Институт социальных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социальных технологий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра «Общей психологии»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Генетика поведения»

Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1.

Направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения - очная

 

 

Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра «Общей психологии»

  УТВЕРЖДено:
  На заседании учебно-методической комиссии института
  «___»________20 12 г.
  Протокол №
  Председатель УМК ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Генетика поведения»

Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1.

Направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н.

                                                             (подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

Направления 030300 «Психология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры «Общая психология»

Протокол заседания №   от «__»__ _     _ _2012 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

                   (подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Директор Институт социальных технологий

доцент _____________ Е.Г. Тонкова

                                     (подпись)

«___» __________2012 г.

Председатель УМК Института

доцент ____________ Е.Г. Тонкова

                                      (подпись)

 

  «___» __________2012 г.

 


Пояснительная записка

1. Цель освоения дисциплины:

 

Целью освоения дисциплины «Генетика поведения» является подготовка специалистов, умеющих проводить и интерпретировать результаты психогенетических исследований и применять знания о природе индивидуальных различий в теоретической и практической работе.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «Генетика поведения» относится к числу дисциплин профессионального цикла; ее программа рассчитана на студентов, прослушавших основные психологические курсы - общую психологию, дисциплины естественнонаучного и математического цикла. Для усвоения курса необходимо также иметь представление о современных концепциях естествознания и знать основные методы математической статистики.

 

Место в учебном плане – Цикл Б.3 Профессиональный цикл. ДВ 1.

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики).

Студент для успешного освоения дисциплины «Генетика поведения» должен освоить основы психологии, общей биологии, физиологии человека, биологии клетки, эволюции, экологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Т.о. «Генетика поведения» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении предшествующих лет обучения.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных и человека, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания, зоопсихологии и сравнительной психологии..

Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.

Генетика поведения − это дисциплина, подводящая итог начальной профессиональной подготовки психолога.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-2 - понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологи.

ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

ПК-2 – отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций.

ПК-5 - выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических патологиях

ПК-8 – ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.

ПК-14 – выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

 

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: теоретический контекст генетики, ее основные понятия, ограничения генетических методов, правила организации исследований, основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию о генетических исследованиях.

Уметь: соотносить общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; при чтении литературы понимать смысл результатов генетического исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); отбирать и разрабатывать адекватные методы исследования природы индивидуальных различий.

Владеть: теоретико-методологической базой генетики; навыками работы с научной периодикой для поиска информации по интересующей теме; навыками применения генетических знаний в практической работе.

 

Структура и содержание дисциплины «Генетика поведения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа в том числе

самостоятельная работа в объеме 35 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).

Календарно - тематический план (18 л, 18 пр. зан.)

П /п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

Включая

самостоятельную работу

студентов и

Трудоемкость (в часах)

Формы текущего

Контроля

успеваемости (по

неделям семестра)

Форма

Промежуточной

аттестации (по

семестрам)

