Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I . Организационно-методический разделСтр 1 из 9Следующая ⇒
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
г. Чита 2009 г. АННОТАЦИЯ (ОПИСАНИЕ) УМК по «Патопсихологии» предназначен для студентов специальности 030301.65 Психология 4 курса очной и заочной формы обучения.
В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (очная форма обучения), утвержденным 25 марта 2001 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:
В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (заочная форма обучения), утвержденным 7 октября 2002 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:
Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами. Патопсихология является одной из базовых составляющих клинической психологии и является областью знания, пограничной между психологией и психиатрией. Будучи междисциплинарной областью исследования, патопсихология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем психиатрии и психологии. Прикладной характер дисциплины подготавливает будущих психологов к практической деятельности в сфере здравоохранения – диагностической, экспертной, коррекционной и реабилитационной. Сведения о необходимом и имеющемся составе учебно-методического комплекса по дисциплине Патопсихология:
«Утверждено»
на заседании «____»_________________200__г.
Государственное образовательное учреждение «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Разработана в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301.65 Психология
Составил: доцент кафедры ТПП,
Утверждено на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии, ___________________ Зав.кафедрой _________________ Согласовано с УМК факультета «___»__________________ 200___г.
Председатель УМК ______________ Дисциплина «Патопсихология» входит в цикл специальных дисциплин в ГОС ВПО. Учебная программа дисциплины «Патопсихология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу специальных дисциплин ГОС ВПО второго поколения.
Цель курса Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств. Задачи курса: —познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики; —сформировать представления о патопсихологических синдромах и механизмах психических расстройств; —познакомить с диагностическими методами патопсихологии. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 8 семестр. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны: — знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики; —овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа; —уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией. II. Содержание лекционного курса Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи ческое значение Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии: а) влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психоанализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонаучные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических концепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополагающий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений. Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зарубежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения. Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.
Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии.
Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др. Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики. Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем: 1) изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов; 2) изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений; 3) изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции; 4) выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома; 5) проблема соотношения распада и развития психики. Тема 2. Нарушения памяти. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации. Различные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для заболеваний различного типа. Корсаковский синдром: грубое нарушение памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации, их генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы.
Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности. Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при различных заболеваниях. Психологические механизмы нарушения опосредствованной памяти. Основные методические приемы исследования нарушений памяти. Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти. Тема 3. Нарушения мышления. Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической. Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В. Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В. Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник): а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение); б) нарушение динамики мышления (инертность и лабильность); в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (Некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической картинах изменений психической деятельности. Различные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С. Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке; значение исследований Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях. Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях. Основные методические приемы исследования нарушений мышления. Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления. Тема III. Патология памяти. 1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти. 2. Методики исследования нарушений памяти. 3. Психологические механизмы нарушений различных форма памяти. 4. Психологические синдромы нарушений памяти. Учебно-методическое обеспечение. Литература Основная 1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999. 2. Бехтерев В. М. Объективная психология. СПБ. 1999 3. Блейхер В.М., И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с. 4. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — М. - 2006 5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М., 2004 6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984. Т.5.
7. Государев Н.А. Клиническая психология: Учебное пособие. М., 2007 8. Зейгарник Б.В. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях. // Психологический журнал. 1985. - Т.6, № 2. - С.119-125. 9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1999 10. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология / под ред. М.Р. Гинзбурга. М., 2006. 416 с. 11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998. 12. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб., 2006. 13. Клиническая психология / сост. Н.В. Тарабрина. СПб, 2000 14. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. СПб, 2005 15. Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996. 16. Левченко И.Ю.Патопсихология: теория и практика. М - 2004 17. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983. 18. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медициине // Вопросы психологии. 1978. №1. С.28—37. 19. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. Соловьева С.Л., М., 2006 20. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1992. (Перевод— СПб., 1994). 21. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 2006 22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995. 23. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. 24. Патопсихология: Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. М.: УРАО, 1998. 25. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2. С.З—8. 26. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журн. невропат, и психиатрии 1971. N6. 27. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. – 402 с. 28. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихологии. Введение // 29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб.: Ленато, 1998. 168с. 30. Соколова Е.Т., Николаева ВВ. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995 Дополнительная 1. Антонян Ю.М, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с. 2. Антонян Ю.М, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с 3. Александер Фр., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1985. 4. Балабанова Л.М.. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с 5. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.З—14. Братусь Б.С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкоголизма//Психологический журнал. 1987. Т.8. №2. С. 102—111. 6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999. 7. