Комплекс организационно-педагогических условий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс организационно-педагогических условий



3.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года.

Согласно п.3.3. Устава, продолжительность учебного года составляет 36 недель.

Начало учебного года для групп первого года обучения – с 15.09.2017г.

Начало учебного года для групп второго и последующих годов обучения с 01.09.2017г.

Окончание учебного года: 31.09.2018г.

В период осенних и весенних каникул, занятия проводятся по программе и стационарному расписанию. Занятость обучающихся в зимнее и летнее каникулярное время планируется по специальному графику/расписанию (экологические лагеря, экскурсии, коллективные творческие дела и др. формы деятельности), возможно с переменным составом.

Каникулы.

Осенние: 8 дней, с 29 октября по 5 ноября 2017 г

Зимние: 14 дней, с 1 по 14 января 2018 г

Весенние: 8 дней, с 25 марта по 1 апреля 2018 г. (для обучающихся I класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти

Летние: -92 дня, с 1 июня по 31 августа 2018 года

 

 


Календарный учебный график

№ группы

I полугодие

Зимние каникулы

II полугодие

Итого

сроки сроки Кол-во дней Учебные недели Каникулы (кол-во дней)
Группа №1 1 год обучения С 15.09.17 по 29.12.17 (16 недель,64 учебных дня) с 01.01.18 по 14.01.18 14 С 15.01.18 по 31.05.18 (20 недель, 80 учебных дней) 36 учебных недели (144 учебных дня) 14
Группа №2 2 год обучения С 01.09.17 по 29.12.17 (17 недель,68 учебных дней) с 01.01.18 по 14.01.18 14 С 15.01.18 по 31.05.18 (20 недель, 80 учебных дней) 37 учебных недель (148 учебных дней) 14
Группа №3 3 год обучения С 01.09.17 по 29.12.17 (17 недель,68 учебных дней) с 01.01.18 по 14.01.18 14 С 15.01.18 по 31.05.18 (20 недель, 80 учебных дней) 37 учебных недель (148 учебных дней) 14

3.2. Условия реализации программы

Для успешного построения учебно-воспитательного процесса необходимо создание предметной эколого-развивающей среды (ПЭРС). Кабинет оборудуется столами и стульями на семь посадочных мест (по 2 ребёнка за столом). Мебель и учебное оборудование должны быть подобраны в соответствии с разными антропометрическими показателями, могут комбинироваться друг с другом, дополняться и объединяться, позволяют трансформировать пространство кабинета, как педагогом, так и детьми в зависимости от образовательной ситуации и организационных форм работы (подгрупповой и индивидуальной). При создании ПЭРС должен соблюдаться принцип стабильности и динамичности: игровой материал, пособия расположены в строго отведенных для них местах – открытых стеллажах (полках), обеспечивают свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; игровой материал периодически меняется и обновляется. Все элементы ПЭРС (мебель, материалы и оборудование) должны иметь сертификаты качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Важное место в комплектации кабинета занимает зонирование.

1. Личная зона педагога.

2. Зона интеллектуального развития и творчества.

3. Зона игрового и физического развития.

4. Зона экологического развития (экспериментирования).

К кабинету могут быть привязаны различные виды «экологического пространства»: зимний сад, оранжерея, теплица, живой уголок, экологическая тропа, метеорологическая площадка, музей природы, зал релаксации, учебно-опытный участок, компьютерный класс, учебно-опытный участок. На стеллажах и полках может располагаться дидактический материал в виде дидактических карточек разного уровня сложности, пиктограммы, таблицы, схемы, картинки, фотографии с изображением растений и животных, опорные схемы для пошагового выполнения практических заданий, книги и пособия атласы растений и животных, Красная книга Башкортостана и т.д. В живом уголке возможно содержание природных объектов: рыбки в аквариумах, красноухая черепаха, волнистые попугайчики, хомячки, комнатные растения. Для занятий можно использовать различные коллекции: камней, почвы, ракушек, тактильного материала, бумаги, гербарий растений. Для игр-экспериментирований - лабораторная посуда из пластикового материала, микроскоп, лупа, песочные часы; технические средства обучения: компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеофильмы о растениях и животных, DVD-проигрыватель, коллекция мультфильмов и фильмов о природе, электронные учебники, тренажёры, интернет библиотека и другие электронные ресурсы.

 

Оснащение детской лаборатории

· Приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стёкла, чашечные часы, песочные часы, компасы, магниты, зеркала.

· Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ведёрки, воронки, мерные ложки.

· Природные материалы: камушки разного цвета, размера, формы; минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок; птичьи пёрышки, ракушки, шишки, жёлуди, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.

· Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные и металлические предметы, пластмасса.

· Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная, картон, фольга.

· Красители: акварельные краски, гуашь, ягодный сироп

· Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, мерные ложечки, шприцы без иголки, бинты.

· Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, коктейльные трубочки, мука, соль, цветные и прозрачные стёкла или пластиковые карточки, формочки, нитки, салфетки, ширма для обонятельных и сенсорных опытов, расчёски.

· Одежда для занятий: фартуки, перчатки, защитные очки.

 

Кадровые условия

При подборе педагогов, которые будут работать по данной программе, необходимо учитывать не только новые стандарты, предъявляемые к педагогам дополнительного образования, но и специальность. Желательно, что бы занятия вёл педагог, имеющий знания в области экологии, биологии, химии (учитель биологии, химии, географии, эколог). Из опыта работы, могу сказать, что с данной программой успешно справляются и воспитатели детских садов и учителя начальных классов, под руководством автора программы и соответствующих консультаций. По программе может работать и начинающий молодой педагог и опытный. Одно из требований, владение ПК и некоторыми компьютерными программами, умение работать в сетях, пользоваться интернет ресурсами и различными образовательными платформами.

 

3.3. Формы аттестации (контроля)

Подведение итогов реализации программы позволяют педагогу и обучающимся оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребёнка, профессиональную ориентацию, в соответствии с прогнозируемым результатом. В течение всего образовательного процесса педагог наблюдает за активностью каждого ребёнка: проводит беседы с детьми и их родителями; анализирует творческие работы, результаты выполнения диагностических заданий; проводит анкетирование, тестирование, собеседование, беседу, игру, коллективную рефлексию, самоанализ. Подведение итогов реализации программы проходит в форме защиты творческих работ и проектов, просмотра выставочного материала, участия в экологических конкурсах, на конференциях, слётах, олимпиадах, экологических десантах, экологических праздниках. Формы отслеживания результатов: игровое занятие, ролевые и дидактические игры, игры-развлечения, игры-экспериментирования, анализ и чтение художественной литературы с использованием приёма ИЗО «Портрет моего героя», конкурс фантастических проектов, конкурсзащиты плакатов, выставки. эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

3.4. Оценочные материалы

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности. Любовь к людям и природе.Ответственное отношение к окружающей среде.Доброжелательность к живым существам.Стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам.Доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека, культура общения, интеллигентность как высшая мера воспитанности.Стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Уровни (критерии) экологической воспитанности.

Начальный. Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой.

Элементарный. Сформированное мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности.

Продвинутый. Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

Высокий. Целостное мировоззрение в отношении природы и ее сохранение находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности.

 Профессионально-достаточный. Сформированная убежденность необходимости экологической воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

Творческий. Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по сохранению природы, овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля.

Вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам.

Текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

Рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

Итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Подведение итогов реализации программы позволяют педагогу и обучающимся оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребёнка, профессиональную ориентацию, в соответствии с прогнозируемым результатом. В течение всего образовательного процесса педагог наблюдает за активностью каждого ребёнка: проводит беседы с детьми и их родителями; анализирует творческие работы, результаты выполнения диагностических заданий; проводит анкетирование, тестирование, собеседование, беседу, игру, коллективную рефлексию, самоанализ. Подведение итогов реализации программы проходит в форме защиты творческих работ и проектов, просмотра выставочного материала, участия в экологических конкурсах, на конференциях, слётах, олимпиадах, экологических десантах, экологических праздниках.

    Например, для вводного инструктажа воспитанников первого года обучения можно использовать контрольные задания для определения уровня сформированности первоначальных экологических знаний по методике С.Н. Николаевой (Методика экологического воспитания дошкольников/С.Н.Николаева, -М.,1999). С каждым ребёнком работа проводится индивидуально.

Контрольные задания

для определения уровня сформированности первоначальных экологических знаний

(по методике С.Н. Николаевой )

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний (высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).

Задание 1

Определение уровня знаний

характерных особенностей неживой природы

(проводится индивидуально с каждым ребёнком)

 

Цель: определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема «Круговорот воды в природе».

Инструкция к проведению: педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

2. Где спряталась вода?

3. Кто не может жить без воды?

4. Где живёт вода?

5. Кому нужна вода?

6. Что такое кислый дождь?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень. (3 балла)

· Ребёнок без труда отвечает на вопросы;

· правильно называет отличительные признаки неживой природы:

· самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

· отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень. (2 балла)

· Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

· называет отличительные признаки неживой природы;

· нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего. (1 балл)

· Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

· не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

· затрудняется при ответе на вопросы.