Лек ции П/з Самосто ятельн. работа
1 История Генетики поведения и ее место в структуре психологического знания.     2 2 4  
2 Основные понятия Генетики и генетики поведения.     2 2 4 Контрольная работа
3 Методы генетики и генетики поведения.     2 2 4 Контрольная работа
4 Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков.     4 4 8 Контрольная работа
5 Онтогенетика.     4 4 7 Контрольная работа
6 Исследования отклонений от нормы.     2 2 4 Контрольная работа
7 Перспективы развития генетики и генетики поведения.     2 2 4 Заключительная контрольная работа
  Итого     18 18 35 Зачет
Наименование раздела Содержание
История генетики поведения и ее место в структуре психологического знания. Психогенетика как междисциплинарная область знания Проблема индивидуальных различий и их природы в психогенетике и дифференциальной психологии. Психологические области, определяющие теоретический контекст психогенетики (дифференциальная психология, общая психология, психология развития, эволюционная психология). Место психогенетики в системе естественных наук (генетика человека, популяционная генетика, медицинская генетика, молекулярная генетика, нейрофизиология). Проблема социального и биологического в психике человека. Возможности изучения природы индивидуальных различий. Предмет психогенетики Предпосылки исследований природы индивидуальных различий. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Ф. Гальтон и его представления о наследуемости психических функций. Основные этапы становления и развития психогенетики в России и за рубежом. Перспективы развития психогенетики в контексте современных молекулярно-генетических методов исследования человека.
Основные понятия генетики и генетики поведения. Наследственность и изменчивость. Генетические основы количественной изменчивости. Фенотипическая, генетическая и средовая изменчивость. Коэффициент (показатель) наследуемости. Общая и индивидуальная среда. Взаимодействие генотипа и среды. Генотип-средовое взаимодействие. Генотип-средовая ковариация. Типы ковариации. Различие между понятиями наследственность и наследуемость. Генетические и средовые причины изменения показателя наследуемости.
Методы Генетики и генетики поведения. Методы, основанные на сравнении родственников, различающихся по степени родства (близнецовый, приемных детей, генеалогический, семейный, сиблинговый). Возможности выделения генотипических и средовых влияний в эксперименте. Основные постулаты и ограничения экспериментальных методов, основанных на родственных сравнениях. Количественные методы в психогенетике. Представление о многомерном генетическом анализе Молекулярно-генетические методы. Прямые молекулярно- генетические методы – определение вариаций в структуре ДНК и соотнесение их с вариациями фенотипического признака. Косвенные методы – сопоставление полиморфных генетических маркеров с вариациями фенотипического признака (метод сцепления, метод ассоциаций, определение локусов количественных черт). Методы популяционной генетики. Сопоставление популяций как метод решения психогенетических задач. Методы психологии развития (лонгитюдный и поперечных срезов) и специфика их использования в психогенетике.
Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков. Генетическая психофизиология. Темперамент как формально-динамическая характеристика поведения. Мета-анализ данных о природе вариативности темперамента, полученных на разных типах родственников (близнецы, разлученные близнецы, приемные дети и т.д.). Возрастная динамика соотношения наследственных и средовых факторов. Неаддитивное наследование свойств темперамента. Средовые эффекты (ассимиляция и контраст). Возрастное изменение роли пассивной и реактивной генотип-средовой ковариации в вариативности темперамента. Исследование диспозиционных свойств личности в психогенетике. Теория черт. Базовые черты: триада Айзенка (невротизм, экстраверсия, психотизм); 16-факторная структура свойств личности, Большая пятерка. Возможности психогенетики для определения структуры личностных черт. Молекулярно-генетические исследования личностных черт. Психогенетические исследования когнитивных функций (когнитивные процессы, интеллект, когнитивные способности, когнитивные стили, академическая успешность, креативность). Специфика результатов, получаемых на основе разных родственных сравнений. Мета-анализ результатов разных родственных сравнений. Эффект Флинна и неизменность показателя наследуемости у разных возрастных когорт. Молекулярно-генетические исследования когнитивных функций.
Онтогенетика. Проблема развития в психогенетике. Основные понятия онтогенетики. Причины континуальности развития, скачков и спадов в развитии. Преемственность генетических и средовых влияний и их оценка. Предикторы и их определение в психогенетических исследованиях. Возрастные изменения в соотношении компонентов фенотипической дисперсии от младенчества до преклонного возраста. Модель амплификации. Исследование среды в психогенетике. Основные виды средовой изменчивости. Понятие об объективной и эффективной среде. Исследования индивидуальной среды
Исследования отклонений от нормы. Психогенетические исследования нарушений когнитивных функций (снижение способности к обучению при сохранном интеллекте, дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственная отсталость, старческое слабоумие). Роль наследственных и средовых факторов в индивидуальных особенностях эмоциональных и поведенческих проблем. Депрессия и биполярные расстройства. Исследования этиологии шизофрении и аутизма. Асоциальное поведение, агрессивность, алкоголизм, наркомания. Эндофенотипы или промежуточные фенотипы. Критерии отбора эндофенотипов. Использование эндофенотипов при изучении этиологии заболеваний.
Перспективы развития генетики и генетики поведения. Расшифровка генома человека и изменение приоритетов в психогенетических исследованиях. Психогенетика и психогеномика. Этические проблемы, связанные с проведением психогенетического исследования и интерпретацией его результатов.

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическаяая работа №3

Практическая работа №4

Темы докладов/рефератов

1. Дрозофила как объект генетических исследований.

2. Питательные среды для выращивания дрозофил.

3. Использование физических и химических мутагенов для выявления наследственных и

ненаследственных изменений дрозофилы.

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

 Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Задача №1

В анализирующем скрещивании от гетерозиготы AaBb были получены следующие

потомки:

AB –903

Ab –101

aB –98

ab –898

всего: 2000

Объясните расщепление. Если гены сцеплены, то определите расстояние между генами.