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб, 1997. Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В. и др. Компьютерная психодиагностика: назад к клинико-психологическому методу: Сб. науч. трудов (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассер-мана и др. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.62-70. 8. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии. 2001 9. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. унта, 1987. 152с 10. Гурьева В.А., В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраста. Томск., 1994, 310 с. 11. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб, Питер, 2005. – 1120 с. 12. Зависимость восприятия эмоций больными шизофренией в зависимости от согласованности информации вербального и невербального каналов общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №8. С. 1187-1191. 13. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития. Методические рекомендации. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1975. 121 с. 14. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999. 15. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология.– СПб., 2004 Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д., Таиьгыков В.А., Тупицын Ю.Я. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мясищева на современном этапе // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии: Сб. науч. трудов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.100-110. 16. Кабанов М.М, В.М.Смирнов, А.Е.Личко. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с 17. Кабанов М.М. Сужая возможности медицинской психологии // ПЖ. 1985. Т.6. №2. С.127—134. 18. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990, 576 с. 19. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983 20. Коркина М.В, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с. Коркина М.В., Цивильно М.А., Соколова Е. Т. и др. Об одном варианте патологии влечений при шизофрении с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №11. С.1689—1694. 21. Корсакова Н.К. Медицинская психология и психиатрия // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999. Т. 1. С. 139— 153 22. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 117с. 23. Коченов М.М., Николаева ВВ. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 88с. 24. Критская В. П., Мелешко Т. К,, Поляков Ю. Ф, Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. 1992. 25. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996. 26. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуляция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид-ного круга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1810-1815. 27. Лакосина Н.Д, Г.К.Ушаков. Медицинская психология. М, 1984, 272 с 28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 2004. 29. Леонгард К.. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с. 30. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977. 31. Лебединский ВВ., Никольская ОС, Баенская Е.Ф., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197с 32. Личко А.Е.. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с 33. Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983 34. Лурия А.Р; Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологических тестов в клинической практике // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1974. Вып.12. С.1821-1830 35. Лучков ВВ., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №2. С.46-59. Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 36. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989. 37. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1987. - №2. - С.46-59. 38. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Школа здоровья. 1995. - №1. - С.93-110. 39. Мальцева М.М., В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с 40. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993. 41. Маховер К. Проективный рисунок человека. М, 1996. 42. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - С.319. 43. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.: Генезис, 2004. – 606 с. 44. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. // Психологический журнал. 1996,4. 45. Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.!991. №4, С.12—18. 46. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т В Корниловой. М.: Форум-ИНФРА-М, 1998. 47. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426с 48. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984 г. - С.5-132. 49. Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168с. 50. Пожар Л.. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с. 51. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психол, журн.. 1984. N2 52. Поляков Ю.Ф. Психологическое исследование психически больных // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.В.Снежневского. М.: Медицина, 1983. T.I. C.187—205. 53. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974. 54. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Место психологической коррекции в психопрофилактике.// Проблемы психопрофилактики. Л., 1984. 55. Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж.Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 400с. 56. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999. 57. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии / Под ред. Н.И.Мельченко, Г.В.Акопова. Самара: Изд-во Самарск. ГПУ, 1999. 58. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 59. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М, Изд-во Моск. ун-та, 1976. Обманы слуха. Ташкент: Медицина, 1977 60. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. Тиганова А.С. М.: Медицина, 1999. Т.1. 712с; Т.2. 784с 61. Свядощ AM.. Неврозы. Л., 1982, 368 с 62. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000. 63. Собчик Л.Н.. Методы психологической диагностики. (3 выпуска)., М., 1980 64. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1999 65. Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных расстройств // Вопросы психологии. 1995. №2. С.92—105. 1. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. 2. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М, 1980. 3. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976 66. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997. 67. Спиваковская А. С, Профилактика детских неврозов 1988 68. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-центр, 2005.- 376 с. 69. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. Минск., 2002 – 496 с. 70. Тхостов А.Ш., Г.А.Арина. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. //Психологическая диагностика отношения к болезни..., Л., 1990, с.32-38. 71. Харди И.. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981, 286 с. 72. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988. 73. Херсонский Б.Г., Гильяшева И.Н. Нестандартизованные психодиагностические методики исследования мышления: обеспечение сопоставимости и надежности данных. Методическое пособие. СПб, 1995 74. Хоментаускас Г. Методика “рисунок семьи”. В кн.: Общая психодиагностика. М., 1989, с. 206-211. 75. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2000. 76. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997,1056 с.
Рабочая программа Дисциплина «Патопсихология»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальность: | Психология 030301.65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок в профессиональной программе: | СД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс: | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр: | 7, 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов: | Всего –158; аудиторных – 82; из них лекций – 49; семинаров - 33; на самостоятельную работу - 76 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма аттестации: | 7 семестр – зачет, 8 семестр - экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составитель программы: | к.психол.н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Ворона О.А. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методическое обеспечение.
Литература
Основная
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.
2. Бехтерев В. М. Объективная психология. СПБ. 1999
3. Блейхер В.М., И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с.
4. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — М. - 2006
5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М., 2004
6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984. Т.5.