Задание 2

Определение уровня знаний

по отношению к объектам живой и неживой природы

(проводится индивидуально с каждым ребёнком)

Цель: определение уровня знаний по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил (6 картинок, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению.

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (3 балла).

· Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

· правильно называет правила поведения в окружающей природе;

· анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень (2 балла).

· Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

· отвечает на дополнительные вопросы;

· не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень (1 балл).

· Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

· затрудняется при ответе на вопросы;

· не может анализировать поступки людей к природе.

Задание 3

Определение уровня знаний

времён года

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определение уровня знаний времён года.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

1. Какое время года тебе нравится больше и почему?

2. назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

3. Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

4. деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

5. с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

6. на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей:

7. Назови времена года;

8. назови три месяца осени;

9. назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

· Ребёнок правильно называет времена года;

· перечисляет их в нужной последовательности;

· знает характерные признаки каждого времени года;

· проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?

· по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

· выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень.

· Ребёнок правильно называет времена года;

· иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;

· в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

· на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

· выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

· Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

· затрудняется назвать их в нужной последовательности;

· не знает характерных признаков разных времён года;

· на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

· не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4

Определение уровня знаний

по отношению к миру природы

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определение уровня знаний по отношению к миру природы.

Инструкция к проведению.

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);

2. если нет животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

3. как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

4. что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

5. как мы можем помочь зимующим птицам?

6. какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

· Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

· знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

· понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

· без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

· Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

· в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

· иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

· может выразить своё отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

· Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

· не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

· не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

· затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

Задание 5

Определение уровня знаний

характерных особенностей представителей животного мира

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

1. как называется животное (птица, насекомое)?

2. что ты можешь рассказать о нём?

3. твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

· Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания.

· Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы.

· Сформирован стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Критерии и показатели экологической воспитанности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об окружающем мире) - знание ребенком характерных особенностей живой и неживой природы; - представления о труде родителей; - представления об экологических понятиях; -проявление интереса к явлениям окружающего мира и современного общества.
Поведенческо-деятельностный компонент (экологические умения, навыки) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение с взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экологические качества личности) - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

 