Задача №2

Установлено, что гены сцеплены и расположены в хромосоме в следующем порядке: А-В-

С. Расстояние между генами А и В –8% кроссинговера, между генами В и С –10%.

Коэффициент совпадения 0,6. Каково ожидаемое соотношение фенотипов в потомстве

анализирующего скрещивания (в %) растения с фенотипом ABcabC?

Задача №3

Проведите генетический анализ результатов анализирующего скрещивания

тригетерозиготы AaBbCc:

ABC –126

ABc –10

AbC –64

Abc –62

aBC –68

aBc –70

abC –14

abc –133

Всего –547.

Задача №4

У томатов опушенность доминирует над отсутствием опушенности, узловатость стебля -

над гладкостебельностью, устойчивость –над чувствительностью к Cladosporium.

Гомозиготные опушенные узловатые чувствительные к патогенному организму растения

были скрещены с гомозиготным неопушенным гладкостебельным устойчивым к

заболеванию растением. Гибриды были использованы в анализирующем скрещивании, в

котором получено следующее:

342 –опушенных узловатых чувствительных

80 –опушенных узловатых устойчивых

11-опушенных гладкостебельных чувствительных

84-опушенных гладкостебельных устойчивых

78-неопушенных узловатых чувствительных

7-неопушенных узловатых устойчивых

72-неопушенных гладкостебельныхчувствительных

326-неопушенных гладкостебельных устойчивых.

Каков характер наследования признаков? Определите генотипы исходных растений и

гибридов первого поколения? Если гены сцеплены, то определите расстояние между ними

и порядок расположения в хромосоме. Проверьте, есть ли интерференция.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:   устный опрос, анализ рефератов.

Формы текущего контроля освоения компетенций:   устный опрос, анализ решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Рактическая работа №5

Лука.

А) В фарфоровый тигелек налейте с помощью пипетки 1-1,5 мл ацетокармина.

Б) Острым скальпелем отрежьте кончики 2-3 проросших корешков лука и поместите их в

краску. На кончике корешка хорошо заметен чехлик, предохраняющий конус нарастания

корня, длиной около 2 мм. В клетках этой зоны и изучают митоз. Следовательно, нужно

отрезать корешки длиной 2-3 мм.

В) Пинцетом перенесите тигель с краской и корешками на электроплитку и нагрейте до

начала закипания краски. Как только краска закипит, тигель немедленное снять с огня до

прекращения кипения раствора.

Внимание! Будьте осторожны! При закипании краситель сильно разбрызгивается.

Практическая работа №6

Практическая часть

Задача №1

Информация о каких аминокислотах может появиться в результате точковой мутации

триплета ААА?

Задача №2

Белок имеет следующую последовательность аминокислот: гис-тир-сер-три-тре-иле-ала-

лей-вал-сер. Как изменится эта последовательность, если в структуре гена произошли

следующие изменения: между вторым и третьим нуклеотидом встал тимин, выпал

четырнадцатый нуклеотид и произошла замена восемнадцатого азотистого основания на

азотистое основание того же типа?

Задача №3

В таблице представлены результаты теста на комплиментарность для семи рецессивных

точковых мутаций, относящихся к трем разным генам. “+” - комплиментарная мутация, “- ” - отсутствие комплиментарности. Распределите гены по трем генам.

Задача №4

В Y-хромосоме человека на участке, гомологичном Х-хромосоме, имеется вставка мобильного элемента AluYa протяженностью 329 п.н. Определите процент мужчин в изученной группе жертв теракта (дорожки 1-9) на основе представленной электрофореграммы продуктов ПЦР-амплификации участка генома, затронутого этой инсерцией.

 

 

Формы контроля знаний по освоению компетенций:   устный опрос, анализ рефератов.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ рефератов.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Практическая работа №7

Модификационная изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной

кривой

Теоретическая часть

Контрольные вопросы

1. Какая закономерность модификационной изменчивости вами была обнаружена?

2. В одной популяции сосен особи различаются по высоте, густоте кроны, мощности

корневой системы. Объясните, почему чаще всего в одной популяции сосен встречаются

особи со средней выраженностью тех или иных признаков?

3. Приведите примеры признаков с широкой и узкой нормой реакции.

Темы докладов/рефератов

1. Модификационная изменчивость садовой земляники и методы ее изучения.

2. Модификационная изменчивость листьев и семян некоторых видов деревьев и

кустарников.