7. Государев Н.А. Клиническая психология: Учебное пособие. М., 2007
8. Зейгарник Б.В. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях. // Психологический журнал. 1985. - Т.6, № 2. - С.119-125.
9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1999
10. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология / под ред. М.Р. Гинзбурга. М., 2006. 416 с.
11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.
12. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб., 2006.
13. Клиническая психология / сост. Н.В. Тарабрина. СПб, 2000
14. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. СПб, 2005
15. Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996.
16. Левченко И.Ю.Патопсихология: теория и практика. М - 2004
17. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.
18. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медициине // Вопросы психологии. 1978. №1. С.28—37.
19. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. Соловьева С.Л., М., 2006
20. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1992. (Перевод— СПб., 1994).
21. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 2006
22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995.
23. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
24. Патопсихология: Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. М.: УРАО, 1998.
25. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2. С.З—8.
26. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журн. невропат, и психиатрии 1971. N6.
27. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. – 402 с.
28. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихологии. Введение //
29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб.: Ленато, 1998. 168с.
30. Соколова Е.Т., Николаева ВВ. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995
Дополнительная
1. Антонян Ю.М, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.
2. Антонян Ю.М, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с
3. Александер Фр., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1985.
4. Балабанова Л.М.. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с
5. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.З—14.
6. Братусь Б.С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкоголизма//Психологический журнал. 1987. Т.8. №2. С. 102—111.
7. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.
8. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб, 1997.
9. Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В. и др. Компьютерная психодиагностика: назад к клинико-психологическому методу: Сб. науч. трудов (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассер-мана и др. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.62-70.
10. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии. 2001
11. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. унта, 1987. 152с
12. Гурьева В.А., В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраста. Томск., 1994, 310 с.
13. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб, Питер, 2005. – 1120 с.
14. Зависимость восприятия эмоций больными шизофренией в зависимости от согласованности информации вербального и невербального каналов общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №8. С. 1187-1191.
15. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития. Методические рекомендации. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1975. 121 с.
16. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999.
17. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология.– СПб., 2004
18. Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д., Таиьгыков В.А., Тупицын Ю.Я. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мясищева на современном этапе // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии: Сб. науч. трудов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.100-110.
19. Кабанов М.М, В.М.Смирнов, А.Е.Личко. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с
20. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990, 576 с.
21. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983
22. Коркина М.В, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.
23. Коркина М.В., Цивильно М.А., Соколова Е. Т. и др. Об одном варианте патологии влечений при шизофрении с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №11. С.1689—1694.
24. Корсакова Н.К. Медицинская психология и психиатрия // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999. Т. 1. С. 139— 153
25. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 117с.
26. Коченов М.М., Николаева ВВ. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 88с.
27. Критская В. П., Мелешко Т. К,, Поляков Ю. Ф, Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. 1992.
28. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996.
29. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуляция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид-ного круга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1810-1815.
30. Лакосина Н.Д, Г.К.Ушаков. Медицинская психология. М, 1984, 272 с
31. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 2004.
32. Леонгард К.. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.
33. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
34. Лебединский ВВ., Никольская ОС, Баенская Е.Ф., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197с
35. Личко А.Е.. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с
36. Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983
37. Лурия А.Р; Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологических тестов в клинической практике // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1974. Вып.12. С.1821-1830
38. Лучков ВВ., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №2. С.46-59.
39. Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
40. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
41. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1987. - №2. - С.46-59.
42. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Школа здоровья. 1995. - №1. - С.93-110.
43. Мальцева М.М., В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с
44. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.
45. Маховер К. Проективный рисунок человека. М, 1996.
46. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - С.319.
47. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.: Генезис, 2004. – 606 с.
48. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. // Психологический журнал. 1996,4.
49. Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.!991. №4, С.12—18.
50. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т В Корниловой. М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
51. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426с
52. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984 г. - С.5-132.
53. Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168с.
54. Пожар Л.. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с.
55. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психол, журн.. 1984. N2
56. Поляков Ю.Ф. Психологическое исследование психически больных // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.В.Снежневского. М.: Медицина, 1983. T.I. C.187—205.
57. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974.
58. Психоаналитическая патопсихология /Под ред.Ж.Бержере. М.:Изд-во Моск. ун-та, 2001. 400с.
59. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.
60. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии / Под ред. Н.И.Мельченко, Г.В.Акопова. Самара: Изд-во Самарск. ГПУ, 1999.
61. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М, Изд-во Моск. ун-та, 1976. Обманы слуха. Ташкент: Медицина, 1977
62. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. Тиганова А.С. М.: Медицина, 1999. Т.1. 712с; Т.2. 784с
63. Свядощ AM.. Неврозы. Л., 1982, 368 с
64. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.
65. Собчик Л.Н.. Методы психологической диагностики. (3 выпуска)., М., 1980
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.189 с.)