Основные элементы коммуникационного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы коммуникационного процесса



Перспективы развития

На рубеже XX и XXI вв. наступил новый этап развития информационно-коммуникационных процессов — современные коммуникации в XXI веке изменили весь стиль современной жизни, теория коммуникации стала важнейшим направлением научной мысли. Международные организации, работающие в этой сфере, пытаются подвести итоги исследований, значительно расширившихся в прошлом столетии, все больше внимания уделяют теории коммуникации.

В начале XXI века наблюдается рост интереса к теоретическому осмыслению проблем коммуникации — массовой и межличностной.

 В XXI веке роль коммуникации охватывает все новые сферы жизни, а информационно-коммуникационное пространство расширяется, массовые модели сочетаются с межличностными, находя новые поля применения прежде всего на межличностном и персонально-индивидуальном уровне.

Вопросы теории коммуникации приобретают все большее значение для общества, для научной среды, для научного сообщества, и соответственно впервые возникает такой своего рода коммуникационный бум.

Идет обновление и развитие коммуникаций, которое охватывает все стороны нашей жизни. Таким образом, происходит дифференциация теорий коммуникаций и самой коммуникационной сферы. И это очень важный аспект.

Особый интерес к теории коммуникации связан прежде всего с развитием конвергенции в сфере коммуникации. Она происходит в компьютере, в новом современном сотовом телефоне и в сфере общения, где все виды коммуникации очень важны.

Индивидуализация и персонализация медийной коммуникации открывает новую эпоху человеческого общения, теперь у нас в кармане газета, книга, фильм, музыка в мобильном телефоне — человеческое общение получило новый стимул, а личность новые возможности для самовыражения и новый масштаб, включающий и массовую глобальную сферу, и сугубо интимную область межличностного общения.

 

Основные понятия теории коммуникации

Российская коммуникативная ассоциация (РКА) 2000г.

Теория коммуникации - изучение роли коммуникации в обществе, особенности ее развития, структуры коммуникационных процессов и средств.

Дисциплины, формирующие коммуникативное поле исследования (Гавра)

· Общая теория коммуникации;

· Межличностная и деловая коммуникации;

· Теория массовой коммуникации;

· Коммуникационный менеджмент;

· Теория кросс-культурных коммуникаций;

· Теория вербальной коммуникации;

· Теория визуальной коммуникации;

· Международные и глобальные коммуникации;

· Теория виртуальных коммуникаций

Теория коммуникаций (философия, социология, психология, биология, технические науки, лингвистика, политология)

Основные подходы к пониманию термина:

1. Путь сообщения - коммуникация

2. Коммуникация - форма связи

3. акт общения между двумя и более индивидами основывающиеся на взаимопонимании

4. Процесс сообщения информации с помощью технических средств

Социальная коммуникация - деятельность, имеющая цель предполагающее двух или более участников и заключающееся в обмене информации в виде соообщений которое отпр и принимаются по различным каналам, могут искажаться под возд шума, существующего в некотором контексте, оказывающее определённый эффект на адресата и оставляя возможность обратной связи.

Соотношения понятий "коммуникация" и "общение":

· Отождествление (Парсон, Черри, Курбатов)

· М.С. Каган: общение - субъект-субъектная связь при которой нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседник. Коммуникация- субъект-объектный характер, она монологична, субъект передаёт информацию, а объект-пассивный получатель. Чисто информационный процесс

· Г. Андреева: Коммуникация - один из этапов общения

3 стадии общения -взаимное изучение и оценка намерений

                              -передача информации

                              -воздействие общающихся друг на друга

· А.В. Соколов: Общение - одна из форм коммуникационной деятельности = публичное коммуникационное воздействие

Формы коммуникации - субъект-объектные отношения, субъект-суъектные, объект-субъектные.

субъект-Объект                                  

отпр-получ

источник-реципиент

андресант-адресат

коммуникатор-коммуникант

Коммуникационное пространство - система многообразия коммун. связей, возник. меж различными агентами коммуникации

Коммуникационное время - время длительности последовательности коммун. актов

 

 

3. История развития и возникновения

История развития коммуникации, сопровождающаяся развитием средств передачи сообщений (информации), претерпела три коммуникативные революции:

 

1) изобретение письменности;

 

2) изобретение печатного станка (начало “эры Гуттенберга”);

 

3) развитие электронных массмедиа.

