Основные угрозы национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные угрозы национальной безопасности



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ

Россия по-прежнему представляет собой объект повышенного интереса и определенных притязаний со стороны других стран. Национальные интересы России не совпадают с интересами других государств, претендующих на доминирующее положение в каком-либо регионе или в мире в целом. Эти проблемы и представляют собой главные источники внешних противоречий и военных угроз национальной безопасности России. В настоящее время все морские державы – исторические соседи России на морских театрах, располагают военно-морскими силами сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно флоты, которыми обладает Россия в этих регионах. Акватории же морей и океанов, внутренние воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф России и воздушное пространство над ними являются районами, откуда может исходить угроза со стороны морских носителей высокоточного оружия, способных нанести существенный ущерб военно-экономическому потенциалу Российской Федерации.

Такие государства, как США, Великобритания, Норвегия, Финляндия, даже Германия и Япония считают богатства Российского сектора Арктики достоянием всего мирового сообщества. За участие в разработке российских арктических нефтегазовых месторождений ведут борьбу более десятка иностранных компаний, фирм и консорциумов США, Европы и даже Австралии, нередко попирая там национальные интересы России. Россия постепенно вытесняется с архипелага Шпицберген, имеющего для нее военно-стратегическое значение.

Побережье и воды полуострова Камчатка, Охотское и Японское моря, бассейн реки Амур, Командорские острова и Приморье с их уникальной флорой и фауной является объектами постоянного внимания для всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Исключительно непредсказуемыми и опасными являются беспрепятственный, неконтролируемый проход Японии в воды Охотского моря и все более активное освоение его акватории, проникновение на Курилы и Сахалин. Постоянные нарушения границ наших рыболовных районов рыбаками Японии, Южной Кореи, Китая, Польши наносят огромный ущерб российскому рыбопромысловому хозяйству, создают угрозу экономическим и оборонным интересам России в данном регионе. Так, несмотря на весьма ограниченные возможности, ФСБ России ежегодно взыскивается штрафов и конфискаций, а также предъявляется исков на возмещение ущерба на десятки миллионов долларов. Притязания многих стран на эти богатства – постоянный источник противоречий и угроз национальным интересам России и существенный фактор формирования военно-стратегический обстановки в данном регионе и в мире в целом.

Выводы из анализа военно-политической обстановки и перспектив ее развития позволяют полагать, что к основным (существующим и потенциальным) источникам противоречий и угроз национальной безопасности извне для Российской Федерации являются:

- территориальные притязания ряда государств к России и ее союзникам;

- имеющиеся и возможные очаги военных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от российских границ;

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного назначения в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои военные и политические устремления угрозой применения оружия массового поражения;

- возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

- подрыв стратегической стабильности в результате нарушения режима международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного их наращивания другими странами;

- попытки вмешательства других государств во внутренние дела страны, дестабилизации внутриполитической обстановки в Российской Федерации;

- нарушение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

- нападение различных вооруженных групп на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств;

- расширение военно-блоковых структур и других союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации, создание новых двухсторонних или многосторонних военно-политических союзов, направленных против России;

- международный терроризм.

Основными источниками противоречий и угроз извне, которые могут привести к возникновению военных конфликтов в отдельных регионах (районах) Мирового океана, являются:

- отсутствие соглашений о разграничении континентального шельфа (в прибрежных к России морях действуют всего несколько фрагментарных по характеру соглашений) и о разграничении исключительных экономических зон (имеется только советско-американское соглашение);

- неурегулированность претензий, связанных с островами и другими естественными образованиями суши и, в первую очередь, на акваториях Балтийского, Черного, Южно-Китайского, Охотского морей (острова в Финском заливе, Курильские острова и другие);

- отношение США к обязательствам по Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и, как следствие, двойственный подход к вопросу о разграничении морского дна за пределами национальной юрисдикции прибрежных государств;

- периодическое развертывание и сосредоточение группировок военно-морских сил в районы военных конфликтов, проведение действий по морской блокаде, демонстрации и применению силы может привести к вовлечению в конфликт других стран, озабоченных защитой своих интересов;

- претензии США на безраздельное господство в Мировом океане в интересах защиты своих жизненно важных интересов.

Особенностью современной ситуации в России является наличие внутренних источников противоречий и опасности развязывания военных конфликтов, которые обусловливаются:

- нестабильностью экономической и социально-политической обстановки в ряде регионов России;

- деятельностью организаций экстремистской ориентации, использующих национально-этнические, религиозные и другие противоречия для дестабилизации обстановки в стране, нарушения ее территориальной целостности;

- наличием организованной преступности, ее проникновением в государственные органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления;

- созданием и действиями незаконных вооруженных формирований;

- незаконным распространением на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, а также противоправным оборотом наркотиков.

