаркации на местах). Особую значимость обретает нерешаемая проблема минной опасности на границах. Причиной тому неопределенность линии границы между двумя государствами, препятствующая непосредственному разминированию опасных участков. По некоторым экспертным данным, с 2000 года на участке таджикско-узбекской границы произошло около 70 взрывов, в результате которых пострадали 155 граждан Таджикистана, из них погиб 71 и ранены 84 человек. В числе пострадавших – 36 детей, из которых погибло 19[9]. В годы гражданской войны в Таджикистане противопехотные мины нанесли огромный урон жизни и здоровью людей и экономике страны. С 1992 года по настоящее время, по неполным данным, в республике из-за взрыва на минах пострадало около 600 человек. Многие сельхозугодия вышли из оборота. Только за 2006 год пострадали 20 человек, 6 из них погибло, 14 получили ранения. Сегодня, по подсчетам экспертов, в Таджикистане осталось 25 млн. кв. м. заминированной территории, в 150 районах перманентно существует минная опасность. Власти Таджикистана и местные НПО при содействии международных посредников за последние годы очистили всего 500 тыс. кв. м, а взрывоопасных мин уничтожено в количестве 3200 шт.

Не меньшую угрозу для безопасности пространства представляет  исламский экстремизм и радикализм. При этом исламский экстремизм с его: непримиримостью к гражданскому светскому обществу и стремлением к его замене исламским, устроенным по законам шариата; отрицающий единство мировой цивилизации с противопоставлением исламской зоны всему остальному миру; не допускающий раздельного сосуществования государства и религии и требующий единства мечети и государства; нетерпимостью к международному праву; опорой на методы дестабилизации ради продвижения своих целей; готовности сотрудничества со всеми силами национализма, сепаратизма создает и несет одну из наиболее сложных проблем в области безопасности. Последние десятилетия показали тенденцию «разворота исламского экстремизма» в сторону ранее закрытого для него пространства Крыма, Кавказа, Средней и Центральной  Азии. События на Кавказе и Таджикистане, Узбекистане свидетельствуют о заинтересованности исламских радикалов в затягивании конфликтов в этих районах для создания на южных границах некоего «санитарного исламского кордона».

Не меньшую опасность для пространства безопасности азиатских стран СНГ играет и радикальный ислам. Первыми были атакованы области ранней исламизации Центральной Азии - Таджикистан, Узбекистан, и южный Киргизстан, где преобладает узбекское и таджикское население, значительно исламизированное, чем киргизы. Эти атаки на пространство безопасности возглавило Исламское движение Узбекистана с 1999 года.

 Конфликтную ситуацию во многом инициировали афганские наркодельцы, заинтересованные в расширении «северного маршрута» транспортировки героина в Россию и Западную Европу. Таджикские боевики и узбекские «исламисты» использовались в первую очередь именно ими, для своих маршрутов и «героиновых троп и дорог». Дестабилизация обстановки в Таджикистане, во время маковой революции в Кыргистане и событиях в Ферганской долине Узбекистане, создает великолепные и комфортные условия для увеличения поставок наркотиков и выгодна международной наркомафии. Головную боль и огромную проблему для государств этого региона дает  увеличение поставок наркотиков из Афганистана, и связанные с ним проблема создания пояса безопасности вокруг Афганистана.

 На пространство безопасности стран Средней и Центральной Азии наибольшее влияние оказывает продолжающая с 2001 года операция НАТО в Афганистане, и одновременное размещение на одной территории связанное с проведением этой операции сил и средств, военных баз и объектов России и НАТО. Примером тому дислокация в Киргизии военных базы США и России, а в Таджикистане НАТО и ОДКБ. Проводимая НАТО операция на первый взгляд как будто дает основания ожидать, что напряженность в Ферганской долине и на южных границах Кыргистана и Узбекистана ослабевает. Движению Талибан и группировке «Аль-Каиды» и Исламскому движению Узбекистана насенен существенный урон, но угроза конфликта к сожалению не исчезла и ситуация в Афганистане находится пока в неустойчивом равновесии.

 Во многом может измениться уровень безопасности пространства от того каким путем и какими способами и силами будут решаться задачи коалиционными группировками в Ираке. Как долго будет проводиться операция по выходу сил коалиции из Ирака. И не будут ли перенесены силовые методы на территорию Ирана, что значительно усложнит и так не простую ситуацию в этом регионе.

Непосредственно вблизи с пространством безопасности азиатских стран СНГ ведется война в Ираке и не исключено применение силы против Ирана, что также сказывается на общем состояние пространства безопасности.  Также как и на пространство безопасности Кавказа воздействуют  проблемы раздела Каспия и состояние энергетических проблем, смена элит в Туркмении, Киргизии, Казахстане. Наиболее важным фактором, влияющим на уровень пространства безопасности государств СНГ является фактор силы, состояние вооруженных сил и уровень боевой выучки и боевой готовности армий и других силовых структур государств СНГ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.012 с.)