I . Организационно-методический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Организационно-методический раздел



ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

г. Чита

2009 г.


АННОТАЦИЯ (ОПИСАНИЕ)

УМК по «Патопсихологии» предназначен для студентов специальности 030301.65 Психология 4 курса очной и заочной формы обучения.

 

В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (очная форма обучения), утвержденным 25 марта 2001 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:

Семестр, контрольная точка Всего часов Аудиторных Лекций Практических и семинарских занятий Самостоятельная работа
7 - зачет, 8 - экзамен 158 82 49 33 76

 

В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (заочная форма обучения), утвержденным 7 октября 2002 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:

 

Семестр, контрольная точка Всего часов Аудиторных Лекций Практических и семинарских занятий Самостоятельная работа
7 - экзамен, 8 - зачет 158 36 24 12 122

 

Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами. Патопсихология является одной из базовых составляющих клинической психологии и  является областью знания, пограничной между психологией и психиатрией. Будучи междисциплинарной областью исследования, патопсихология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем психиатрии и психологии. Прикладной характер дисциплины подготавливает будущих психологов к практической деятельности в сфере здравоохранения – диагностической, экспертной, коррекционной и реабилитационной.


Сведения о необходимом и имеющемся составе учебно-методического комплекса по дисциплине Патопсихология:

Состав УМКД, определяемый учебным планом Имеющийся состав УМКД Примечание
Учебная программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Учебная программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Рабочая программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Рабочая программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Учебник или учебное пособие 38 наименований учебников, учебных пособий, монографий и публикаций по дисциплине Данные об учебниках находятся в списке основной и дополнительной литературы в учебной программе и на электронном носителе (38 наименований учебных пособий, учебников и монографий по дисциплине).
Обзорные лекции по дисциплине Обзорные лекции по дисциплине Имеются на электронном носителе (СD- диск)
Практикум по нестандартизированным методам клинико-психологической диагностики: экспериментальные методики патопсихологии Практикум по нестандартизированным методам клинико-психологической диагностики: экспериментальные методики патопсихологии Содержание представлено в папке УМКД, материалы – на электронном носителе (СD-диск)
Примерные темы рефератов и курсовых работ Примерные темы рефератов и задания для самостоятельной работы Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Экзаменационные билеты Экзаменационные билеты Образцы экзаменационных билетов в папке УМКД

«Утверждено»

на заседании
учебно-методического совета

«____»_________________200__г.

 

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»

 

Факультет психологии

 

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

Разработана в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301.65 Психология

 

Составил: доцент кафедры ТПП,
кандидат психологических наук                                    О.А. Ворона

 

 

Утверждено на заседании кафедры

теоретической и прикладной психологии, ___________________

Зав.кафедрой _________________

Согласовано с УМК факультета

«___»__________________ 200___г.

 

Председатель УМК ______________


Дисциплина «Патопсихология» входит в цикл специальных дисциплин в ГОС ВПО. Учебная программа дисциплины «Патопсихология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу специальных дисциплин ГОС ВПО второго поколения.

Цель курса

Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о ме­тодологии, теоретических основах, эмпирических задачах и мето­диках психологической диагностики психических расстройств.

Задачи курса:

—познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными прин­ципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики;

—сформировать представления о патопсихологических синдро­мах и механизмах психических расстройств;

—познакомить с диагностическими методами патопсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

8 семестр. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

— знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики;

—овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа;

—уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией.

II. Содержание лекционного курса

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ ческое значение

Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии

Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучаю­щая психологические закономерности нарушения, распада психи­ческой деятельности и личности у больных психическими заболе­ваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клиничес­кой психологии: а) влияние различных общепсихологических те­орий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психо­анализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонауч­ные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических кон­цепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополага­ющий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработ­ка теоретических основ, методологии исследования, психологи­ческой феноменологии психических нарушений.

Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зару­бежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный пред­мет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

 

Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии.

Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

1) изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

2) изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

3) изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

4) выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

5) проблема соотношения распада и развития психики.

Тема 2. Нарушения памяти.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации.

Различные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для заболеваний различного типа. Корсаковский синдром: грубое нарушение памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации, их генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы.

Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности.

Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при различных заболеваниях. Психологические механизмы нарушения опосредствованной памяти.

Основные методические приемы исследования нарушений памяти.

Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти.

Тема 3. Нарушения мышления.

Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической.

Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В. Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В. Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник): 

а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение);

б) нарушение динамики мышления (инертность и лабильность);

в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (Некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической картинах изменений психической деятельности.

Различные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С. Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке; значение исследований Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях.

Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях.

Основные методические приемы исследования нарушений мышления.

Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления.

Тема III. Патология памяти.

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти.

2. Методики исследования нарушений памяти.

