Функции и структура государственных органов управления условиями и охраной труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и структура государственных органов управления условиями и охраной труда.



 

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей.

Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах.
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;
- порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;
- перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;
- правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;
- методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
- типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в других нормативных правовых актах.

Например, особенности рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Огромную роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.

Указанные органы выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

Федеральные органы, осуществляющие отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны принимаемые ими решения и иную свою деятельность по охране труда согласовывать с Минздравсоцразвития РФ.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, обязательны для соблюдения на каждом производстве и каждом рабочем месте. Указанные правила и стандарты могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными в организации. Межотраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства. Отраслевые правила и стандарты утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются в организации лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая ее специфику.

В соответствии с указанными межотраслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии, стандартами министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда. На их основе работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации разрабатывает и утверждает местные инструкции по охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасного выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТ, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

 

 

37. Роль охраны труда в социальной защите работников.

 

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Цель охраны труда — свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего персонала при максимальной производительности труда.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда в том, что она:

охраняет жизнь и здоровье работника от возможных произ­водственных вредностей;

направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;

способствует его культурно-техническому росту (усталый от работы человек не способен вече­рами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекать­ся, заниматься спортом и т.п.);

способствует гуманизации труда, его облегчению.

Оценка состояния охраны труда осуществляется путем определения социального и экономического эффектов проводимых работодателями мероприятий по улучшению охраны труда.

Социальный эффект характеризуется снижением уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В свою очередь, экономический эффект рассматривается как результат социального и характеризуется снижением размера материальных последствий производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экономией материальных затрат на улучшение охраны труда.
К показателям социального эффекта можно отнести:

§ снижение моральных издержек, связанных с повышением безопасности труда;

§ увеличение свободного времени;

§ сохранение хорошего настроения;

§ увеличение трудовых ресурсов за счет снижения количества дней болезни и др.

Cоциальное значение охраны труда проявляется, прежде всего, во влиянии на изменение следующих трех основных показателей, характеризующих уровень развития общественного производства.

1) Рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет:

§ сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, а также снижения числа или ликвидации микротравм, обусловленных неблагоприятными условиями труда. Предупреждение преждевременного утомления с помощью рационализации условий труда, введения оптимальных режимов труда и отдыха и других мероприятий на пищевых предприятиях способствует увеличению эффективного использования рабочего времени. Этот же результат дает ликвидация микротравм, так как каждая из них сопровождается потерей до 2-х часов рабочего времени;

§ сокращения целодневных потерь рабочего времени в результате снижения уровня или ликвидации временной нетрудоспособности из-за производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости. Этот показатель имеет важное значение для пищевых производств, на которых каждая травма в настоящее время сопровождается потерей трудоспособности в среднем более чем на 26 дней.

2) Сохранение трудовых ресурсов и повышение профессиональной активности работающих за счет:

§ улучшения состояния здоровья работающих и увеличения средней продолжительности их жизни путем улучшения условий труда, что также сопровождается увеличением производственного стажа работающих при их высокой трудовой активности;

§ повышения профессионального уровня вследствие роста квалификации и мастерства в связи с увеличением производственного стажа;

§ возможности использования остаточной трудовой активности, большого практического опыта и профессиональных знаний пенсионеров по старости и инвалидов на доступных для них работах и обеспечении соответствующих их физическим возможностям условий труда.

3) Увеличение совокупного национального продукта за счет улучшения указанных выше показателей и составляющих их компонентов

 

 

38. Пути формирования управленческой культуры.

Управленческая культура - это и наука, и знания о способах воздействия на людей, это личностные качества, умение работать с людьми, которые зависят от образования, опыта и лидерских черт. Плюс ко всему умение грамотно излагать свои мысли и хорошо выглядеть.

можно выделить элементы управленческой культуры как органичной части общей культуры общества:

• управленческие знания (теория управления, менеджмента), соответствующие сознание, чувства, настроения;

• общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, в которых материализуются знания, нормы, образцы;

• управленческая деятельность, носящая творческий характер, позволяет переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы поведения личности, мотивы к инновационно-управленческой деятельности.

На процесс формирования управленческой культуры, ее поддержание и изменение влияют факторы внешнего и внутреннего происхождения.

На каждой стадии развития организации управленческая культура ее лидера (ценности и стиль, его личная вера) может во многом определять культуру компании.

Формирование культуры управления связано с внешним для организации окружением:

- деловая среда в целом и в отрасли в частности;

- образцы национальной культуры.

Принятие организацией какой-либо культуры обычно связано со спецификой отрасли, в которой она работает, со скоростью технологических изменений, с особенностями потребителей, рынка и т.п.

Формирование управленческой культуры, обычно исходит от руководства организации (формальных лидеров), реже от неформальных. Очень важно, чтобы менеджер, желающий сформировать управленческую культуру, сформулировал лично для себя основные ценности своей компании или своего подразделения.

Формирование управленческой культуры - долговременный и сложный процесс. Основными шагами такого процесса должны быть: определение основных базовых ценностей; определение миссии организации.

А уже стандарты поведения членов организации, традиции и символика, формируются исходя из базовых ценностей организации. Следовательно, формирование управленческой культуры распадается на несколько этапов:

- определение миссии организации, базовых ценностей;

- формулирование стандартов поведения членов организации;

- формирование традиций организации;

- разработка символики.

Тренинг - один из способов помогающий генерировать новые идеи, разрабатывать и внедрять успешные технологии, а также «выращивать» высокопрофессиональных сотрудников. Именно тренинги позволяют их участникам получить нужные знания от преподавателя, а также обменяться собственным опытом.

Как и любая новая деятельность, обучение требует определенного настроя, включенности и интеллектуальных усилий. Снимает или значительно уменьшает естественное сопротивление обучению именно тренинговая работа.

От традиционного семинара или лекционного занятия бизнес-тренинг отличается активностью участников обучения. И основной акцент уже ставится не на освоении теоретической базы, а на получении практических навыков, необходимых в повседневной работе.

Весьма популярны среди зарубежных и отечественных организаций программы «team-building» (программы по формированию команды). Поговорка «один в поле не воин» прекрасно отображает данную потребность бизнеса. Формирование объединенной, сплоченной общими целями команды, где есть четное разделение функций и ответственности, где учитываются интересы всех участников совместной работы, связано с большими трудностями в современном мире управленцев. От вложения средств в мероприятия под названием «командообразование» организация получает повышение эффективной групповой работы коллектива, как результат всего вышеперечисленного.

Кроме того, методом формирования управленческой культуры организации может служить принятие кодекса поведения, этического кодекса. Они будут служить ориентиром в деятельности руководства организации и каждого отдельного ее сотрудника, что, несомненно, будет оказывать первостепенное значение для формирования эффективной организационной культуры.

К методам формирования управленческой культуры специалисты в этой области относят также следующие:

- Принятие в компании документов (миссия, цели, правила и принципы организации), с помощью которых определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу.

- Система поощрения, статусные символы, критерии, лежащие в основе кадровых решений. Культура в организации может проявляться через систему наград и привилегий.

- Мифы, легенды, истории и обряды, связанные с возникновением организации, или ее основателями, выдающимися деятелями.

- Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.

- Поведенческие нормы, стиль и способ общения руководства с подчиненными.

- Какие функции, задачи, показатели и т.д. являются предметом постоянного внимания менеджмента. То, на что менеджер обращает внимание и что он комментирует, очень важно для формирования управленческой культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.029 с.)