3. Фенотипическая изменчивость сортов озимой пшеницы (по основным элементам

структуры урожая).

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Ход работы.

1. Измерить длину листовой пластинки от черенка до верхушки главной жилки.

2. На основе полученных данных построить вариационный ряд. Для этого занесите их в

таблицу, по вертикали в первом столбце расположите ряд чисел, отображающий

последовательное изменение признака, во втором столбце –частоту встречаемости

каждого признака.

3. Отобразите графически зависимость между изменением признака и частотой его

встречаемости. По оси абсцисс отложите значения отдельных величин, по оси ординат – частоты встречаемости признака.

4. Для вариационной кривой определите максимальное, минимальное и наиболее часто

встречающееся значение.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ

рефератов.

Формы контроля знаний по освоению компетенций: устный опрос, анализ решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Практическаяая работа №8

Практическая работа №9

Определение хромосомного набора человека (кариотипирование)

Теоретическая часть

Контрольные вопросы

1.Методы изучения генетики человека: генеалогический; близнецовый; цитогенетический;

биохимический; популяционный.

2.Медицинская генетика: наследственные болезни и их причины; лечение наследственных

болезней. Можно ли предсказать наследственные болезни?

3.Медико-генетические лаборатории; медико-генетическая служба в г. Сыктывкар.

4.Биологическое и социальное в человеке: человек общественное животное. Наследуются

ли способности?

5.Евгеника: действует ли естественный отбор в человеческом обществе? Роль среды в

развитии личности.

6.Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов;

клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

Темы докладов/рефератов

1. Молекулярная генетика болезни Паркинсона. (Генетика. 2006. №8. С. 1045-1059)

2. Клинико-молекулярные аспекты наследственного рака молочной железы

(Молекулярная медицина. 2007. №1)

Образовательные технологии: Объяснительно-иллюстративные технологии, технология

полного усвоения.

Задания для самостоятельной работы студентов

1.Подготовить доклад или реферат

3.Прочитать учебник:

 Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,

2003. 480 с.

Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

Практическая часть

Ход работы.

Кариотип –набор хромосом соматической клетки. Известно, что у человека диплоидное

чсило хромосом 46. Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар аутосом и одной

пары половых хромосом –XX у женщин и XY у мужчин. У человека выделяют три типа

хромосом: метацентрические (равноплечие), у которых оба плеча хромосомы имеют

примерно одинаковую длину; субметацентрические (неравноплечие), имеют несколько

отличающиеся по длине плечи; акроцентрические (палочковидные) у которых одно плечоочень короткое.

1. Аккуратно вырежьте хромосомы, измерьте длину плеч каждой хромосомы. По длине

плеч подберите каждой хромосоме пару. Сравните с микрофотографиями в Атласе по

биологии клетки. Ж. Ролан. С.

2. Определите пол человека, которому принадлежат хромосомы.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ

рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ

решения задач.

Литература:

1.Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

480 с.

2. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции. М.: Высш. шк., 1989. 591с.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М.: Высш. школа, 1985. 445с.

4.Медицинская генетика. М.П. Бочков и др., 1984

5.Айала Ф. Современная генетика. В 3-х т. М.: Мир, 1988. 335с.

6.Генетика. Учебник для вузов. Под ред. В. И. Иванова М.: Академкнига, 2006. 638 с.

7.Инге-Вечтомов С. Г. Введение в молекулярную генетику. М.: Высш. шк., 1983. 343 с.

Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Генетика» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов.

Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы. Предусмотрено использование видеоматериалов на лекциях и семинарах, учебные дискуссии. Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные

средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для самостоятельной работы студенты обеспечиваются учебниками, хрестоматиями, учебной литературой, предоставленной в электронном варианте.

7. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу «Генетика» осуществляется:

1. При чтении основной и дополнительной учебной литературы.

2. При подготовке реферата, докладов.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Предмет генетики.

2. Предпосылки возникновения генетики.

3. Геном, генотип, генотипическая дисперсия. Фенотип, фенотипическая дисперсия.

4. Общая и индивидуальная среда.

5. Генотип-средовое взаимодействие.

6. Генотип-средовая корреляция.

7. Показатель наследуемости. Особенности интерпретации показателя наследуемости.

8. Схема и суть классического близнецового метода.

9. Разновидности близнецового метода.

10. Схема и суть метода приемных детей.

11. Ограничения метода приемных детей и возможности преодоления этих ограничений.