 

В процессе эволюции формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют “первой коммуникативной революцией”. Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи – письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

Два типа средств коммуникации:

 

 1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

 

 2. искусственно созданный (технический)

 

 а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

 

 б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф).

 

 

Коммуникативные барьеры

- все факторы, препятствующие эффективной коммуникации и блокирующие ее.

Классификация по Шепелю:

1. дискомфорт физической среды

2. инерция включенности (озабоченность слушателя посторонними проблемами)

3. антипатия к чужой мысли

4. языковой барьер

5. профессионально неприятие

6. неприятие имиджа коммуникатора

 

Классификация с т.з. психолингвистики:

1. фонетический барьер

2. семантический барьер(различие в значениях слов)

3. стилистический барьер

4. логический барьер

 

Классификация на основании особенностей внешней среды и личности человека:

1. Внешние условия коммуникации

2. Технические барьеры

3. человеческие     барьеры(социокультурные,психофизические)

 

Структурные модели.

Моделирование - 1) исследовательский прием основной целью которого является объяснение коммуникационных процессов; 2) схематизированное упрощенное отражение реального коммуникационного процесса, необходимое как инструмент, ориентированный на упрощение моделируемым процессом.

Модель Аристотеля.

оратор-речь-слушатель

преимущества: универсальна, выражает как письменную, так и устную коммуникацию.

Межличностная коммуникация

отправитель→сообщение→слушатель (обратная связь от слушателя к отправителю)

Массовая коммуникация

коммуникатор - (кодирование)-сообщение- канал-(декодирование) - аудитория (обратная связь от аудитории к коммуникатору)

Преимущества: наличие каналов сообщения

Модель Г.Лассуэлла

Преимущества: эффект- стимуляция, НО важно отобрать необходимую информацию

Модель Шеннона Уивера

                             

Модель Де Флера

 

 

Модель Морозова

 

 

7. П. Лазарсфельдом и Б. Берельсоном была разработана модель двухступенчатого потока. П. Лазарсфельд обратил внимание на: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Согласно этой модели, информация, распространяемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа:

1) передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей – «лидеров мнений» – через формальные каналы коммуникации – массмедиа.

2) эти «лидеры» передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т.е. в межличностном        общении.

 

Можно также назвать двусторонней симметричной моделью: отправитель формирует подаваемую информацию, основываясь на интересах и потребностях общественных групп. Информация, преподносимая общественности, отвечает «правилу адресата», то есть она понятна аудитории.

 

Спираль молчания — теория,предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, утверждающая, что человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования).

Этот страх служит началом спирали и затем всё увеличивается. Люди пользуются так называемой «врожденной способностью», или псевдостатистическим чувством, к оцениванию общественного мнения. СМИ играют большую роль в определении того, какое мнение является доминирующим, оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение, и могут сильно влиять на индивидуальное восприятие общественного мнения, независимо от того, соответствует ли описание действительности.

спираль молчания как динамический процесс, в котором прогнозы относительно общественного мнения становятся фактом, поскольку освещение мнения большинства в СМИ становится статусом-кво, и меньшинство с меньшей вероятностью будет готово высказываться. Теория, тем не менее, распространяется только на вопросы нравственности и мнений, но не на вопросы, которые можно подтвердить или опровергнуть с помощью фактов.

Основные положения

1. Люди боятся быть отвергнутыми людьми из их социального окружения, что называется «страхом изоляции»

2. Люди постоянно наблюдают за поведением окружающих, отмечая для себя, что получает одобрение, а что — неодобрение от общества.

3. Люди неосознанно издают собственные угрозы изоляции, показывая сигналы одобрения или неодобрения.

4. Угрозы изоляции избегаются при помощи склонности воздерживаться от заявлений о чем-либо, что может, по мнению человека, вызвать возражения.

5. Люди больше склонны публично утверждать то, что, как они считают, будет принято положительно.