3. Психологические механизмы нарушений различных форма памяти.

4. Психологические синдромы нарушений памяти.

Учебно-методическое обеспечение.

Литература

Основная

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.

2. Бехтерев В. М. Объективная психология. СПБ. 1999

3. Блейхер В.М., И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с.

4. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — М. - 2006

5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М., 2004

6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984. Т.5.

7. Государев Н.А. Клиническая психология: Учебное пособие. М., 2007

8. Зейгарник Б.В. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях. // Психологический журнал. 1985. - Т.6, № 2. - С.119-125.

9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1999

10. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология / под ред. М.Р. Гинзбурга. М., 2006. 416 с.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.

12. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб., 2006.

13. Клиническая психология / сост. Н.В. Тарабрина. СПб, 2000

14. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. СПб, 2005

15. Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996.

16. Левченко И.Ю.Патопсихология: теория и практика. М - 2004

17. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

18. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медициине // Вопросы психологии. 1978. №1. С.28—37.

19. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. Соловьева С.Л., М., 2006

20. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева: Всемирная орга­низация здравоохранения, 1992. (Перевод— СПб., 1994).

21. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 2006

22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995.

23. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

24. Патопсихология: Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. М.: УРАО, 1998.

25. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2. С.З—8.

26. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журн. невро­пат, и психиатрии 1971. N6.

27. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. – 402 с.

28. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихоло­гии. Введение //

29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб.: Ленато, 1998. 168с.

30. Соколова Е.Т., Николаева ВВ. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995

Дополнительная

1. Антонян Ю.М, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.

2. Антонян Ю.М, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с

3. Александер Фр., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1985.

4. Балабанова Л.М.. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с

5. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические пробле­мы изучения и коррекции аномалий личности: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.З—14.

Братусь Б.С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкого­лизма//Психологический журнал. 1987. Т.8. №2. С. 102—111.

6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.

7. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб, 1997.

Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В. и др. Компьютерная психоди­агностика: назад к клинико-психологическому методу: Сб. науч. трудов (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассер-мана и др. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.62-70.

8. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии. 2001

9. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1987. 152с

10. Гурьева В.А., В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраста. Томск., 1994, 310 с.

11. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб, Питер, 2005. – 1120 с.

12. Зависимость восприятия эмоций больными шизофренией в за­висимости от согласованности информации вербального и невербального каналов общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №8. С. 1187-1191.

13. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития. Методические рекомендации. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1975. 121 с.

14. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999.

15. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология.– СПб., 2004

Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д., Таиьгыков В.А., Тупицын Ю.Я. Разви­тие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мяси­щева на современном этапе // Теория и практика медицинской психо­логии и психотерапии: Сб. науч. трудов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.100-110.

16. Кабанов М.М, В.М.Смирнов, А.Е.Личко. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с

17. Кабанов М.М. Сужая возможности медицинской психологии // ПЖ. 1985. Т.6. №2. С.127—134.

18. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990, 576 с.

19. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983

20. Коркина М.В, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.

Коркина М.В., Цивильно М.А., Соколова Е. Т. и др. Об одном варианте патологии влечений при шизофрении с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №11. С.1689—1694.

21. Корсакова Н.К. Медицинская психология и психиатрия // Руковод­ство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999. Т. 1. С. 139— 153

22. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 117с.

23. Коченов М.М., Николаева ВВ. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 88с.

24. Критская В. П., Мелешко Т. К,, Поляков Ю. Ф, Пато­логия психической деятельности при шизофрении: мотивация, обще­ние, познание. 1992.

25. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996.

26. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуля­ция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид-ного круга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1810-1815.

27. Лакосина Н.Д, Г.К.Ушаков. Медицинская психология. М, 1984, 272 с

28. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 2004.

29. Леонгард К.. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

30. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

31. Лебединский ВВ., Никольская ОС, Баенская Е.Ф., Либлинг М.М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197с

32. Личко А.Е.. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с

33. Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983

34. Лурия А.Р; Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологи­ческих тестов в клинической практике // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1974. Вып.12. С.1821-1830

35. Лучков ВВ., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №2. С.46-59.

Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

36. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.

37. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Вестник МГУ. Серия «Психология». 1987. - №2. - С.46-59.

38. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Школа здоровья. 1995. - №1. - С.93-110.

39. Мальцева М.М., В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с

40. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.

41. Маховер К. Проективный рисунок человека. М, 1996.

42. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - С.319.

43. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.: Генезис, 2004. – 606 с.

44. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. // Психологический журнал. 1996,4.

45. Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического ана­лиза нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.!991. №4, С.12—18.

46. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т В Корниловой. М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

47. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426с

48. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984 г. - С.5-132.

49. Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168с.

