Тема 8. Основные направления и идеи современной западной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Основные направления и идеи современной западной философии



 

Задания для формирования компетенций

1. "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А.Шопенгауэр).

К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибутов?

2. Прокомментируйте данное определение истины.

"То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира, или в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта". Схему "мир – опыт – картина мира" следует заменить схемой "опыт – картина мира – мир" (Э. Гуссерль).

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этого взгляда?

3. "Сознание человека имеет, по преимуществу, интеллектуальный характер, но оно также могло и должно было, по-видимому, быть интуитивным. Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идет в направлении самой жизни, интеллект… – подчинен движению материи. Для совершенства человечества было бы необходимо, чтобы обе эти формы познавательной активности были едины…

В действительности, … интуиция целиком пожертвована в пользу интеллекта… Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная, мимолетная.

Но философия должна овладеть этими мимолетными интуициями, поддержать их, потом расширить и согласовать их между собой,… ибо интуиция представляет самую сущность нашего духа, единство нашей духовной жизни". (Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1915. - С. 236, 237, 239–240.)

а) В чем, по Бергсону, преимущество интуиции перед интеллектом?

б) Имеет ли место в реальном процессе познания противопоставление интуиции и интеллекта?

в) Как реально соотносятся в познании интуиция и интеллект? Сравните точку зрения Бергсона и диалектического материализма.

4. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

в) Что такое экзистенция? И о каких экзистенциях здесь идет речь?

5. "Новалис говорит в одном фрагменте: "Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома…" Что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это «в целом» и это целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет нечто, как целое. Это целое и есть мир…" (Хайдеггер М.).

а) Что есть, по Хайдеггеру, бытие?

б) Что является предметом философии: бытие само по себе как целостный мир или существование человека в мире?

в) Что означает для человека "быть повсюду дома"?

6. В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествовала существованию… Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности?" Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам". (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. - С. 232.)

а) Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности?

б) В чем прав и в чем ошибается Сартр? Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?

7. "Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть. Проблема в том, чтобы знать, не может ли такой отказ привести лишь к уничтожению других и самого себя, должен ли всякий бунт завершиться оправданием всеобщего убийства или, напротив, не претендуя на невозможную безвинность, он поможет выявить суть рассудочной невинности…" (А. Камю).

а) В какой мере в бунте отражается природа человеческого бытия.

б) В какой мере существование человека определяется его бунтом?

8. «Свобода, «это страшное слово, начертанное на колеснице бурь, – вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором. Всякий бунт – это ностальгия по невинности и призыв к бытию. Но в один прекрасный день ностальгия вооружается и принимает на себя тотальную вину, то есть убийство и насилие». (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. – С. 199.)

Если считать, что бытие есть то, что было, есть и будет, то применимо ли к нему революционное насилие?

Темы эссе

1.  «Великий вопрос жизни – жить среди людей» (А. Камю).

2. «Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца» (А. Камю).

3. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить» (А. Камю).

4. «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность» (П. Тейяр де Шарден).

5. «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она создала его – он ее переделывает» (А. Франс).

6. «Религия одна, но в сотне обличий» (Б. Шоу)

7. «Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы» (К. Ясперс).

 

Темы рефератов

1. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.

2. Подлинное и неподлинное существования в философии М. Хайдеггера.

3. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.

4. «Миф о Сизифе» А. Камю. Понятие абсурда.

5. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

6. Свобода и трагедия в философии Ж.–П. Сартра.

7. А. Шопенгауэр как теоретик пессимизма.

8. Ф. Ницше как критик христианства (По работе «Антихрист»).

9. Гуманизм «атеистического» экзистенциализма (По статье Ж.П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»).

10. «Иметь или быть» Э. Фромма. Учение о двух способах жизни.

11. «Метафизика зла» в работе Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.008 с.)