Еще одним источником военной опасности для Российской Федерации становится воинствующий национализм и сепаратизм некоторых субъектов. Причем военная опасность в данном случае исходит не только от самих сепаратистских движений, но в большей степени от внешних сил за пределами Российской Федерации и СНГ, в той или иной форме оказывающих поддержку сепаратистам. При этом, как показывает опыт ряда конфликтов в границах СНГ, сепаратизм в самых причудливых и уродливых сочетаниях переплетается с терроризмом и преступным бизнесом.

Источниками военной опасности для России могут выступать также и некоторые другие проблемы общей безопасности, к числу которых, помимо уже упомянутого терроризма, можно отнести также такие мировые проблемы как контрабанда наркотиков, чрезмерный рост народонаселения в ряде стран мира, истощение природных ресурсов, нехватка воды, ухудшение экологической обстановки на планете, которые в XXI веке могут стать основными побудительными мотивами использования военной силы в международных отношениях.

Таким образом, основными угрозами национальным интересам и безопасностиРоссии в Мировом океане извне, способными привести к развязыванию военных конфликтов, являются:

- ограничение возможности выхода Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях. Россию оттеснили на северо-восток евразийского материка от основных торгово-экономических контрагентов, от благоприятных для жизни и традиционных районов морской деятельности;

- активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу России, дальнейшее повышение и совершенствование боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств;

- усиливающееся экономическое, политическое и международно-правовое давление на Российскую Федерацию с целью ограничения ее морской деятельности. По западному периметру постсоветского пространства расположены страны, стремящиеся использовать неблагоприятную для России геополитическую ситуацию в целях получения для себя политических, экономических и иных выгод. На Востоке усиливается активность Японии и Китая, на Юге – Турции и Ирана;

- расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на ее морскую деятельность. Ежегодный экономический ущерб в этой области для России составляет 3-4 млрд. долларов США;

- неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся, в первую очередь, правового статуса Каспийского, Азовского и Черного морей, наличие территориальных претензий к Российской Федерации со стороны ряда сопредельных государств;

- сохранение и наращивание крупными державами и их коалициями мощных группировок вооруженных сил, превышение согласованной продолжительности их присутствия в зоне досягаемости оружия до важных наземных объектов страны. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность;

Кроме перечисленных потенциальными угрозами извне, способными привести к развязыванию военных конфликтов с участием российского Военно-Морского Флота, могут быть:

- ведение военных действий между третьими странами в каком-либо регионе Мирового океана, которые могут неблагоприятно влиять на экономическую деятельность России (судоходство, рыбный промысел, нефте- и газодобычу и др.) и научно-исследовательскую деятельность по изучению морей и океанов;

- осуществление блокадных действий, ограничивающих судоходную и иную экономическую деятельность;

- попытки оказать воздействие на реализацию национальных интересов России в Мировом океане некоторыми государствами своим военно-морским присутствием;

- попытки оказать противодействие гуманитарной миссии российского Военно-Морского Флота в отдельных зонах Мирового океана;

- нарушение норм международного права, создающие угрозу жизни людей, свободе и безопасности мореплавания и экономической деятельности;

- дискриминация закрепленных прав на экономическую и иную деятельность в акваториях морей и океанов;

- нарушение экологической безопасности, акты терроризма и пиратства;

- действия по нарушение систем обеспечения морской деятельности России и другие.

Помимо перечисленных существуют и внутренние военные угрозы безопасности государства, связанные с:

- увеличением состава и боевых возможностей, расширением масштабов действий незаконных вооруженных формирований;

- нападениями на объекты ядерной энергетики, химического, биологического производства и другие потенциально опасные объекты, на арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие, с целью его захвата;

- осуществлением диверсий и террористических актов;

- попытками насильственного свержения конституционного строя, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления.

Новой угрозой глобального характера для России могут стать разрабатываемые в США и ряде государств Запада средства “информационной войны”, способные вывести из строя или полностью парализовать российскую систему государственного и военного управления. Их особенностью является то, что они могут обеспечить “бескровную” победу без непосредственного вооруженного столкновения.

В целом оцениваемые угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации, связанные с возможным использованием против нее вооруженных сил (развязывания военных конфликтов), носят пока в основном гипотетический характер. Они могут быть нейтрализованы активными политико-дипломатическими мероприятиями, сотрудничеством с союзниками и нейтральными странами, другими политическими средствами с опорой на военную мощь России.

Анализ военно-политической обстановки показывает, что современные угрозы для России исходят, главным образом, с морских и океанских направлений. В случае военного конфликта с любым достаточно крупным государством Россия неизбежно столкнется с необходимостью отражения мощных ударов с моря.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.013 с.)