50. Пожар Л.. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с.

51. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психол, журн.. 1984. N2

52. Поляков Ю.Ф. Психологическое исследование психически больных // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.В.Снежневского. М.: Медицина, 1983. T.I. C.187—205.

53. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизоф­рении. М.: Медицина, 1974.

54. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Место психологической коррекции в психопрофилактике.// Проблемы психопрофилактики. Л., 1984.

55. Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж.Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 400с.

56. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.

57. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии / Под ред. Н.И.Мельченко, Г.В.Акопова. Самара: Изд-во Самарск. ГПУ, 1999.

58. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

59. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М, Изд-во Моск. ун-та, 1976. Обманы слуха. Ташкент: Медицина, 1977


60. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. Тиганова А.С. М.: Меди­цина, 1999. Т.1. 712с; Т.2. 784с

61. Свядощ AM.. Неврозы. Л., 1982, 368 с

62. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.

63. Собчик Л.Н.. Методы психологической диагностики. (3 выпуска)., М., 1980

64. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1999

65. Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных расстройств // Вопросы психологии. 1995. №2. С.92—105.

1. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.

2. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М, 1980.

3. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976

66. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997.

67. Спиваковская А. С, Профилактика детских неврозов 1988

68. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-центр, 2005.- 376 с.

69. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. Минск., 2002 – 496 с.

70. Тхостов А.Ш., Г.А.Арина. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. //Психологическая диагностика отношения к болезни..., Л., 1990, с.32-38.

71. Харди И.. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981, 286 с.

72. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988.

73. Херсонский Б.Г., Гильяшева И.Н. Нестандартизованные психодиагностические методики исследования мышления: обеспечение сопоставимости и надежности данных. Методическое пособие. СПб, 1995

74. Хоментаускас Г. Методика “рисунок семьи”. В кн.: Общая психодиагностика. М., 1989, с. 206-211.

75. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2000.

76. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997,1056 с.

 


 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета «   »___________200__ г.

«Утверждаю»
зав. кафедрой ____________
________________________
 
«  » ____________ 2009 г.

Рабочая программа

Дисциплина «Патопсихология»

 

Специальность:

Психология 030301.65

Блок в профессиональной программе:

СД

Курс:

4

Семестр:

7, 8

Количество часов:

Всего –158; аудиторных – 82; из них лекций – 49; семинаров - 33; на самостоятельную работу - 76

Форма аттестации:

7 семестр – зачет, 8 семестр - экзамен

Составитель программы:

к.психол.н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии  Ворона О.А.
     

Учебно-методическое обеспечение.

Литература

Основная

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1999.

2. Бехтерев В. М. Объективная психология. СПБ. 1999

3. Блейхер В.М., И.В.Крук, С.Н.Боков. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996, 448 с.

4. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — М. - 2006

5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. М., 2004

6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1984. Т.5.

7. Государев Н.А. Клиническая психология: Учебное пособие. М., 2007

8. Зейгарник Б.В. Методологические тенденции в патопсихологических исследованиях. // Психологический журнал. 1985. - Т.6, № 2. - С.119-125.

9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1999

10. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология / под ред. М.Р. Гинзбурга. М., 2006. 416 с.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. — СПб, 1998.

12. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб., 2006.

13. Клиническая психология / сост. Н.В. Тарабрина. СПб, 2000

14. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патологии психики. СПб, 2005

15. Курек Н. С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996.

16. Левченко И.Ю.Патопсихология: теория и практика. М - 2004

17. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — Л., 1983.

18. Лурия А.Р., Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. Психология и ее роль в медициине // Вопросы психологии. 1978. №1. С.28—37.

19. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. Соловьева С.Л., М., 2006

20. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева: Всемирная орга­низация здравоохранения, 1992. (Перевод— СПб., 1994).

21. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 2006

22. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995.

23. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

24. Патопсихология: Хрестоматия / под ред. Н.Л.Белопольской. М.: УРАО, 1998.

25. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2. С.З—8.

26. Поляков Ю. Ф. Психология и психиатрия // Журн. невро­пат, и психиатрии 1971. N6.

27. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000. – 402 с.

28. Поляков Ю.Ф. Теоретико-методологические проблемы патопсихоло­гии. Введение //

29. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. СПб.: Ленато, 1998. 168с.

30. Соколова Е.Т., Николаева ВВ. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995

Дополнительная

1. Антонян Ю.М, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.

2. Антонян Ю.М, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с

3. Александер Фр., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1985.

4. Балабанова Л.М.. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с

5. Братусь Б.С, Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические пробле­мы изучения и коррекции аномалий личности: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.З—14.

6. Братусь Б.С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкого­лизма//Психологический журнал. 1987. Т.8. №2. С. 102—111.

7. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб, 1999.

