Структурные составные культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные составные культуры.



Вопросы к экзамену из «Истории украинской культуры»

Структурные составные культуры.

КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными).

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры» которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации.

"Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основних формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.

Структура культуры. Художественная культура - это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику,

- право, - религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др, - духовная и материальная. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства. В материальную - входит производственно-техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.

Современные этапы культуры в Украине.

После провозглашения независимости Украины в1991 году в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В стране, с одной стороны, впервые за многие годы сложились благоприятные условия для развития культуры. Были ликвидированы все цензурные контролирующие органы. Преград для свободного развития украинской культуры не было. Государство перестало контролировать, но оно не обеспечивало в должной мере финансирование культуры.19 февраля 1992 года Верховная Рада Украины приняла «Основны законодательства о кульутре». В этом документе провозглашены основные принципы духовно-культурногой жизни в условиях независимости украины: 1. утверждение государственногостатуса украинского языка;2. плюрализм в творческой деятельности; 3. возвращение истрической правды и кульутрного наследия прошлого; 4. активизация деятельностикульутрно-национальных товарищтсв; 5.признание новаторских течений в искусстве; 6. развитие международных связий в области кульутры.

Этапе современной украинской кульутры.

1эпап серд. 80-1991г – перестройка;

Этап 1991-2000г – пути становления независимой укариснкой кульуты.

Культура Украины конца XX – началу XXI ст. Литература, театр и кино.

После провозглашения независимости Украины в1991 году в культурной сфере сложились весьма противоречивые условия для развития культуры. В литературно-художественной жизни утверждается плюрализм, пришедший на изменение присущем тоталитарном системе однотипном за идеализированной художественном отражению действительности. В первые годы независимости были созданы Комитет Национальной премии им.Т.Шевченко. Среди первых лауреатов Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б.Антоненко-Давидович (Посмертно), диссиденты А.Калинец, Т.Мельничук, художники М.Максименко, Г. Синица, капелла бандуристов им.Т.Шевченко з Детройт (США) и хор имени А. Кошица из Канады. Увидели свет ранее недоступные украинским читателю издания литературы украинской эмиграции – произведения И. Багряного, В. Барки, А.Телиги, С.Гординского, Л.Мосендза и многих других. В Союзе писателей Украины создана специальная комиссия, что активно включалась в возрождение имен тех деятелей культуры, которые стали жертвами сталинщины. На книжных полках появились забытые произведения писателей «расстрелянного возрождение»: М. Зерова, М. Хвылевого, Е. Плужнока, Г. Косынки и др. Вышедших произведения украинских диссидентов – В.Стуса, І.Светличного, Е. Сверстюка, В. Рубана, М. Руденко. Возобновлен выпуск журналов «Киевская старина». С 1992 в Украине выходят издания ежемесячного журнала независимого мнения «Современность». Появились новые периодические издания журналов, например, «Порог» в Кировограде, «Борисфен» в Днепропетровске. В Харькове возобновлено издание «Сборника Харьковского историко-филологического общества», публикуется журнал «Млечный путь». Широкую издательскую деятельность развернуло Научное общество имени Шевченко во Львове. Киевское издательство «Глобус» начало переиздания в Украину знаменитой «Энциклопедии украинознавства», подготовленной представителями украинской диаспоры. Свою собственную периодику имеют общества, общественных объединений и политические партии. Театр сегодня стал режиссерским. Это означает, что каждый режиссер сегодня по-своему трактует пьесы даже известных драматургов. Наиболее модные имена Р.Виктюк, Б.Жолдак, В.Оглоблин. Украинский кинематограф переживает ныне трудные времена. Перестала существовать Ялтинская киностудия. Одесская и киностудия им. А.Довженко испытывают большие трудности. Резко сократилось количество фильмов, выпущенных в Украине, прекратили свою работу многие кинотеатры. Государство прекратило финансировать кино, и просторы Украины заполонило третьеразрядное американское кино.

Просвита» и ее роль.

