Тема 7. Основные идеи и этапы развития Русской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Основные идеи и этапы развития Русской философии



Задания для проверки формирования компетенций

1. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»? Свой ответ обоснуйте.

2. «Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время?

Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннею форму для откровений истинного Божества. Истинное знание в своей всеобщности, то есть философия, имеет своим настоящим предметом не бытие вообще, а то, чему бытие вообще принадлежит, то есть безусловно-сущее или сущее, как безусловное начало всякого бытия … Итак, начало всякого бытия само не может пониматься как бытие; но оно не может также обозначаться как не бытие; под небытием обыкновенно разумеется простое отсутствие, лишённое бытия, то есть ничто… Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие в том смысле, как мы должны сказать, например, что человек (мыслящий) не есть мышление, но ему принадлежит мышление. Как мыслящий не тождественнее с мышлением, но имеет мышление, так и сущее не тождественно с бытием, но имеет бытие или обладает бытием. … Безусловно сущее или абсолютное первоначало есть то, что имеет в себе положительную силу всякого бытия.

Различая бытие от сущего как его производящего и им обладающего начала, а в самом сущем различая два центра или полюса (сущее как таковое и первую материю)… Поскольку сущность определяется сущим, она есть его идея; поскольку бытие определяется сущим, оно есть его природа. Бытие есть отношение между сущим как таковым и сущностью и первою материей.

…Абсолютное, будучи началом своего другого, или единством себя и этого другого, то есть любовью, не может … перестать быть самим собою; напротив, как в нашей человеческой любви, которая есть отрицание нашего я, это я не только не теряется, но и получает высшее утверждение, так и здесь, полагая совё другое, абсолютное первоначало тем самым утверждается как такое в своём собственном определении.

София есть идеальное, совершенное человечество, вечно заключающееся в цельном божественном существе, или Христе.

Представляя собою реализацию божественного начала, будучи его образом и подобием, первообразное человечество, или душа мира, есть вместе и единое и всё; она занимает посредствующее место между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание её жизни, и безусловным единством Божества – сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия; причастная единству Божию и вместе с тем обнимая всю множественность живых душ, всё единое человечество, или душа мира, есть существо двойственное; - заключая в себе и божественное начало и тварное бытие, она не определяется исключительно ни тем ни другими, следовательно, пребывает свободною; присущее ей божественное начало освобождает её от её тварной природы, а эта последняя делает её свободной относительно Божества. Обнимая собою все живые существа (души), а в них и все идеи, она не связана исключительно ни с одною из них, свободна от всех этих существ, она в них, в их особенности получать независимость от божественного начала, возможность воздействовать на него в качестве свободного субъекта. Поскольку она воспринимает в себя Божественного Логоса и определяется им, душа мира есть человечество – божественное начало Христа – тело Христово, или София. Воспринимая единое божественное начало и связывая этим единство всю множественность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное действительное осуществление во всём…

… Процесс всемирного совершенствования, будучи богочеловеческим, необходимо и есть богоматериальный. Главные конкретные ступени этого процесса … носят традиционное и знаменательное название царств: царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие. Минералы, растения, животные, природное человечество и духовное человечество – вот типичные формы бытия с точки зрения восходящего процесса всемирного совершенствования. … Указанные пять царств представляют собою ряд наиболее твёрдо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном процессе.

…Цель мирового процесса есть откровение Царства божия, или совершенного нравственного порядка, осуществляемого новым человечеством, духовно вырастающим из Богочеловека.

Для того чтобы достигнуть своей высшей цели, или проявить своё безусловное значение, существо должно прежде всего быть, а затем оно должно быть живым, потом – сознательным, далее - быть разумным и, наконец, - уже совершенным. Дефективные понятия небытия, безжизненности, бессознательности и неразумности логически не совм6естимы с понятием совершенства. … Мировой процесс не есть только процесс развития и совершенствования, но и процесс освоения вселенной. Высшая задача человека как такового (чистого человека) и чисто человеческой сферы бытия состоит в том, чтобы собирать вселенную в действительности.

Развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идёт от известного начала и направляется к известной определённой цели: таково развитие всякого организма».

Что, по В. Соловьёву, даёт философия человеку и человечеству?

Как В. Соловьёв определяет предмет философии?

Что для В. Соловьева является абсолютным началом?

Что В. Соловьёв понимает под двумя полюсами абсолютного?

Чем для В. Соловьева является София?

Как В. Соловьёв рассматривает эволюционный процесс?

Каковы этапы процесса всемирного совершенствования согласно В. Соловьёву?

Как рассматривает В. Соловьёв процесс развития?

3. Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?

"Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением – от близорукого или музыкальный человек от немузыкального". (Франк С.Л. С нами Бог. – Париж, 1964. - С. 63.)

4. "Свобода совести – и прежде всего религиозной совести – предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает... В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство..." (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. - С. 125.)

Почему, с точки зрения Н. А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

5. В работе "Кризис западной философии" Вл. Соловьев писал: "Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность – субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?”

а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

В) в чем отличие русской философии от западной помимо указанного автором текста?

6. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.

    Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.

7. Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в ми­ре. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному­ состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни... Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого. (Бердяев Н. Философия неравенства. – М., 1990. – С. 62–63)

а) Почему Н. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?

б) Какими мотивами объясняет Н. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?

8. Объясните высказывание Н.А. Бердяева: «Славянофилы относятся к России как к матери, а западники – как к дитяти». Согласны вы или нет с его мнением? Почему?

9. Благодаря нашей исторической участи люди… выработали из себя не единичные типы, а «массы», готовые на служение общему делу, общему благу, общей гармонии и правде человеческих отношений. Причем каждому в отдельности… ничего не нужно, и он может просуществовать кой-как… Лично он перенесет всякую гадость, даже согласится сделать гадость просто из-за куска хлеба, оботрется после оплеухи и т. д. И отдохнёт душою только в деле общем, совершенно поглощающем его личность (Г.Успенский).

 

Темы эссе

1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

2. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев).

3. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н.А. Бердяев).

4.  «Уважение к истине – начало премудрости» (А. Герцен).

5. «Чем выше человек в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды» (А. Радищев)

6. «Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности» (В. Розанов)

7. «Кто не знает горя, тот не знает и религии» (В. Розанов)

8.  «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо» (Л.Н. Толстой).

9. «Диалектика не есть ни начало, ни конец; по существу своему она середина, - является путем» (П. Флоренский).

10. «Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести у цели» (Н. Чернышевский).

11. «Смысл жизни не в том, что в ней есть, а в том, что в ней должно быть» (И. Бродский)

 

Темы рефератов

1. Социальная философия П.Я.Чаадаева.

2. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского.

3. Учение о смысле жизни и нравственном совершенствовании Л.Н. Толского.

4. Консервативно-религиозная концепция К.Н. Леонтьева.

5.  «Общее дело» Н.Ф. Федорова.

6. «Философия свободы» Н.А. Бердяева.

7. Русская философия о войне и мире.

8. Русский экзистенциализм. Н.А.Бердяев: судьба человека и смысл истории.

9. Философские концепции русского космизма.

10. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

11. Философия истории Л.Н. Гумилёва.

12. Понятие «соборность» в русской философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.02 с.)