6. Спиральный эффект начинается, когда люди высказываются уверенно, оппозиция чувствует ещё больший страх изоляции и ещё больше убеждена в необходимости хранить молчание, так как они — в меньшинстве. Эти чувства становятся всё более интенсивными в геометрической прогрессии и с той, и с другой стороны.

7. Чтобы привести в действие спираль, в проблеме должна быть ощутимая нравственная составляющая.

8. Если есть общественный консенсус, спираль не будет активизирована. Обязательно должны иметься в наличии две противостоящие стороны.

9. СМИ оказывают большое влияние на этот процесс.

10. Страх и угроза изоляции являются подсознательными процессами.

11. Спираль молчания имеет власть над общественностью только ограниченное время.

12. Если какая-либо тема активизирует спираль молчания, это означает, что этот вопрос представляет большую угрозу общественному согласию.

 

Является как средством защиты, так и средством подавления. Поскольку относится только к вопросам морали, обычно вызывающим сильную эмоциональную реакцию даже у самых сдержанных людей, может быть использована для сдерживания социальной напряженности по поводу тем, вызывающих горячие споры. Хотя спираль молчания может помочь в сохранении гражданского порядка, попытки использовать ее сознательно являются, в сущности, методами манипуляции и давления.

Теория говорит, что высокообразованные или более состоятельные люди, а также некоторые другие бесцеремонные индивиды, не боящиеся изоляции, с большей вероятностью выскажутся, вне зависимости от общественного мнения. Далее, утверждается, что это меньшинство является необходимым фактором изменений, в то время как податливое большинство является необходимым условием стабильности.

 

Модель«привратника»К.Левина

Модель «привратника» реализует мягкий вариант цензуры, связанный в основном с феноменом самоцензуры, давлением на редактора вкусов массового потребителя и т. д. «Привратник» – это тот человек, который контролирует поток новостей, может изменять, расширять, повторять, изымать информацию, по-своему расставлять акценты.
Появление такой формы «цензуры» связано с информационным переизбытком. В этой модели производится отбор событий, которые стоит осветить. Отбор является результатом компромисса, негласного общественного договора между «привратниками» и потребителями новостей, поскольку «привратники» во многом ориентируются на рейтинги СМИ среди читателей, зрителей и слушателей. Поэтому модель привратника формулирует не чью-то волю, не чей-то злой или добрый умысел, манипулирующий общественным сознанием, а социальные законы и нормы, в соответствии с которыми функционирует в обществе информация и новости.
Ярким примером «привратника», существующего в массовом сознании, могут служить новости о терроризме.

Другая сторона модели «привратника» – это селекция информации непосредственно индивидом. Как показывают исследования, индивид склонен игнорировать ту информацию, которая противоречит его убеждениям, и наоборот, из всего потока информации отбирает ту, что согласуется с его убеждениями, взглядами, установками.
Модель «привратника» делает проблематичной пропаганду взглядов, отличных от взглядов индивида. Нужны специальные стратегии «троянского коня», чтобы переубедить хоть в чем-то индивида.

 

Структура.

коммуникатор-послание-канал-аудитория-обратная связь-результат посланий

Классификация.

1. Массовая/узкая часть населения

2. явная/неявная

3. Социологическая/средствами искусств

 

Имиджевая коммуникация - целенаправленное донесение информации с целью формирования представления.

Имидж:

· моделирующий (искусственный образ)

· субъективный(воспринимаемый аудиторией образ)

 

Задачи имиджа: подчеркнуть уникальность объекта, создавая необходимые качества. Расширяет восприятие объекта в заданном направлении.

 

Аспекты имиджа: (Парасюк)

· овеществленный (что сделал-то создал: действие объекта)

· вербальный (культура речи)

· кинетические (манеры, походка)

· габитарный (по внешности)

· средовой

 

Семиотика

Частная наука - лингвосемиотика- наука о таких знаковых системах, кот представлены посредством высказывания.

