Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пластмассы для остекления летательных аппаратов
Для остекления летательных аппаратов широко применяют органическое стекло (СО), которое обладает высокой светопрозрачностью в больших толщинах, низкой теплопроводностью, высокой пластичностью (легко формируется) и удовлетворительной прочностью. Из органического стекла можно получать детали сложной формы сравнительно простыми технологическими методами. Минимальные оптические искажения достигаются при помощи вакуумного пневмоформирования и литья в стеклянные формы. Органическое стекло представляет собой продукт сложных эфиров акриловой и метакриловой кислот. Иногда для улучшения технологических свойств в них вводят пластификаторы, например дибутилфталат. Для остекления летательных аппаратов применяют органические стекла марок СО-95, СО-120 и Э-2. Из этих стекол изготовляют остекление фонаря, иллюминаторов, обзорные стекла и др. Число указывает температуру размягчения. Различие между стеклами СО-95 и СО-120 состоит в том, что первое пластифицировано дибутилфталатом, а во втором пластификатора нет. Плотность органических стекол составляет 1,18 г/см3. Физико-химические свойства стекол марок СО-95 и СО-120, соответственно: Температура размягчения, °С…95 и 120 Ударная вязкость КС, кДж/м2…12 и 12 Временное сопротивление при растяжении σв, МПа…65 и 75 Светопрозрачность, % … 91 и 91 Температура начала деструкции, °С…155 и 180 Диапазон рабочих температур, °С… ± 160 и ±90 Для деталей, работающих при повышенных температурах, разработано теплостойкое стекло марки Э-2 с рабочей температурой до 130 °С и температурой размягчения 190 °С. Существующие органические стекла являются хрупкими материалами, поэтому (при наличии перепада давления) фонари кабин самолетов с таким остеклением разрушаются по всей площади при их осколочном пробивании. Повышение механических свойств органических стекол достигается ориентацией молекул в высокоэластичном состоянии путем двухосного растяжения при одновременном нагреве до температуры, превышающей температуру размягчения стекла. Звенья молекул ориентируются вдоль направления действия внешней силы, и материал приобретает более высокую прочность и вязкость, чем с неориентированными молекулами (рис. 8.2). Степень упрочнения зависит от степени ориентации макромолекул, в частности от степени вытяжки. Детали остекления, выполненные из ориентированного органического стекла, имеют более высокую статическую и длительную прочность, менее чувствительны к концентраторам напряжений, более стойки против «серебрения» и сохраняют исходную теплостойкость.
Рис. 8.2. Влияние температуры на временное сопротивление и ударную вязкость ориентированного (1, 3)и неориентированного (2, 4)стекла
В настоящее время для изготовления деталей остекления кабин самолетов применяют органическое стекло марки Э-2, которое может быть ориентированным и неориентированным. Физические свойства ориентированного и неориентированного стекла аналогичны, однако механические свойства первого существенно выше. Ниже приведены механические свойства ориентированного (числитель) и неориентированного (знаменатель) стекла марки Э-2 при комнатной температуре:
Ориентация обеспечивается равномерным растяжением неориентированного стекла в одной плоскости при температуре на 15...30 °С выше температуры его размягчения. Затем стекло охлаждают под нагрузкой. Степень вытяжки при формовании и ориентации не превышает 50 %. Затем проводят термическую обработку деталей при 160 °С в течение 6 ч с последующим медленным охлаждением. Стекло марки Э-2 успешно применяют для остекления кабин самолетов в интервале температур от –60 до 130 ° С. Недостатком органических стекол является склонность к «серебрению», которое представляет собой сетку микротрещин, значительно снижающих оптические свойства стекол. Стекло марки Э-2 отличается высокой стойкостью к «серебрению» в процессе эксплуатации. Органические стекла можно применять до температур 200...250 °С. При более высоких температурах возможно использование теплостойких силикатных стекол, прозрачного ситалла и кварцевого стекла, которое выдерживает нагрев до температур выше 900 °С. Поскольку при пробивании органических стекол возникает большое число осколков, то для остекления летательных аппаратов используют также безосколочное стекло – триплекс. Триплекс может быть силикатный и органический. Силикатный триплекс получают путем склеивания двух листов из силикатного стекла поливинилбутиральной пленкой, а органический – склеиванием двух листов из.органического стекла с помощью бутварной пленки.
