Позднеминойская амфора с удивительным по живости и точности изображением осьминога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позднеминойская амфора с удивительным по живости и точности изображением осьминога.



О Стоунхендже написано немало. Этот монумент представлял собой, говоря современным языком, долгосрочный проект, и ныне поражающий воображение. Его строительство совпало с расцветом и упадком целого ряда культур этого региона. Строители, принадлежавшие к разным традициям, вынашивали различные представления о том, как должен выглядеть этот монумент и, более того, каким будет его назначение. Обычно считается, что большинство аналогичных каменных кругов использовалось для астрономических наблюдений. Это загадочное сооружение на Солсбери Плейн, появившееся еще в начале неолита, представляло собой достаточно примитивный каменный круг, функцией которого, по всей видимости, было наблюдение за циклами Солнца и Луны, а также предсказание затмений.

Стоунхендж III явился своего рода кульминацией попыток модернизировать этот комплекс. Примерно около 2150 г. до н.э. к нему из каменоломен, находившихся за 200 миль (320 км) отсюда, были доставлены огромные каменные глыбы, хотя надо признать, что в своем нынешнем виде Стоунхендж остался незавершенным, весьма далеким от того, каким представляли его себе древние зодчие. Вместо этого знаменитый каменный круг был возведен из валунов песчаника, добывавшегося в каменоломнях Мальборо Дауне, находившихся всего в 15 милях (24 км) к северу от Стоунхенджа. Всего в нем насчитывалось 40 вертикально стоящих блоков, соединенных 35 перекрытиями, и пять отдельно стоящих трилитонов-дольменов (трилитон[47] состоит из двух вертикальных глыб, соединенных перекрытием).

Знания и технические возможности, необходимые для проектирования и перевозки столь массивных каменных глыб, поражают воображение. Перекрытия не просто укладывались поверх вертикальных глыб, как можно подумать, а скреплялись с ними при помощи специального раствора и шиповых стыков, напоминающих скорее работу плотников, чем каменотесов. Возможно, древние зодчие вначале предполагали установить добытые ранее глыбы, содержавшие медный купорос, по спирали вокруг песчаниковых плит, о чем свидетельствуют подготовленные для них глубокие ямы, образующие некое подобие спирали. Но вместо этого они воздвигли глыбы в виде круга и подковы внутри комплекса из песчаниковых глыб, которые и сегодня можно видеть в Стоунхендже.

Не касаясь вопроса о том, каково могло быть астрономическое назначение этого монумента, надо подчеркнуть, что существует целый ряд интересных гипотез об этой конкретной фазе строительства Стоунхенджа, в котором, как уже говорилось, нашли свое отражение некоторые черты минойского влияния. Например, наличие 40 вертикальных блоков песчаника можно считать отголоском особого интереса минойцев к этому числу. Задуманная спираль, которая должна была окружать гигантский комплекс мегалитов, также могла иметь критские корни, поскольку минойцы очень любили изображать спирали. Но наиболее интересным является тот факт, что заключительный этап сооружения комплекса, так называемый Стоунхендж Ша, датируется примерно 2100 г. до н.э., хотя заброшенная спираль и ямы для нее имеют гораздо более позднее происхождение и относятся примерно к 1490 г. до н.э. Спираль эта очень важна, поскольку как раз в эти годы имел место крах владычества минойцев в Средиземноморье, которые уступили место микенской культуре.

Хотя известно, что существованию минойской цивилизации положила конец некая внезапная катастрофа, ее причины и характер остаются невыясненными. Известно также, что когда минойская цивилизация погибла, на ее место пришли микенцы. Некоторые исследователи полагают, что виной тому — междуусобные конфликты на Крите, позволившие иноземцам вторгнуться на остров; Другие считают, что минойская цивилизация погибла в результате катастрофического извержения вулкана на близлежащем острове Санторин, происшедшего примерно в эти годы. Извержение вызвало мощные приливные волны (цунами), которые уничтожили минойский флот, а сопровождавшее его землетрясение разрушило дворцы и, говоря современным языком, инфраструктуру минойского общества. Известно, что именно около 1450 г. до н.э. в пламени пожара, вызванного извержением вулкана на о. Санторин, погибли многие города и дворцы на Крите.

Военный аспект жизни минойцев, отсутствие которого до этого периода выглядело столь поразительным, выдвинулся теперь на первый план, о чем свидетельствуют находки в захоронениях и артефакты, показывающие, сколь сильно повлияли на мирных минойцев воинственные микенцы.

Дворцы в Маллии, Фесте и, возможно, Закросе были покинуты своими обитателями. Владыки Крита управляли им из Кносса, который хотя и не возродился в своем прежнем величии и славе, тем не менее оставался населенным и после катастрофы 1450 г. В то же время торговля не получила односторонний характер импорта, как того можно было ожидать. Минойские ремесленники перебрались на материковую Грецию, где почти сразу же стало заметным их влияние на архитектуру и искусство микенской цивилизации.

В эту эпоху Микены пережили бурный рост и начали возводить огромные цитадели с мощными фортификационными укреплениями. По-видимому, крупнейшая из них — это крепость в самих Микенах. Еще авторы классической античности отмечали ее величественные пропорции, особо выделяя мощные стены толщиной до 15 футов (4,5 м). Ранние греческие путешественники называли эти укрепления циклопическими, поскольку им казалось, что воздвигнуть столь мощные сооружения по силам только циклопам — одноглазыми гигантам из древнегреческой мифологии. Технология строительства, вероятно, была заимствована с Крита, ибо бурное строительство в Микенах началось после 1300 г. до н.э., то есть полтора века спустя после аннексии Крита микенской державой.

