Часть II. Основные методы и методики патопсихологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. Основные методы и методики патопсихологии.



Тема 1. Методики для исследования нарушений памяти.

1. Заучивание 10 слов. Требования к инструкции. Рекомендации к ведению эксперимента. Оценка диагностических показателей методики. Построение графика продуктивности воспроизведения. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация.

2. Методика пиктограмм. Показания к применению методики. Требования к инструкции и ведению эксперимента. Протокол исследования. Основные показатели методики, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов выполнения методики.

3. Методика опосредствованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву). Показания к применению методики. Выбор серии слов и картинок по трудности. Оценка основных показателей методики. Дополнительные возможности методики. Возможные ошибки больных. Их психологическая квалификация.

4. Заучивание рассказов. Требования к сложности текста. Характер и диагностическое значение ошибок воспроизведения.

5. Другие методики исследования нарушений памяти (проба на ассоциативную память; методика “запоминание с интерференцией”; запоминание рисунков, чисел, фраз, слогов; тест зрительной и слуховой памяти R. Meili, тест зрительной ретенции Бентона и т.д.).

Тема 2. Методики для исследования нарушений мышления.

1. Методика классификации. Различные варианты методики: классификация предметов и их изображений, классификация фигур, классификация понятий. Диагностические возможности методики. Этапы выполнения методики. Вариации инструкций на каждом этапе. Типы ошибок больных. Их психологическая квалификация.

2. Методика исключения. Варианты методики: исключение предметов и исключение понятий. Особенности инструкции и тестового материала. Возможные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

3. Бланковые методики (выделение существенных признаков, установление простых и сложных аналогий). Особенности работы с методиками данного типа: необходимость учета образовательного уровня больного, тщательность предъявления инструкций, необходимость совместных с экспериментатором решений на первых этапах выполнения задания, учет возможности внушения больному правильного или ложного решения. Характеристика типичных ошибок больного, их диагностическая оценка.

4. Определение и сравнение понятий. Особенности инструкции и диагностические возможности методик. Оценка результатов: типичные ошибки, их квалификация.

5. Формирование искусственных понятий (Методика Выготского-Сахарова). Основная направленность методики. Дополнительные возможности ее использования. Основные тактики ведения эксперимента в зависимости от поставленной задачи. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

6. Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Основные показания к применению данных методик. Необходимость обсуждения с больным его решений. Типичные ошибки больных, их оценка.

7. Понимание рассказов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий. Показания к применению методик. Психологическая квалификация возможных ошибок больных.

8. Исследование ассоциаций (свободные ассоциации, ответные ассоциации, ассоциации по противоположности). Диагностические возможности ассоциативного эксперимента. Типы возможных ошибок больных, их квалификация и значение. 

Тема 3. Методики для исследования сенсомоторной сферы и внимания.

1. Корректурная проба. Счет по Крепелину. Методика отсчитывания. Различные варианты методик; их основная направленность и дополнительные диагностические возможности. Построение графиков работоспособности и допущенных ошибок. Оценка результатов: по темпу работы, способности к переключению, количеству ошибок, их распределению.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте и Шульте-Горбова. Характеристика тестового материала. Показания к применению методик. Особенности предъявления инструкций, необходимости показа на примере. Составление графиков работоспособности и фиксации количества ошибок. Качественная оценка результатов.

3. Складывание куба Линка. Основная направленность и дополнительные диагностические возможности методики. Типичные ошибки, их диагностическая оценка.

Тема 4. Методы и методики исследования эмоционально-личностных
      особенностей больных.

1. Приемы опосредованного изучения личности.
Учет возникающего у больного в ходе эксперимента отношения к исследованию в целом и к отдельным заданиям, к собственным ошибкам и оценкам экспериментатора. Роль экспериментатора в актуализации или нивелировании этого отношения. Варьирование тактики ведения эксперимента как важный прием изучения личности.

2. Биографический метод – специальный метод патопсихологического исследования. Специфика психологического анализа истории болезни.

3. Экспериментальные методики исследования личности.
Исследование уровня притязаний. Исследование пресыщения. Исследование самооценки. Различные модификации данных методов и возможности их применения в психиатрической клинике. Основные критерии, используемые для оценки результатов и интерпретации. Диагностическая ценность данных методик.

4. Проективные методики изучения личности. (В данном практикуме предполагается получение студентами общего представления о методиках данного типа).
Методика исследования фрустрационной толерантности Розенцвейга. Метод незаконченных предложений. Тематический апперцептивный тест. Метод Роршаха. Цветовой тест Люшера. Показания к применению методик. Сложности ведения исследования и интерпретации результатов. 

5. Опросниковые методы.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI, MMPI-II). Личностный опросник Айзенка. Опросник для исследования акцентуированных свойств личности Шмишека. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера.
Возможности применения методов данного типа при проведении патопсихологического обследования для исследования эмоционально-личностных особенностей больного. Диагностическая ценность опросников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.006 с.)