Естественнонаучной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественнонаучной направленности



А Н К Е Т А

к учебно-исследовательской работе

«Эти загадочные пауки»

(для детей и родителей)

Как вы относитесь к паукам?

А) боюсь 

б) не боюсь

в) презираю (брезгую)

Если вы увидите паука, ваши действия?

А) убью его

б) попытаюсь прогнать

в) не буду обращать внимание на него

Боятся ли Ваши дети пауков?

А) да

б) нет

в) не обращают на них внимание

Вы суеверный человек (по отношению к паукам?)

а) да

б) нет

в) иногда

 

Ваше мнение о пользе пауков?

А) пауки вредны, не приносят пользы. Их нужно уничтожать

б) пауки приносят пользу. Их нужно беречь

в) пауков нужно занести в Красную книгу

Знаете ли Вы, что делать, если паук укусил?

А) знаю

б) не знаю

в) хотел бы узнать

Приложение№2

РАБОЧИЙ ЛИСТ

к занятию «Почва»

(знакомство с прибором-помощником – лупой)

ИМЯ РЕБЁНКА _______________________________________

  Объект исследования
Лист  
  Растение  
Камень  
Песок  
Почва  

Приложение№3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИСТОВКИ

«ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ БАШКОРТОСТАНА»

(авторская разработка)

Приложение №5

КНИЖКА – МАЛЫШКА

«ВОРОБЕЙ ДОМОВЫЙ»

(авторская разработка)

КНИЖКА – МАЛЫШКА

«ТОМАТ»

(авторская разработка)

Приложение№6

ШАБЛОНЫ К ЛЭПБУКУ

«МОЙ ОГОРОД»

(авторская разработка)

Приложение №7

ШАБЛОНЫ К ЛЭПБУКУ

«ГДЕ ЖИВЁТ ЗИМА?»

(авторская разработка)

Приложение №8

КНИЖКА – МАЛЫШКА

«ГОРОХ ПОСЕВНОЙ»

(авторская разработка)

Приложение №9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РАЗДЕЛУ

«Уроки нравственности с элементами экологии»

В.А. Сухомлинский «Пришли навестить больную»

 

Приложение №10

«В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ,

В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ...»

(конспект занятия по экологии)

 

 

Разработала: Батырова Зинфира Загитовна-

 педагог дополнительного образования

 

 

Уфа-2017

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

«В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ…»

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Повторение пройденного материала (работа по карточкам «Живая и неживая природа –разный уровень сложности) (5 мин.)

3. Основная часть «Четыре царства живой природы» (10 мин).

4. Дидактическая игра «В некотором царстве, в некотором государстве»

(10 мин.).

5. Заключительная часть. Рефлексия. (3 мин.)

Продолжительность занятия – 30 минут.

 

ЦЕЛЬ: знакомство с царствами живой природы и их представителями.

ЗАДАЧИ.

Образовательные: познакомить детей с основными понятиями экологии; закрепить знания о флоре и фауне, о живой и неживой природе; с царствами природы.

Развивающие: развить умение внимательно слушать; правильно отвечать на вопросы; активизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире; развивать память, развивать умения работать в малых группах.

Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру; воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение товарищей. Прививать любовь к родной природе.

ТИП ЗАНЯТИЯ: ознакомление с новым материалом.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, репродуктивный, наглядный, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха, метод обучающего контроля.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: подгрупповая.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор, экран; DVD плеер.

Дидактический материал: дидактические карточки «Живая и неживая природа», репродукции из сказок «Репка», «Федорино горе», картина «Весна», пикторграмма «Четыре царства», фломастеры или карандаши, дидактическая настольная игра по экологии «В некотором царстве, в некотором государстве…».

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6 - 9 лет

ХОД ЗАНЯТИЯ

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Ветки нагнули, кисти стряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки и плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылья сложили назад.

- Как можно назвать обитателей этого царства? (Животные.)

- Кто входит в это царство? (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и др.)

- Давайте рассмотрим рисунки, и найдем характерные черты животных (Рассказы детей.)

- А сейчас попробуйте назвать основные качества животных. (Дети называют все основные качества животных.)

- Спасибо, дети. Как вы много знаете. Продолжаем наш путь, и отправимся в последнее царство живой природы.

(Дети закрывают глаза, и ещё раз повторяют: раз, два, три, дверь в царство отвари).

Потом открывают глаза и окажутся в царстве грибов).

4. Царство «Грибы».

- Ребята, нам осталось узнать кто же живёт в этом царстве. Посмотрите на таблицу, кто догадался, кто здесь обитает? (Грибы)

- Кто из вас собирал грибы?

- Из каких частей состоит грибы? (Шляпка и ножка.)