Первое культурно-просветительское общество «Просвита» была открыаы в 1868 году во Львове. Дать современное образование народу – такую цель ставили просвиты. Они развернули активную деятельность как в городах, так и в селах. В конце 19 века общество имело в своем распоряжении 816 читален и 19 их филиалов. С их помощью к лучшим достижениям украиснкой и мировой литературы приобщались тысячи простых людей. «Просвита» и составные участникинационального движения финансировали деятельность кооперативов на Западной Украине. Представители Галицкой Просфиты прилажили не мало усилий по открытию украинских школ и преподавния в них на украиснком языке. Что касается украинских земель в составе России, то общество «Просвита» появились в ходе революции 1905-1907 годов. Первая «просвита» была открыта в Одессе 30 октября 1905 года. Она имела собственную библиотеку, исторический музей, создала отдельный фонд для издания книг. Общество «Просвита», которе действовало на территорииЕкатеринославля проводила работу в 4-х секциях:драматической, вокально-музыкальной, литературной и библиотечной.В 1095 году общество «Просвита» появилась в Киеве. К середине 1907 года в Украине действовало 35 организаций «Просвита». Деятельность просвит заключалась не только в распростаранение украинской литературы, но также идеи и знания, которые могли бы вывести село из отсталости. Через кооперативы члены просвит стремились помочь крестьянам получить элементарыне знания по агротехнике, вообще научить пользоваться достижениями науки.

Культура Древнего Египта.

Древний Египет – это цивилизация, которая возникла на Востоке и имела особую культуру.

 Письменность. Потребность в письме появилась в связи с ростом знаний, которые нужно было передавать из поколения в поколение. В начале слова предавали рисунками. Видоизменяясь, рисунки постепенно превратились в иероглифы. Одному слову соответствовал один иероглиф. Они выглядели как изображения человека и его занятий, птиц, животных, растений. В древнеегипетском письме использовалось 750 знаков, причем гласные не писались. Поэтому после слова ставились определитель – знак, поясняющий общее значение слова. Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально - сперва налево и наоборот, или вертикально – сверху вниз. Определить направление текста было несложно, если голова изображенного человека и животных обращена направо – текст надо читать справа налево и наоборот. В качестве письма египтяне использовали камень, глиняные черепки, дерево, кожу. Широкое распространение получил папирус (тростник, из которого добывали материал для письма). Папирус могли использовать больше одного раза  и,  длина свитков из папируса достигала 45 метров. Египтяне писали заострёнными палочками из тростника, которые изготовлялись из болотного растения каламус.

Наука. По мере развития хозяйства у египтян появилась потребность в научных знаниях. Для постройки храма или пирамиды, или дамбы им нужны были математические знания. Система счета у египтян была десятичной. Они могли производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представления о дробях, в числе которых стояла единица. Особенно велики были достижения египтян в геометрии. Они умели вычислять площадь круга, поверхность полушария, объем усеченной пирамиды. С древних времен в Египте развивалась астрономия. Они хорошо изучили небо. Звезды были объединены в созвездия, которые получили имена, обозначающие животных, например, созвездие льва, бегемота, крокодила. Больших успехов достигла медицина. Врачи бальзамировали и мумифицировали трупы, изучая при этом строение тела и различные его органы. При египтянах применялись хирургические инструменты, при лечении ран – бинты и пластыри. В Египте была создана первая «энциклопедия» - сборник слов для писцов. В них перечислялись продукты питания, сорта хлеба, виды животных - всего 800 слов. Важными наученными и техническими достижениями египтян было изобретение водяных и солнечных часов.

Образование.  Египетские школы находились при храмах. Обучение начиналось с 5 лет и длилось 12 лет. Занятия в школе начинались утром и заканчивались поздно вечером. Мальчиков обучали письму, счету, чтению. С начало они писали на глиняных черепках, а когда ученик научился писать хорошо и красиво, то ему выдавали папирус. Обычно текст писали черной краской, но часто начало главы, даты в деловых документах писали красной, поэтому и появилось выражение «начинать с красной строки».

Литература. От египтян до нас дошло много произведений художественной литературы. Среди них – сказки, повести, мифы, поучения, песни. Самыми известными произведениями египтян считаются:

«Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Рассказ египтянина Синухета». Большое значение играют мифы о богах и героях. Особенно популярный в Египте миф об Осирисе. Одним из древнейших образцов поучения является «Поучение Птахотепа». До сегодняшнего дня дошли народные песни.

Архитектура, скульптура, живопись. Египтяне первыми в мире создали монументальные сооружения из камня – пирамиды и храмы.Египетские пирамиды считаются первым чудом света.