12. Семейный метод.

13. Результаты генетических исследований свойств темперамента.

14. Результаты генетических исследований когнитивной сферы.

15. Результаты генетических исследований личностных свойств.

16. Возможность оценки преемственности в генетических исследованиях.

17. Примеры возрастных изменений соотношения компонент фенотипической дисперсии на протяжении онтогенеза.

18. Генетические исследования нарушений когнитивных функций.

19. Эндофенотипы.

Примерные темы контрольных работ по курсу «Генетика».

1. Предмет генетики.

2. Предпосылки возникновения генетики.

3. Геном, генотип, генотипическая дисперсия. Фенотип, фенотипическая дисперсия.

4. Общая и индивидуальная среда.

5. Генотип-средовое взаимодействие.

6. Генотип-средовая корреляция.

7. Показатель наследуемости. Особенности интерпретации показателя наследуемости.

8. Схема и суть классического близнецового метода.

9. Разновидности близнецового метода.

10. Схема и суть метода приемных детей.

11. Ограничения метода приемных детей и возможности преодоления этих ограничений.

12. Семейный метод.

13. Результаты генетических исследований свойств темперамента.

14. Результаты генетических исследований когнитивной сферы.

15. Результаты генетических исследований личностных свойств.

16. Возможность оценки преемственности в генетических исследованиях.

17. Примеры возрастных изменений соотношения компонент фенотипической дисперсии на протяжении онтогенеза.

18. Генетические исследования нарушений когнитивных функций.

19. Эндофенотипы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Основная литература

Александров А.А. Психогенетика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 480 с.

б) Дополнительная литература

2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности.

Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 128-139.

3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности //Вопросы

психологии. 2000. № 6. С. 112-122.

4. Бумсма Д., Ван Баал К. Лонгитюдное генетическое исследование показателей

интеллекта у близнецов 5-7 лет. Вопросы психологии. 1997. № 4.

5. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Sociologos, 1995.

157 c.

6. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д.

Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004. 574 с.

7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.:

Прогресс, 1993. 207 с.

8. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетики. М., Питер 2008, т.1, 408

с., т.2, 325 с.

9. Марютина Т.М. Промежуточные фенотипы интеллекта в контексте генетической

психофизиологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4,

№ 2. С. 22-47.

10. Психогенетика. Хрестоматия/Под ред. М.В. Алфимовой, И.В. Равич-Щербо. М.:

Академия, 2006.

11. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М, Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., Аспект

пресс, 2000, 448 с.

б) дополнительная литература

1. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность / Фролов И.Т. (отв. ред.) Человек в системе

наук. 1989. С. 155-164.

2. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Наука, 1994.

3. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Высшая

школа. 2002. 383 с.

5. Малых С.Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М.: Эпидавр, 2004.

6. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека // под

ред. И.В.Равич-Щербо. М., Педагогика, 1988.

7. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека: в 3 т. М.: Мир, 1989-1990.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: PowerPoint

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Реферат.

1.1. Темы (примерные) рефератов

1. Модификации хроматина в процессе инактивации Х-хромосомы у самок млекопитающих

(Генетика. 2006. №9. С. 1225-1234)

2. Основные аспекты развития половой системы самок Drosophila melanogaster

(Генетика. 2007. №10. С.1341-1357)

3. Мейотическая инактивация половых хромосом у млекопитающих (Генетика. 2010.

№4. С. 437-447)

4. Применение ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов для лечения

злокачественных опухолей.

5. Особые случаи репликации у вирусов.

6. Строение и функционирование ДНК-полимераз у про- и эукариот.

7. Репарация ДНК и наследственные болезни человека.

8. Модификации гистонов и регуляция работы хроматина (Генетика. 2006. №9. С.

1170-1185).

9. Значение процессов рекомбинации.

10. Сплайсинг мРНК.

11. Структура РНК-Полимеразы.

12. Современные представления о структуре рибосомы.

13. Процесс инициации у про- и эукариот.

14. Процессинг у эукариот.

15. Характеристика разных классов аминоацил-тРНК-синтетаз.

16. Эволюционные отклонения от универсального генетического кода у инфузорий

(Генетика. 2009. №4. С. 437-448)

17. Инактивирование генов у растений на уровне транскрипции (Генетика. 2010. №5. С.581-

592)

18. Митохондриальный геном и митохондриальные заболевания человека (молекулярная

биология. 2010. №5. С.755-772)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.34 с.)