Силикатный триплекс можно применять до 150... 180 °С, он имеет высокую абразивную стойкость и значительную плотность (2,5 г/см3). Силикатному триплексу трудно придать сложную форму, поэтому его используют для изготовления деталей остекления простой формы. Физико-механические свойства органического триплекса определяются свойствами используемого для его изготовления органического стекла. Преимущество органического триплекса перед органическим стеклом состоит в том, что при больших ударных и статических нагрузках в нем возникает локальный очаг разрушения, а органическое стекло обычно разрушается полностью.
Газонаполненные пластмассы
Газонаполненными пластмассами называют легкие полимерные материалы с плотностью от 0,015...0,20 до 0,3...0,5 г/см3, получаемые из различных полимеров и синтетических смол вспениванием. В авиационных конструкциях применяют целый ряд легких и сверхлегких материалов с пористой структурой. По макроструктуре газонаполненные пластмассы подразделяют на пенистые – пенопластны, имеющие замкнутую ячеистую структуру, и пористые с сообщающимися ячейками, порами – поропластпы. Пенопласты являются жесткими материалами, а поропласты эластичны, имеют губчатое строение. Механические свойства пенопластов следующие: σв = 0,7...4,5 МПа; КС = 0,5...2,5 кДж/м2. Свойства пенопластов зависят от их плотности и химической природы полимерной основы. Наиболее высокую прочность имеют плиточные пенопласты, получаемые из композиций на основе линейных термопластичных полимеров – полистирола марок ПС–1, ПС–4 и поливинилхлорида ПВХ. Максимальная температура эксплуатации этих материалов не превышает 60...70 °С. При более высоких температурах используют пенополиуретаны и пенопласты на основе фенолоформальдегидных смол и их сочетания с каучуком, а также пеноэпоксиды и пенополиимиды, вспениваемые непосредственно в замкнутых объемах конструкций. Образование пористой структуры достигается введением в смолы газообразователей – порофоров, например (NH4)2CO3, NaHCO3, которые, разлагаясь при нагреве, выделяют газы NH3, N2, СO2 и др. Широко используют органические газообразующие соединения: азодинитрил диизомасляной кислоты, полиизоцианаты, диизоцианаты. В авиационных конструкциях широко применяют термопластичные и термореактивные пенопласты (табл. 8.1). ПС–1 – пенопласт на основе полистирола с газообразователем из азодинитрила диизомасляной кислоты. Плиты и формованные изделия из ПС–1 получают методом прессования: допускаются все виды механической обработки. Материал хорошо склеивается, фор муется, штампуется. Применяют его для изделий конструкционного и радиотехнического назначения в качестве легкого заполнителя слоистых конструкций, а также в качестве теплоизоляционного и труднозатопляемого материала, работающего в интервале температур от –60 до +60 °С. Таблица 8.1 Свойства авиационных пенопластов
*При длительной эксплуатации.
ПХВ – пенопласт плиточный, содержащий поливинилхлорид, полиметилметакрилат и газообразователи – карбонат аммония и гидрокарбонат натрия. ПХВ хорошо формуется при нагреве, склеивается. Применяют его для заполнения слоистых конструкций, а также в качестве теплоизоляционного и труднозатопляемого материала, работающего в воде, керосине и бензине при температурах от –60 до + 60 °С. ПУ–104 – пенопласт, содержащий полиэфир, смолу и полиизоцианат. Детали из ПУ–104 получают на месте путем вспенивания жидких компонентов в формах или непосредственно в конструкциях. Вспененная масса отверждается при 130... 150 °С в течение 6...8 ч. ФК–40 – пенопласт, содержащий фенолоформальдегидную смолу, азодинитрил диизомасляной кислоты, серу, отвердитель и акрилнитрильный каучук. ФК–40 получают вспениванием измельченного полуфабриката при плавном нагреве до температуры 150 °С. Применяют его для заполнения внутренних полостей деталей конструкционного, теплозвукоизоляционного и электроизоляционного назначения. ФК–20–А20 – пенопласт, состоящий из фенолоформальдегидной смолы, азодинитрила диизомасляной кислоты, алюминиевой пудры ПАК–4, отвердителя и каучука СКН–40. Получают его вспениванием непосредственно в конструкциях. Он легко обрабатывается резанием, склеивается с пластмассами и металлами. Применяют ФК–20–А20 в качестве заполнителя слоистых конструкций, длительно работающих при температурах до 200...250 °С и кратковременно (до 1 ч) при 300...500 °С.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.015 с.) |