Сущность концепции качества трудовой жизни. Элементы и показатели качества трудовой жизни работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность концепции качества трудовой жизни. Элементы и показатели качества трудовой жизни работников.



 

С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации. Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей.

Концепция качества трудовой жизни обобщает многие сложившиеся во второй половине XX века трудовые теории — «человеческих отношений», «обогащения содержания труда», «гуманизации труда» и др.

Сущность концепции заключается в определении совокупности показателей, характеризующих хорошие организац, социальные и психолог условия труда, и оценке их влияния на конечные результаты производства.

Основные элементы составляющие суть концепции качества трудовой жизни:
• высокая содержательность труда;
• справедливое и надлежащее вознаграждение за труд;
• безопасность и комфортность условий труда;
• непосредственная возможность использовать и развивать потенциал работников, удовлетворять их потребности в самореализации и саморазвитии, обеспечивать их профессиональный рост;
• гарантии уверенности в будущем (гарантии занятости);
• благоприятный социально-психологический климат, хорошие взаимоотношения в коллективе;
• определенная самостоятельность в работе;
• участие в управлении.

Важнейшим средством реализации концепции качества трудовой жизни является организация труда.

Согласно КТЖ развитие дружеских отношений с коллегами и возможность для работников участвовать в принятии решений, затрагивающих его работу, увязываются с тем, чувствуют ли работники самоуважение к себе, обладают ли чувством собственного достоинства, ощущают ли неповторимость своей личности, испытывают ли преданность к коллегам и чувство принадлежности к фирме. Морально-психологический климат на предприятии должен обеспечить хорошие взаимоотношения в коллективе.

Важный элемент качества трудовой жизни - наличие и возможность использования социально-бытовой инфраструктуры организации. Исходной предпосылкой здесь является тот факт, что существует четкая и непосредственная связь между качеством трудовой жизни и качеством жизни вообще.

Качество трудовой жизни измеряется определенным набором экономических и социальных показателей, отражающих отношение индивидов к условиям жизни и к их благосостоянию. К таким показателям можно отнести рост благосостояния, стиль жизни, индивидуальное восприятие счастья. Обобщающими показателями благосостояния могут быть показатели валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни и др.

 

 

17. Сущность удовлетворенности трудом.

Удовлетворенность трудом – это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих требований. Удовлетворенность трудом – это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. различают общую и частичную удовлетворенность трудом. Общая удовлетворенность трудом характеризует удовлетворенность трудом в целом, а частичная – различными его аспектами и элементами.

Конкретными значениями удовлетворенности трудом являются:

- социальная удовлетворенность трудом как показатель качества жизни человека, качества его трудовой жизни, социальных групп и населения в целом;

- влияние на количественные и качественные результаты труда, на обязательность в отношении других людей, на самооценку работником своих деловых качеств и показателей труда;

-управленческие параметры удовлетворенности трудом и состояния социально-трудовых отношений вообще;

-удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда – это важнейший фактор авторитета руководителя;

-удовлетворенность (неудовлетворенность) трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению;

- в зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников (в отношении вознаграждения за труд);

-удовлетворенность трудом является критерием объяснения поступков и действий отдельных работников и их социальных групп.

Среди факторов, формирующих удовлетворенность трудом, можно выделить следующие:

1. объективные характеристики трудовой деятельности (условия и содержание труда);

2. субъективные особенности восприятия и переживания (притязания и критичность работника, его самодисц-на);

3. квалификация и образование работника, стаж и опыт его трудовой деятельности;

4. этапы трудового цикла

1. степень информированности о ходе и результатах трудовой деятельности;

2. особенная моральная и материальная мотивация труда;

3. административный режим в организации, стиль управления;

4. поддержание положительной оценки и самооценки;

5. уровень ожидания (степень соответствия ожидания реальности);

6. официальное или публичное внимание к проблемам труда;

7. общественное мнение (одобрение или неодобрение).

В соответствии с теорией Р. Хекмана и Г. Олдхэма, существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию:

- воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее;

- ощущаемая откровенность, т.е. та степень, в которой ч-к чувствует себя ответственным за результаты своего труда

- знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.

 

18. Понятие корпоративной социальной ответственности.

Понятие «корпоративная социальная ответственность» подразумевает добровольный вклад компании в развитие государства и обществ, ее активную деятельность в экономической, социальной и экологической сфере.

КСО — это концепция, в соответствии с которой компания учитывает интересы общества, берет на себя ответственность за влияние ее деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местного сообщества, а также на окружающую среду, т.е. несет ответственность за все свои действия. КСО выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организация на добровольной основе принимает меры для повышения качества жизни рабочих и их семей, а также общества в целом.

Впервые о социальной ответственности бизнеса заговорили в США. В 1905 году там зародилось движение Rotary, суть его в том, что преуспевающие люди должны вносить свой вклад в улучшения в профессиональной сфере и обществе.  В 1995 году ведущие компании Евросоюза образовали так называемую Инициативу Corporate Social Responsibility - Europe, которая занималась популяризацией принципов КСО.

В России принципы социальной ответственности еще плохо развиты, но все большее число компаний осознают, что их деятельность влияет на общество, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с общественными ценностями.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие чел ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

 

19. Сущность социальной политики государства.