Знаки по Ч. Пирсу (1860):

· Индекс

· знаки-икона (подобные объекту)

· знак-символ (либо слова языка,либо имиджа)

 

Подразделы семиотики:

1. Синтактика-изучает отношения между знаками (Грамматика)

2. Семантика - отношения между знаком, обозначаемым предмет (Логика)

3. Прагматика- отношение между знаком и человеком (Риторика)

 

Синтактика изучает объективные устройства знаковых систем. Задача-описание запасов правильно построенных текстов для различных классов знак систем.

 

Семантика изучает значение единиц языка (слов). По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о значении и смысле. Проблематика семантики выражается в вопросах: «Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?».

 

Прагматика изучает язык действий,рассматривает широкий круг вопросов:

 

в обыденной речи — отношение говорящего к тому, что и как говорит: истинность, объективность, предположительность речи, ее искренность, приспособленность к социальной среде и т.д.;

 

интерпретация речи слушателем — как истинной, объективной, искренней или, напротив, ложной, сомнительной, вводящей в заблуждение;

 

в художественной речи — отношение писателя к действительности и к тому что и как он изображает; отношение читателя к тексту и др.

Социальная ситуация.

Социальная ситуация - естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий и деятельности.

Факторы, присущие соц ситуации (М.Аргайл):

· Цели

· Правила

· Роли

· Набор элементарных действий(верб или неверб форм взаимодействия)

· последовательность поведенческих факторов

· концепты-знания

· физическая среда, элементами кот являются границы ситуаций

· язык и речь

Важными характеристиками ситуации, воздействующими на поведение людей, являются: знакомая — незнакомая; формальная - неформальная; ориентированная на выполнение дела — ориентированная на общение; поверхностная — глубокая (интимная) включенность.

Соц ситуации по Аргайлу: офицальные события, личностное взаимодействие, случайный периодические встречи со знакомыми, формальные контакты на работе, ассиметричные взаимодействия, связанные с соц умениями,конфликтные переговоры, групповые дисскусии.

Берн 6 видов ситуации:

1. замкнутость

2. ритуалы

3. времяпровождения

4. совместная деятельность

5. игры

6. близость

 

Среди типичных социальных ситуаций межличностного взаимодействия следует выделить так называемые трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуация — это ситуация, которая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги. В качестве стрессовых определены следующие ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

 

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

 

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

 

4) ситуации сексуального контакта;

 

5) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

 

6) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений.

 

Особенности и эффекты межличностного восприятия. Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия как одного из важнейших психических процессов обычно отмечают:

 

принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но более связную и осмысленную картину мира;

 

- принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;

 

принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в метающихся условиях.

Особенности восприятия партнера по общению:

1. Влияние самооценки

2. Проецирование

3. Эффект ореола

 

Малая группа

Группа - это самостоятельный субъект социально-общественной деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур. Малой группой обычно называют небольшое число людей (5-7), хорошо знающих друг друга, постоянно взаимодействующих между собой, ограниченное общими или совпадающими интересами, целями и ареалом деятельности.

М. А. Василик даст следующее определение малой группы: "В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов"

Признаки малой группы:

o контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться с остальными, воспринимать и оценивать другого члена группы, обмениваться информацией;

o целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое;

o стабильность состава, обусловленная, прежде всего, индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников;

o устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту выпадает или изгоняется из данной группы;

o наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных социальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля;

o удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

Виды группы малой:

формальная,

неформальная,

первичная.

Группа малая непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе "личность общество". Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Группа малая играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе. Группы малые являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношении объективных (общественных) и субъективных (психологических) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает группе малой особое качество, отличающее ее от других социальных групп.Принцип образования группы малой, природа и функционирование зависят от социальной структуры общества, отражают происходящие в нем процессы. Тем не менее группа малая не является "зеркальным отражением" общества. Механизм влияния общества на природу сложен и многократно опосредствован.

ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ

 
Особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация — проведение переговоров с участием медиатора (посредника). Сам по себе способ разрешения конфликта с помощью посредника не нов. Но хотя различные формы привлечения третьей стороны для решения споров существовали давно, никогда до сих пор потребность в этом способе преодоления разногласий не была столь велика, как в настоящее время. Разработка и применение методов посредничества стали в наши дни делом профессиональных конфликтологов-медиаторов. Немаловажную роль в этом сыграл опыт посредничества, накопленный в судебной практике. Ведь судья или арбитр как при подготовке дела к разбирательству, так и в процессе последнего часто помогает спорящим сторонам прийти к соглашению, позволяющему прекратить дальнейшее производство дела. Однако между разрешением конфликтов в суде и их разрешением, с помощью медиации существует большая разница. 1. В отличие от судебной тяжбы, вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с арбитражем в форме третейского суда). 2. В суде спорщики не участвуют в разработке и принятии решения — это является функцией судьи. В медиации же спорщики сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу спорщиков и конфликта не принимает. 3. В суде спорящие стороны обязаны подчиниться судебному решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и обе стороны этим решением недовольны. Медиация же — это процесс, в котором ничего не решается без вашего согласия. В ходе него все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения. Понятно, что стороны делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями. 4. В задачу суда входит определить, кто из спорщиков прав и кто виноват (или разделить вину между ними). Медиация же изначально нацелена на другое — на поиск согласия; в ходе нее спорщики перестают искать «правого» и «виноватого», ас помощью посредника обсуждают разные варианты решения конфликта и совместно выбирают из них тот, который они оба сочтут наилучшим. Медиация ориентирована скорее на то, что каждая из сторон понимает под справедливостью, чем прямо на юридические законы, прецеденты и правила. 5. Риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса. Медиация проходит конфиденциально. Все остается между вами, другой стороной и медиатором. Он будет держать в секрете все разговоры и всю информацию. В суде же сторона в любой момент не может прекратить переговоры, а конфиденциальность в принципе невозможна. 6. Процесс медиации относительно непродолжителен. Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры. В роли, несколько сходной с медиаторской, нередко приходится выступать любому руководителю, когда среди его подчиненных возникают конфликты, которые он вынужден как-то гасить. Известны различные способы, к которым руководители с этой целью прибегают (см. гл. 6, § 4). Во многих случаях руководитель берет на себя посреднические функции, чтобы примирить поссорившихся работников или сгладить разногласия, возникшие между подразделениями организации, которой он управляет. При этом он вместе с тем всегда имеет в запасе возможность перейти от роли объективного посредника, лишь помогающего спорщикам самим разрешить свои разногласия, к роли активной силы, вмешивающийся во взаимоотношения конфликтантов. Он может стать на сторону одного из них или, отвергнув предложения обоих, дать им свои «руководящие указания», которые они обязаны будут принять как условия разрешения конфликта. Если руководителю не удается убедить конфликтантов прийти к соглашению, он обычно, в конце концов, использует свое право «там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить». Медиатор не обладает начальственными полномочиями. Но он оснащен обширным арсеналом разнообразных методических и технических средств, с помощью которых он организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора — помочь сторонам достичь согласия. Подобно судье или арбитру, медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным, но в отличие от них сам не принимает никаких решений. Он лишь помогает спорящим сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наибольшей степени устраивающему обе стороны В процессе медиации стороны сами без какого-либо внешнего вмешательства принимают итоговое соглашение. Медиатор же при этом стремится обеспечить удовлетворение интересов каждой из сторон. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу всех участников. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на результат типа «выигрыш—выигрыш» Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (опека над детьми при разводе, объединение компаний, отношения заказчика и подрядчика и пр.). Судебная тяжба или арбитраж могут оставить у каждой стороны незаживающие раны, после чего возобновить необходимые или желательные отношения становится очень трудно. Вместе с тем для медиации существуют и определенные ограничения. Так, она не может использоваться для разрешения криминальных конфликтов или конфликтов между людьми, из которых кто-то страдает душевной болезнью. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт Но если это условие выполнено, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока: более чем в 80% случаев результатом ее является прочное и долгосрочное соглашение, которое соблюдается обеими сторонами. Сформулируем основные принципы медиации. Первый принцип медиации — добровольность. В отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с третейским судом). Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Второй принцип — равноправие сторон. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т. д. Третий принцип, который обязательно должен соблюдаться в процессе медиации, — принцип нейтральности медиатора. Важно, чтобы медиатор сохранял независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивал им равное право участия в переговорах. Естественно, что медиатор — человек, и у него могут возникать свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения одной из сторон, симпатии или предубеждения в отношении конфликтующих сторон. Однако все свои чувства и оценки посредник обязан оставить за пределами процесса медиации. У профессионалов есть такое правило: на медиацию идти «пустым», т. е. без каких-либо предубеждений. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, что ему не удается избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса. Четвертый принцип медиации — конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация тоже весьма отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публичности судебного разбирательства. (Стоит оговорить, что полученная в процессе медиации информация о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях, разумеется, не может быть скрыта медиатором от правосудия). Все записи, которые ведет медиатор для заметок в процессе работы, уничтожаются. Посредник не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет все-таки передано в суд. Посредник не имеет права сообщать одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию. Для того чтобы обеспечить реализацию этих принципов, медиатору приходится прилагать немалые усилия. Конфликтанты часто стремятся:? подмять под себя оппонента, сделать его объектом манипуляций, запугать, «переиграть» за счет лучшего владения словом или большей компетенции в вопросах права, экономики, психологии;? перетянуть медиатора на свою сторону (иногда посредством демонстрации своей слабости, беззащитности, неопытности — при весьма настойчивой защите своих интересов);? снять с себя ответственность за решение, оставляя за собой право в будущем нарушить его. Поэтому медиатор должен хорошо владеть методами, позволяющими создать атмосферу корректного, делового, рационального обсуждения спорных проблем и исключить всякого рода манипуляции.

