Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слот 5.2. Театральный реквизит
Концепты, обозначающие театральный и иной реквизит (бутафория, грим, декорации, занавес, костюм, маски, парик, «фанера» и др.), в политической речи часто используются при характеристике действий политиков, скрывающих свои подлинные дела при помощи высоких слов и красивых поз. Ср.: l А сколько бутафорскихфигур для отвлечения внимания от действительных претендентов можно включить в избирательный бюллетень (А. Выборнов); Из крови и хаоса проступает уже без лицемерныхмасок лик новой диктатуры (С. Ваганов); Когда кандидаты станут депутатами, они снимут политическийгрим и начнут отрабатывать «бабки» (А. Туев). Подобное словоупотребление способствует формированию типовых для рассматриваемой метафорической модели прагматических смыслов «неискренность», «помпезность», «лживость».
Рассмотренный материал в полной мере иллюстрирует мысль об особой значимости концептуального вектора, отражающего типовые представления граждан России о двуличии, неискренности участников политической жизни, о неподлинности, излишней карнавальности находящихся в центре общественного внимания событий, о несамостоятельности многих с виду грозных людей и о наличии каких-то тайных сценаристов и режиссеров (мафиозной «семьи», всемогущих «олигархов», зарубежных «кукловодов» и др.) в политической жизни страны. Всему этому можно верить или не верить, но с этим нельзя не считаться. По справедливому выражению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, концептуальная метафора не отражает реальность, а сама ее творит. Представляется, что рассматриваемая метафорическая модель достаточно ярко подтверждает этот тезис. Отметим только сложное взаимодействие факторов. Во-первых, современная российская политическая жизнь дает немало оснований для того, чтобы описывать ее как своего рода театр (цирк, балаган, шоу). Во-вторых, выход рассматриваемой метафорической модели на доминантные позиции в отечественном политическом дискурсе оказывает воздействие на национальное самосознание, на социальную оценку форм реализации политических процессов. В-третьих, социальная оценка политических процессов — это, как известно, главный фактор, определяющий специфику метафорической номинации. 3.4. Спортивная и игровая метафоры
Взаимоперекрещивающиеся метафорические модели ЖИЗНЬ — это ИГРА и ЖИЗНЬ — это СПОРТИВНОЕ СОСТЯЗАНИЕ широко распространены в самых различных коммуникативных сферах, что связано с совершенно особой ролью игры и спорта в человеческой деятельности. Сказанное в полной мере относится и к российскому политическому дискурсу, среди доминантных моделей которого выделяется представление политической жизни как своего рода игры или спортивного состязания. Прежде чем приступить к детальному исследованию метафорических моделей игры и спорта в российском политическом дискурсе, рассмотрим некоторые теоретические проблемы. В соответствии с представлениями современной когнитивной лингвистики внутренняя структура концепта (многозначного слова) представляет собой сетевую модель, узлы (значения) которой связаны между собой отношениями различной природы и различной степени близости. Для нашего исследования значимы несколько основных узлов концепта «игра»: 1) забава, развлечение; 2) преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель; интриги, тайные замыслы; 3) занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, развлечения; 4) особый род спортивных состязаний; 5) одна из форм обучения; 6) исполнение сценической роли. Как показал Л. Витгенштейн [1994], все эти элементы объединяются в категорию, организованную по принципу «семейного сходства». Позднее к анализу рассматриваемого концепта обращались Анна Вежбицка, которая попыталась выделить инвариантные компоненты игры [1996, с. 213] и И. Д. Гажева, показавшая, что из указанных у польского автора компонентов (предназначенность для удовольствия, выключенность из реальности, четко определенные правила, четко определенная цель, непредсказуемый ход событий и др.) «практически ни один… не подходит для характеризации детской игры» [2000, с. 74]. Показательно, что едва ли не каждый из названных выше узлов относится к различным понятийным полям. Поскольку в когнитивной лингвистике не существует сколько-нибудь последовательной классификации понятийных полей, можно лишь отметить, что последний узел связан с уже рассмотренной в настоящей монографии театральной сферой, пятый — с образовательной, четвертый — со спортивной, третий и первый — со сферой отдыха и развлечений, второй — с политической, экономической и бытовой. Отметим также, что использованные для обозначения «узлов» номинации близки к толкованиям различных значений слова игра в МАС, а в терминах структурно-семантической лингвистики это можно было бы назвать семантическим полем.
В принципе возможны два пути описания метафорических потенций концепта «игра». В первом случае данный концепт будет рассматриваться как определенное единство (что вполне обоснованно), но тогда придется повторять характеристику ряда его сегментов при описании пересекающихся понятийных сфер (образование, театр, спорт и др.). Во втором случае (это технически экономнее) можно охарактеризовать соответствующие сегменты концепта «игра» при описании пересекающихся понятийных сфер. Именно такой путь избран в настоящем параграфе, в котором совмещается рассмотрение метафорических моделей с исходными понятийными сферами «спорт» и «игра»; соответственно учитывается, что один из узлов концепта «игра» уже охарактеризован в параграфе, посвященном театральной метафоре, а еще один фрагмент концепта «игра» разумнее рассматривать в понятийной сфере «образование». При названном подходе в объединенной сфере «Спорт и игра» выделяются следующие фреймы. Фрейм «Виды игры и спорта»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.107 (0.008 с.) |