 

Под социальной политикой по­нимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по под­держанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой за­шиты, созданию социальных гарантий в обществе. Приоритетной це­лью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста.

 а задачей соц политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ.

Важным направлением социальной политики государства вы­ступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы по­тенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здра­воохранение, систему подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений социальной политики выступает устране­ние или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконт­рольности по отношению к развитию теневой экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям:

  • с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства
  • с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни

Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными ме­роприятиями всех социально-демографических слоёв и групп на­селения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие — резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Функции социальной политики.

· формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества:

предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени: создание целевых комплексных про­грамм направленных на ее реализацию, формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период, с тем чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

  • стимулирование мотивационных принципов активизации тру­довой деятельности работников

Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ.

  • обеспечение социальной защищенности всех членов общества

при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу — обеспечение прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности.

  • согласование личных, коллективных и общественных интересов

учитывает прежде всего не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации.

  • учет доли каждого работника в создании и распределении об­щественных благ
  • развитие социальной инфраструктуры общества

Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизвод­ства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуа­тация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

 

Социальная политика в РФ.

 

Инфляция, огромный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, низкая экономическая и политическая культура, нарушение производственно-хозяйственных связей и заметное снижение объема выпускаемой продукции привели к резкому снижению реальных доходов, уровня и качества жизни более двух третей населения России. Этот процесс особенно заметно повлиял на мало защищенные слои населения.

Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения. Вот почему чрезвычайно актуальной и важной становится проблема социальной защищенности различных групп населения.

Цели социальной политики и ее основные направления

Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств – трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, – совершенствование образа жизни людей.

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

– переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития.

Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение соц проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.

Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В отношении трудосп-х задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.

В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку.

основными целями российской социальной политики на современном этапе являются:

• максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовного потенциала страны;

формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

• создание институциональных, социально-экономических, правовых предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок для развития гражданского общества, личной свободы, реальной демократии[7]. Общеизвестно, что социальная политика является затратной и дорогостоящей сферой деятельности государства. Чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Однако в конечном счете инвестиции в социальную политику являются наиболее оправданным вложением общественного богатства.

Основными направлениями социальной политики России являются:

I. Политика в области улучшения жилищных условий.

II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.

III. Политика в области здравоохранения.

IV. Политика в области образования.

V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.

VI. Политика в области регулирования доходов населения.

Основными приоритетами и направлениями соц защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются:

· Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;

· Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум;

· Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.

· Предоставление льгот, скидок и субсидий. Основная проблема – их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия).

· Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).

· Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.

· Социальная помощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительный характер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.

 

 

21. Влияние социальной политики государства на организацию.

Важнейшим элементом внешней среды является государственное управление и регулирование деятельности организации. Имея свой бюджет, государство может оказывать существенное влияние на экономическую жизнь страны:

- регулировать расширенноевоспроизводство,

- сокращая или повышая налоги,

- проводя протекционистскую политику вотношении отечественного производителя;

- влиять на создание новых рабочих мест;

- посредством субсидий поддерживать производство отдельных видов продукции;

- развивать целыеотрасли и т. п.

Рычагами государственного управления НТП во многих развитых странах являются

- прямое бюджетное субсидирование,

- льготное целевое кредитование по линии специализированныхгоскредитных институтов,

- налоговые льготы и льготные формы амортизации,

- привилегии на инвестиции.

Специально для реализации крупных проектов организуются государственные программы, разрабатываются специальные методы по их управлению. Возникает необх-ть гос планир-я кот выст-т необход эл-том эк-ки.

В период трансформационной экономики в нашей стране должна существенно измениться функция планирования у первичного звена управления (организации).

При директивном планировании организация получала все данные для работы от вышестоящих органов, и задача плановых служб состояла в распределении плановых заданий среди подразделений и контроле за их выполнением. Теперь же руководство организации само ответственно за планирование ее деятельности, организацию работы, снабжение сырьем, а главное – реализацию готовой продукции. Более того, особую важность приобретает не только текущее, но и перспективное (стратегическое) планирование, определяющее стратегическое направление развития организации и долгосрочное распределение средств.

На более высоких уровнях управления планирование должно осуществляться в трех направлениях:

• необходимо жестко планировать деятельность тех подразделений, кот находятся в ведении того или иного органа управления (собственника), а также подвергать контролю расходование средств по конкр программам развития;

• должны составляться прогнозы развития системы в целом (региона, республики, страны), так как неопределенность деятельности в силу самостоятельности первичных производственных звеньев значительна;

• в условиях трансформационной экономики должна измениться система показателей, по которым осуществляется планирование. К таким показателям, как прибыль, затраты на производство (себестоимость), срок окупаемости, объем инвестиций, свободные средства, соотношение собственных и заемных средств, ликвидность и др., должны быть добавлены показатели, характеризующие социальную направленность рыночных преобразований.

Усиление социальной направленности преобразований должно регулироваться органами государственной власти через систему показателей, которые служили бы своего рода индикаторами оценки деятельности управляющих структур различного уровня (регионального, территориального и первичного).

 

 

22. Сущность социального партнерства как социально-экономической категории.

 

Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов гос власти, направленная на согласование интересов сторон труд договора по вопросам регулирования труд отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня соцгарантий для трудящихся.

Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.063 с.)