3.5. Методическое обеспечение

Преобладающими формами обучения разделов программы первого года являются: игровое занятие (темы №1,2,3,7), беседа (темы №4,5,6,7,8), экскурсии и целевые прогулки в эколого-биологические центры, в лес, художественный музей, библиотеку, школу, (темы №1,2,3,6,7), ролевые и дидактические игры, игры-развлечения (калейдоскоп игр, темы №5,7), анализ и чтение художественной литературы с использованием приёма ИЗО «Портрет моего героя», конкурс фантастических проектов, конкурс защиты плакатов, выставки. Уровень образованности детей первого года обучения можно рассматривать как начальный. Обучающиеся имеют лишь общие представления об экологических проблемах, наблюдается неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой. Поэтому разнообразные формы занятий первого года обучения направлены на повышение мотивации и интереса к образовательному процессу, на выявление интересов ребёнка, его возможностей, желаний; выявление профессиональных задатков и носят в основном ознакомительный характер. Перечисленные выше формы организации занятий формируют у детей навыки общения, установления дружеских контактов со сверстниками и педагогом. Большая часть занятий проводится в игровой форме с учётом психофизиологических, возрастных особенностей детей. Уже к концу первого года обучения у обучающихся наблюдается элементарный уровень экологической воспитанности. У большинства детей наблюдается сформированное мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщенно чувственным отношением к природе и человеку, но пока наблюдается неустойчивая потребность в экологической деятельности. Занятия второго года обучения проходят в форме дидактических игр (тема №1 «Основы экологии»), с использованием пиктограмм, схем, дидактических разно уровневых карточек. На втором году обучения педагог уже знает уровень развития каждого ребёнка и может построить занятие с учётом особенностей детей. Дидактические игры, дидактические карточки разного уровня как никогда помогают довести до ребёнка сложные на первый взгляд понятия экологии и делают их более доступными. Комплекс упражнений «Тренажёр ума» включает задания разного уровня сложности: системность и системный обзор (найди лишнее, составь цепочку подсистем для системы), рассмотри рисунок и составь рассказ, составь цепочку из живых или неживых объектов, задания на проверку инерции мышления с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов). Участвуя в «Тренажёрах ума» дети получают необходимые навыки использования приёмов и методов ТРИЗ, навыки использования информационно-коммуникативных технологий. На втором году обучения (тема№2 «Неживая природа») включаются игры-экспериментирования с воздухом, водой, почвой. Имея первоначальные знания об окружающем мире, умея находить причинно-следственные связи, теперь дети приступают к следующему этапу познания природы, делая свои маленькие открытия. Игры-экспериментирования развивают в детях умения сравнивать объекты и их признаки, находить характерные черты, уметь рассуждать, анализировать, делать выводы и умозаключения, сопоставлять теорию и практику. На таких занятиях воспитанники получают навыки обращения с лабораторной посудой и приборами-помощниками (лупой, микроскопом и т.д.). Для доступного понимания физического состояния вещества (твёрдого, жидкого, газообразного) применяется методика моделирования маленькими человечками (ММЧ). Данная методика применима к заданиям с высоким и средним уровнем сложности и используется в Теме№2 «Неживая природа» второго и третьего года обучения при изучении воды, воздуха, почвы. Со второго года обучения дети активно включаются в практическую деятельность (экологические десанты, подготовка кормушек, рисунков, плакатов, листовок, участие в экологических акциях, конкурсах, конференциях). Важными методами исследования окружающего мира являются наблюдение и метод «системный анализ». В теме №3 «Живая природа» практические занятия построены с использованием данных методов, которые используются для изучения разных представителей флоры и фауны, на примере декоративных животных, обитающих в живом уголке центра (аквариумные рыбы, красноухие черепахи, волнистые попугаи, декоративный кролик, тритон, лягушка и т.д.) и комнатных растений. Пользуясь методом системного анализа, обучающиеся определяют роль, место, функции объектов, их взаимодействие. Дети приходят к пониманию, что всё в мире систематизировано и взаимосвязано, и если нарушить одно звено всей цепочки, то нарушится другое звено. Невозможно изучение живой природы, не видя её красоту. Наблюдения на экскурсиях дают возможность в дальнейшем выражать свои эмоции на листе белой бумаги при помощи красок и карандашей. Поэтому, на втором году обучения, проводятся занятия по ИЗО, на которых обучающиеся выражают свои творческие способности в рисунке, аппликации, поделках из природного и бросового материала. Конечной целью образовательного процесса является формирование экологически грамотной личности. Иметь хорошие знания и умения недостаточно, важно, чтобы ребёнок совершал адекватные, правильные поступки по отношению к любому живому существу. Поэтому воспитанию нравственных поступков, выработке жизненно важных, приемлемых для нашего общества качеств, своего характера посвящена большая Тема№4 «Уроки нравственности с элементами экологии». К данной теме подобраны произведения известных педагогов В.А. Сухомлинского, Т.А. Шорыгиной, В. В. Зотова и др. Занятия проходят в форме чтения и анализа художественных произведений, просмотра мультимедийных презентаций. Автор программы разработала мультимедийные презентации и слайдовые звуковые мультфильмы по произведениям В.А.Сухомлинского и Т.А. Шорыгиной. Произведения В.А. Сухомлинского учат детей человеческим отношениям, решению проблем ребёнок-взрослый, ребёнок-ребёнок, взрослый-взрослый. Произведения Т.А.Шорыгиной – это экологические сказки, показывающие взаимосвязь объектов природы между собой, беседы о характере и чувствах. Стихи В.В.Зотова раскрывают красоту окружающего нас мира. Все занятия данной темы комбинированные, в них включён метод ИЗО «Портрет моего героя». Данный метод является диагностическим инструментом педагога. Педагог даёт право выбора персонажа. По рисунку ребёнка педагог может определить отношение ребёнка к персонажу. Ребёнок обычно подбирает персонаж по схожести к самому себе и поэтому можно определить некоторые характеристики воспитанника, его отношение к окружающему миру, настроение ребёнка в данный момент и т.д. Изучая произведения Т.А.Шорыгиной, обучающиеся сами сочиняют экологические сказки. Они используют метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного или нескольких объектов на другой. Этот метод развивает у детей воображение, фантазию, мышление, речь. Персонажами таких сказок бывают самые фантастические растения и животные. На втором году обучения у обучающихся наблюдается продвинутыйуровень экологической воспитанности. Третий год обучения предполагает более углублённый и расширенный курс обучения. Воспитанники объединения показывают высокий уровень экологической воспитанности, у некоторых детей начинают проявляться профессионально достаточный и творческий уровни экологической воспитанности.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

     

Методические виды продукции к программе «Мой мир»

Приложение №1

А Н К Е Т А

к учебно-исследовательской работе

«Эти загадочные пауки»

(для детей и родителей)

Как вы относитесь к паукам?

А) боюсь 

б) не боюсь

в) презираю (брезгую)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.129 с.)