Глава 3. Языковые средства создания комического эффекта в сяншэн Го Дэгана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Языковые средства создания комического эффекта в сяншэн Го Дэгана



Приемы комического в сяншэн Го Дэгана

 

Для проведения подробного стилистического анализа сяншэн Го Дэгана необходимо определить его авторский стиль, дать краткую характеристику его диалогов, описать наиболее часто используемые приемы создания комического эффекта.

 

Юмористические диалоги сяншэн Го Дэгана

Мастер юмористических диалогов сяншэн Го Дэган приобрел популярность в Китае с 2005 года. Возрастной ценз его аудитории - слушатели до 40-50 лет. Такое обширное распространение его диалогов непосредственно связано с авторским стилем Го Дэгана и состоянием искусства сяншэн в последние десятилетия.

Особенности стиля Го Дэгана заключаются в следующем:

) Синтез «雅» и «俗»- классическое и вульгарное

сочетание книжного и разговорного языка

сочетание путунхуа и диалектных наречий

литературность и вульгарность диалогов (содержательный аспект)

) Скрытый и явный сарказм (обличение пороков людей, отрицательных явлений в обществе)

) Соотнесенность с современностью

Примером вышесказанного может служить традиционный диалог «西征梦» (Сон о войне на западе), в котором первоначально речь идет о борьбе маньчжурского правительства и армии тайпинов. Однако в интерпретации Го Дэгана маньчжурское правительство заменяется американским, а вместо армии тайпинов говорится о террористах. Таким образом, видно, что сяншэн Го Дэгана отвечают потребностям современности.

Для того чтобы понять причины популярности сяншэн именно Го Дэгана необходимо упомянуть об исторических предпосылках, которые этому поспособствовали.

Искусству сяншэн уже более двухсот лет. Как и в любом искусстве в жанре сяншэн в определенный период произошел спад, который пришелся на последние десятилетия. Причины угасания интереса зрителей к сяншэн связаны не только с популяризацией другого китайского юмористического жанра - комические сценки - 小品, но в большей степени с удалением сяншэн от зрителей. “С распространением радио, телевидения и театров "сяншэн" из уличного развлечения превратился в профессиональный сценический жанр. Чтобы усилить комический эффект, артисты старались усиливать драматургию, в результате чего прежнее разговорное искусство стало постановочным. Диалоги сяншэн постепенно перестали соответствовать требованиям современности, что привело к упадку интереса со стороны зрителей и стагнации самого искусства ”[37].

Большинство актеров, которые выступают в жанре сяншэн, за основу берут традиционные ранее написанные диалоги. После ухода из жизни знаменитых мастеров сяншэн, все меньше и меньше актеров данного искусства стали создавать свои собственные диалоги, что привело к постепенному ослаблению интереса зрителей к сяншэн, ведь ничего нового и оригинального в них уже не было. Го Дэган - один из немногих, кто смог восстановить диалоги прошлых лет, изменяя их, и в то же время написать свои собственные произведения. Именно поэтому имя Го Дэгана связывают с возрождением эпохи сяншэн.

Основой любого сяншэн являются комические точки «баофу». В настоящее время по разным оценкам исследователей выделяется 15-20 способов создания «баофу».Для более детального анализа стиля Го Дэгана необходимо продемонстрировать некоторые наиболее частотные по употреблению способы создания комизма, присущие его сяншэн, а именно “同话异境,断句变义,似褒实贬,自吹自擂”[41, с. 54-64].

Способы создания «баофу»

1.同话异境 - Способ создания «баофу», при котором контекст помещается в несвойственную ему языковую обстановку.

Так в диалоге ««我要旅游» Го Дэган попадает в рай. Он описывает окружающую его обстановку, говоря, что «ворота чугунной ограды закрыты, на воротах с двух сторон вывески - в ста метрах от рая запрещено торговать с лотка», рядом с входом в рай есть звонок, проходная, ангела зовут «Сар», старик Ван из проходной описывается как «очень гостеприимный». Вся эта обстановка сильно напоминает семейную, однако Го Дэган специально помещает данную ситуацию в рай, тем самым создавая некоторую несовместимость, что и вызывает комизм.

. 断句变义 - Оборванное высказывание приводит к изменению смысла

Данный способ создания «баофу» сводится к тому, что недоговорённое оборванное высказывание, продолжение которого предугадывается собеседником как положительная или одобрительная реакция, заканчивается, тем не менее, противоположно с ожиданием собеседника.

В отрывок из сяншэн 《我要幸福》 после фразы «до смерти испугался, стиснул зубы, топнул ногой, и решил, что с сегодняшнего дня» собеседник ожидает, что Го Дэган бросит курить, так как он сам говорит, что «испугался» и по логике вещей должен перестать курить, однако он вопреки ожиданиям собеседника Го Дэган сообщает, что «перестанет смотреть эту программу».

. 似褒实贬- «Кажется, что положительное, на самом деле отрицательное»

Этот способ создания «баофу» основан на неожиданном переходе от восхваления, одобрения к порицанию, унижению. Этот способ также широко используется для отражения иронии или сарказма.

Вдиалоге «我要上春晚» Го Дэган сначала говорит о Юй Цяне только положительное - «выдающая личность», «снимается для журналов», «работает за большие гонорары», после чего собеседник естественно не ожидает, что весь созданный Го Даганом положительный образ сразу исчезнет, когда он упомянет о «ципао», которые носят только женщины, о «папиросе во рту», о том, что Юй Цянь станет «лицом всех пекинских велорикш». Благодаря неожиданному повороту событий и создается комизм всей ситуации.

. 自吹自擂Способ создания «баофу», который заключается в первоначальном возвышении себя над другими, бахвальстве и последующей демонстрации своих отрицательных качеств, уничижении себя.

В диалоге «你得学好» главный герой сначала пытается показать, что он не боится собеседника, что он достаточно смелый и «и пока машину не разобьет - не уйдет!», однако впоследствии оказывается, что собеседником является его начальник, перед которым после драки он тут же расстилается в комплиментах и даже добровольно идет мыть его машину, показывая свое раболепство.

Анализ выше представленных примеров позволяет нам говорить о следующих приемах комического, присущих сяншэн: несоответствие между внешностью и действительностью, смешение разнородных и не сочетаемых признаков, противопоставление ценностей (в рамках теории контраста), отклонение от нормы

Таким образом, в ходе написания данного раздела нами были выявлены особенности авторского стиля Го Дэгана и описаны основные приемы создания комического эффекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.005 с.)