В Египте насчитывается ок.2000 разных пирамид. Самая большая – пирамида Хеопса, ее высота 155 м. Пирамиды начинали возводить при жизни фараона.Проход к пирамидам охраняет Сфинкс.

Возведение пирамид длилось десятилетия. Камень для них вырубался в каменоломнях, за несколько км от Долины мертвых. На строительстве трудились сотни тысяч человек различных профессий. Но большинство таскало камни. Не меньший интерес вызывают и египетские храмы. Один из самых знаменитых храмов находится в Карнаке. Египтяне считали, что в храмах живут боги. Как правило, храмы высекались в труднодоступных районах, среди каменных скал. Реже храмы располагались в зданиях-дворцах. Дорога к храму вела по дороге сквозь 2 ряда сфинксов. У входа в храм располагались фигуры фараонов. Рядом возвышались Обелиски. Перед главным залом находится большой двор, где собирались люди для молитв. В центре зала находится главное помещение. Сюда входят только жрецы и фараоны. Здесь стоит статуя бога, которому посвящен храм. Рядом с залом располагается священная комната, где хранится священная ладья. Все помещения в храме украшались искусно украшенными колоннами. Они напоминали побеги молодого бамбука. На многих колоннах изображались сцены из жизни богов и фараонов. Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса. В росписях стен появляются на ряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни - охота, развлечения. Они помогают узнать быт египтян. В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым знаменитым творением стало изображение Нефертити - жены Эхнатона. Скульптура выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена. Нефертити стала символом женской красоты. Стены храмов и гробниц были богато украшены рельефами и росписями. Изображались люди, работающие на полях, в садах, ремесленники, слуги. Фараон и вельможи изображались крупнее других людей. Лучше всего художники запечатлевали живую природу.

Украинская культура в 30 – те годы. Образование, высшая школа, наука.

С началом 30-х годов школа подверглась новым изменениям. В июле 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном обучения". Чтобы реализовать принцип обязательности, нужны были новые школьные помещения, кадры учителей, учебники и пособия. Для решения этих проблем при СНК УССР создали комитет содействия всеобуча ("всеобщее обучение") во главе с председателем правительства В. Чубарем. Осуществлялась коренная перестройка школьной сети. Начальные школы переводились на семилетнее обучение. Некоторые семилетки на десятилетний срок обучения. В 1934 г. вводилась единая структура общеобразовательной школы трех типов: начальная (четырехлетнее обучение), неполная средняя (семилетнее) и средняя (десятилетнее). Началось массовое строительство школ. Уже в 1932/1933 учебном году 98% детей школьного возраста ходили в школу 80% учащихся в УССР учились в украинских школах. Национальные меньшинства имели свои школы: русские, еврейские, польские, немецкие, болгарские, молдавские, татарские т.д. Но в конце 30-х годов большинство из них перевели на украинский или русский язык обучения. В 1938/1939 уч.г. во всех школах СССР ввели обязательное изучение русского языка. Обучение обеспечивали более 150 тыс. учителей  Претерпела перестройки и система высшего образования. Возросло количество вузов. В 1938/1939 уч.г. их насчитывалось 129 (в 1914/1915 уч.г. было лишь 19). В 1933 г. были восстановлены университеты в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов. За годы первых двух пятилеток вузы и техникумы УССР подготовили 300 тыс. специалистов. Развитием фундаментальной науки проникалась украинский (Всеукраинская) академия наук (УАН, впоследствии ВУАН, а с 1936 г. Академия наук УССР), которая с начала 20-х годов все больше становилась государственным учреждением, деятельность которого жестко регламентировалась партийными органами. Все другие научные учреждения, в частности Украинское научное общество, были ликвидированы или подчиненные ей.  В 20-30-е годы шел активный процесс огосударствления науки, ее идеологизация. Государственно-партийное руководство стало определять характер идейных, кадровых и организационных изменений в науке. Главным критерием оценки ученого была преданность партии и власти, а не его научные способности. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. Создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.) В то же время тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя.

Вопросы к экзамену из «Истории украинской культуры»

Структурные составные культуры.

КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными).

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называемое "ядро" культуры» которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации.

"Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основних формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей.

Структура культуры. Художественная культура - это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя - систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику,

- право, - религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др, - духовная и материальная. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства. В материальную - входит производственно-техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.02 с.)