 

 

Переговоры

Переговоры - это важнейший инструмент для урегулирования деловых отношений или конфликтов. Само намерение вести переговоры в любой, а тем более в конфликтной ситуации, дорогого стоит и задача состоит в том, чтобы не упустить шанс и воспользоваться стремлением сторон к решению проблем.

Переговоры как один из видов создания и поддержания диалога с деловыми партнерами могут проводиться с целью:

· установления деловых отношений;

· выяснения позиций сторон по одному или нескольким вопросам;

· обмена информацией;

· урегулирования отношений;

· углубления взаимопонимания;

· достижения новых соглашений;

· подписания соглашений.

Вступая в переговоры, их участники могут преследовать различные цели, в соответствии с которыми выделяются следующие виды переговоров:

· - о продлении действующих соглашений;

· - о нормализации отношений, что предполагает перевод конкретных отношений в сторону принятия более конструктивных решений (часто ведутся с участием третьей стороны);

· - о перераспределении: одна из сторон требует изменений в свою пользу, часто используя при этом угрозы;

· - о создании новых условий, о формировании новых отношений, о заключении новых соглашений;

· - по достижению побочных эффектов. При этом решаются второ-степенные вопросы: демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.

В зависимости от целей определяются и функции переговоров:

· - информационная (при этом стороны заинтересованы в обмене информации, но не готовы к совместным действиям);

· - коммуникативная, смысл которой в обеспечении совместных действий;

· - регуляции и координации действий;

· - контроля;

· - отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);

· - пропаганды, которая позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);

· - проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду в оппонента на решение проблемы, успокоить его).

Совпадение интересов или слишком большое расхождение интересов лишают переговоры смысла. Переговоры с большей степенью вероятности ориентированы на успех, когда ваши интересы и интересы другой стороны и совпадают, и расходятся в равной мере.

переговоры, направленные на достижение договоренностей, - процесс многогранный и включает в себя несколько стадий:

ü подготовка к переговорам (включая и определение проблемы, требующей решения);

ü определение потребностей и целей;

ü отбор материала и фактов;

ü выявление интересов сторон;

ü определение зоны пересечения интересов ("зоны решения");

ü определение объективных критериев;

ü формирование предложений и их вариантов;

ü стратегическое планирование;

ü тактическое планирование;

ü маневры и система убеждения;

ü выдвижение запасных вариантов;

ü анализ результатов достигнутых соглашений и договоренностей и контроль за их реализацией.

ü Техники ведения переговоров

ü

ü Выделяют 3 стратегии осуществления переговорного процесса, каждая из которых реализуется через совокупность конкретных тактических приемов.

ü К их числу о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.161 с.)