В Микенах сохранились знаменитые Львиные ворота — памятник, напоминающий гигантские дольмены Стоунхенджа. Составной частью Львиных ворот[48] является центральный столб на фризе над входом. Этот столб — типичное свидетельство влияния минойской культуры, ибо такие столбы играли важную роль в зодчестве и религиозных верованиях минойцев. В сооружениях микенцев часто встречаются клейма мастеров-камнерезов, широко применявшиеся на Крите в минойскую эпоху, что также говорит в пользу мнения о том, что критские мастера активно работали и на материке.

Каменщикам и зодчим, способным высекать, обрабатывать и перемещать громадные каменные глыбы, необходимые для строительства огромного дворца в Кноссе, а впоследствии принимавшим участие в возведении цитадели в Микенах для отражения врагов, нападавших с моря, вероятно, не составило особого труда воздвигнуть Стоунхендж — этот примитивный круг из плит песчаника. Однако остается непонятным, зачем им понадобилось отправляться в столь дальнее путешествие. Возможно, между минойским Критом и этими загадочными, забытыми богом землями на северо-западе

Европы существовало нечто вроде конфедерации или союза. Поэтому нам не кажется неоправданной смелостью предположить, что хотя Стоунхендж III служил скорее для ритуальных целей, минойские гости могли просто пожелать поставить свое клеймо на глыбы, уже представлявшие собой величественное сооружение.

Предметы, найденные в погребениях периода Стоунхендж Ша, показывают, что люди уэссекской культуры были предприимчивыми торговцами и, не исключено, отважными путешественниками. Они были людьми достаточно богатыми и имели доступ к ценным источникам сырья, таким, как добывавшееся в Корнуолле олово, которого на Крите не было. Возможно даже, что минойские зодчие были специально приглашены для руководства работами по возведению Стоунхенджа и, естественно, оставили знаки своего присутствия и в религиозной, и в архитектурной области, хотя и в несколько измененной форме, поскольку к власти на Крите пришли микенцы, и задуманная спираль из глыб медного купороса так и осталась незавершенной, а вместо нее был возведен внутренний круг, который виден и в наши дни.

Обитатели земель, которые сегодня именуются Британией, в те времена еще не имели собственной письменности. То, что мы знаем о них, дошло до нас через легенды и мифы, а также благодаря немногочисленным археологическим находкам. Что касается Крита, то язык и культура минойцев претерпели изменения в соответствии с особенностями нового времени, в частности — владычества микенцев. Формы письменности изменились. Иероглифы, если их можно считать письмом в полном смысле этого слова, проложили путь для создания линейного письма[49], некоторые его образцы сегодня удалось расшифровать и прочесть. Расшифрованные тексты по большей части отражают практические стороны повседневной жизни: это перечни рабов, принадлежавших царю, деловые договоры и разного рода описи имущества. Они ни словом не упоминают о событиях, предшествовавших падению минойской цивилизации. Если минойцы действительно сыграли некую роль в возведении мегалитических сооружений на Британских островах, письменные свидетельства об этом вряд ли когда-нибудь будут обнаружены на Крите и в самой Британии. Единственные надежные свидетельства участия минойских зодчих в возведении мегалитических сооружений следует искать... в самих комплексах — вернее, в математической точности укладки каменных глыб, а также среди археологических находок при раскопках погребений строителей.

В прошлом о строителях Стоунхенджа было выдвинуто немало самых смелых гипотез. Так, автор одной из них предположил, что в его возведении принимали участие египтяне. Если бы это было так, это означало бы, что они действовали крайне осторожно, не оставив никаких следов своего присутствия. Чего никак не скажешь о минойцах, которые наложили свой отпечаток на развитие древней культуры южной Англии. Археологические находки никогда не дают полной картины жизни в тот или иной период, и тот факт, что в Англии найдено немало предметов эгейского происхождения, может свидетельствовать о том, что это — лишь небольшая часть товаров, привезенных минойцами на Британские острова. Вероятно, большинство их до сих пор покоится под слоем известкового грунта, ожидая, когда их откроет какой-нибудь удачливый археолог или исследователь.

Общепринятая гипотеза, объясняющая происхождение ранних этапов возведения Стоунхенджа, сводится к тому, что этот древний монумент или, по крайней мере, его часть, был возведен для предсказания сроков лунных затмений. Мифы, которыми с давних пор окружен дошедший до нас Стоунхендж, утверждают, что он был построен как храм в честь Аполлона — древнегреческого бога солнца. Профессор Фред Хойл считает, что лишь на двух первых, более древних этапах строительства Стоунхенджа сохранились следы значительных астрономических наблюдений. По его мнению, завершающий этап строительства комплекса уже не предполагал никакого астрономического значения. С ним не согласны другие исследователи, в частности профессор Джеральд Хоукинс, который в своей книге «Расшифрованный Стоунхендж» утверждает, что расположение многих песчаниковых глыб последнего этапа строительства круга говорит о том, что еще в 1500 г. здесь активно проводились астрономические наблюдения.

Возможно, именно участие минойцев в проекте возведения Стоунхенджа придало комплексу особое математическое значение, и именно они оставили ему свое наследие — календарную систему, зримым выражением которой явились 40 вертикально стоящих монолитов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.95.247 (0.008 с.)