8. Васильева Н. В., Горьковая И. А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб, 1997.

9. Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В. и др. Компьютерная психоди­агностика: назад к клинико-психологическому методу: Сб. науч. трудов (к 100-летию со дня рождения В.Н.Мясищева) / Под ред. Л.И.Вассер-мана и др. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.62-70.

10. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии. 2001

11. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1987. 152с

12. Гурьева В.А., В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин. Психопатология подросткового возраста. Томск., 1994, 310 с.

13. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. СПб, Питер, 2005. – 1120 с.

14. Зависимость восприятия эмоций больными шизофренией в за­висимости от согласованности информации вербального и невербального каналов общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №8. С. 1187-1191.

15. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития. Методические рекомендации. М.: Институт психиатрии АМН СССР, 1975. 121 с.

16. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб, 1999.

17. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология.– СПб., 2004

18. Исурина Г.Л., Карвасарский Б.Д., Таиьгыков В.А., Тупицын Ю.Я. Разви­тие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мяси­щева на современном этапе // Теория и практика медицинской психо­логии и психотерапии: Сб. науч. трудов. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1994. С.100-110.

19. Кабанов М.М, В.М.Смирнов, А.Е.Личко. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с

20. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1990, 576 с.

21. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983

22. Коркина М.В, М.А.Цивилько, В.В.Марилов. Нервная анорексия. М., 1986, 176 с.

23. Коркина М.В., Цивильно М.А., Соколова Е. Т. и др. Об одном варианте патологии влечений при шизофрении с синдромом нервной анорексии //Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1986. №11. С.1689—1694.

24. Корсакова Н.К. Медицинская психология и психиатрия // Руковод­ство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.С.Тиганова. М.: Медицина, 1999. Т. 1. С. 139— 153

25. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 117с.

26. Коченов М.М., Николаева ВВ. Мотивация при шизофрении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 88с.

27. Критская В. П., Мелешко Т. К,, Поляков Ю. Ф, Пато­логия психической деятельности при шизофрении: мотивация, обще­ние, познание. 1992.

28. Кудрявцев И. А. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1996.

29. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуля­ция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероид-ного круга // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1984. №12. С.1810-1815.

30. Лакосина Н.Д, Г.К.Ушаков. Медицинская психология. М, 1984, 272 с

31. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 2004.

32. Леонгард К.. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

33. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

34. Лебединский ВВ., Никольская ОС, Баенская Е.Ф., Либлинг М.М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 197с

35. Личко А.Е.. Подростковая психиатрия. М., 1985,416 с

36. Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983

37. Лурия А.Р; Зейгарник Б.В., Поляков Ю.Ф. О применении психологи­ческих тестов в клинической практике // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1974. Вып.12. С.1821-1830

38. Лучков ВВ., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. №2. С.46-59.

39. Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

40. Леонтьев Д.А. Тематический Апперцептивный Тест. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.

41. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1987. - №2. - С.46-59.

42. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии. // Школа здоровья. 1995. - №1. - С.93-110.

43. Мальцева М.М., В.П.Котов. Опасные действия психически больных. М, 1995, 256 с

44. Марковская И. Ф. Задержки психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.

45. Маховер К. Проективный рисунок человека. М, 1996.

46. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. - С.319.

47. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Ф.С.Сафуанова. – М.: Генезис, 2004. – 606 с.

48. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. // Психологический журнал. 1996,4.

49. Микадзе Ю.В. Методологические принципы психологического ана­лиза нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.!991. №4, С.12—18.

50. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т В Корниловой. М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

51. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426с

52. Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984 г. - С.5-132.

53. Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168с.

54. Пожар Л.. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М.-Воронеж, 1996,128 с.

55. Поляков Ю. Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психол, журн.. 1984. N2

56. Поляков Ю.Ф. Психологическое исследование психически больных // Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. А.В.Снежневского. М.: Медицина, 1983. T.I. C.187—205.

57. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизоф­рении. М.: Медицина, 1974.

58. Психоаналитическая патопсихология /Под ред.Ж.Бержере. М.:Изд-во Моск. ун-та, 2001. 400с.

59. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. — М., 1999.

60. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии / Под ред. Н.И.Мельченко, Г.В.Акопова. Самара: Изд-во Самарск. ГПУ, 1999.

61. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М, Изд-во Моск. ун-та, 1976. Обманы слуха. Ташкент: Медицина, 1977


62. Руководство по психиатрии: В 2т. / Под ред. Тиганова А.С. М.: Меди­цина, 1999. Т.1. 712с; Т.2. 784с

63. Свядощ AM.. Неврозы. Л., 1982, 368 с

64. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.

65. Собчик Л.Н.. Методы психологической диагностики. (3 выпуска)., М., 1980



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.189 с.)