- Какие грибы вы знаете? (Съедобные, несъедобные и условно съедобные)

- Грибы относят к растениям или животным? (Грибы не относятся ни к растениям, и ни к животным.)

- Ребята, оказывается, дрожжи для пирога – это тоже грибы, плесень на кусочке старого хлеба – это грибы.

- Вот и завершилось наше путешествие. В каких царствах мы с вами побывали? Что было интересным для вас? Что нового узнали вы на занятии?

 

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3 мин.)

Чтобы закрепить наши знания окончательно, загадаю вам три загадки, если угадаете, мы вернёмся с вами домой из нашего волшебного путешествия!

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками...

Ответ (Сосна)

 

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Ответ (Дерево)

 

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.

Ответ (Одуванчики)

 

У кого одна нога,
Да и та без сапога.

Ответ (Гриб)

Понравилось ли вам занятие? Спасибо вам за участие. За вашу старательность.

 

  ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАНТИЮ

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

(дидактическая карточка)

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

дидактическая настольная игра по экологии

«В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ…»

 

 

 

 

 

 

Приложение №11

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Республиканская детская заочная экологическая олимпиада

                             для детей дошкольного возраста  

«Экодетство»»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методическая часть. Методическое обеспечение организации Олимпиады.

2. Практическая часть. Проведение Олимпиады в ДОУ детский сад №29 и 164 Орджоникидзевского района города Уфы.

3. Приложение.

I.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СТРАНИЧКА В КОНТАКТЕ

о работе объединения со статьями автора

4. Список литературы

Список рекомендуемой литературы для педагогов

4.1 Нормативно - правовое обеспечение

1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

(дата обращения 03.05.2017).

2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

(дата обращения: 03.05.2017).

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года - URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 03.05.2017).

4. Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) - URL: http://www.rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html (дата обращения 03.05.2017).

5. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) - URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm (дата обращения: 03.05.2017).

6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27) - URL:

http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/11/11795/(дата обращения 23.05.2017).

7. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 №164.http://89.rospotrebnadzor.ru/directions/san_nadzor/48552/ (дата обращения 20.06.2017).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.

9. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан». - URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/bashkiriya-zakon696-reg-dok.html (дата обращения 03.05.2017).

10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о структуре официального сайта образовательной организации от 29 мая 2014 года № 785 http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty (дата обращения 10.06. 2017).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Москва http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty (дата обращения 04.06.2017).

12.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р Москва об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года. http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty (дата обращения 15.06. 2017).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2015 года № 742-р Москва об изменении распределения субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования врамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty (дата обращения15.06. 2017).

14. Приказ Минюста России от 8 сентября 2015 года № 613н. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». http://budget.1gl.ru/#!/document/99/420304265/ (дата обращения 10.06.2017).

15. Примерные  требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от 11.12.2006. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-do (дата обращения 10.06.2017).

 

4.2 Основной список литературы

1. Куприянов Б. В. Образовательные траектории в дополнительном образовании детей / Б. В. Куприянов, Л. А. Петерсон // Педагогическая диагностика. - 2013. - № 5. - 124с.

2. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013. - 96с.

3. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. Экологический дневник школьника. Учебно-методическое пособие. - Саратов, Научная книга, 2011. - 108с.

4. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. - М., Мозаика-Синтез, 2013. - 120 с.

5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2011. - 256с.

6. Социализация личности воспитанника в системе дополнительного образования детей: науч.-метод. сб. / под ред. Т. Н. Егоровой, В. П. Ушачева. - Магнитогорск, МаГУ. - 2012. - 91 с.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015. - 128с.

 

4.3 Дополнительный список литературы

 

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.

2. Андреева В.В., Мотыгуллина Г. А. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - с. 28-31.

3. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 1. - с. 73-74; №2. - с. 52-53.

4. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж, ИП Лакоценина Н.А., 2012. - 190с.

5. Бугаев А.Г. Птицы. - СПб, БКК, 2012. - 96 с.

6. Диканова И. Д. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - с. 62-64.

7. Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном, 2013. -128с.

8. Корнилова В. М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации. - М.: Сфера, 2013. -128с.

9. Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2015.- № 1. - с. 16-18.

10. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. - М., Учитель, 2013. - 232с.

11. Никифорова О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 5. - с. 26-32.

12. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - с. 17-21.

13. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - с. 14-18.

14. Новицкая В. А., Римашевская Л. С., Хромцева Т. Г. Правила поведения в природе для школьников: методическое пособие. - М., Педагогическая литература, 2011. - 128 с.

15. Программы воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М., Мозаика-Синтез. - 2011. - 368с.

16. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас. Методическое пособие / Под ред. Н.А. Рыжовой, С.И. Мусиенко. - 2-е изд. - М., Обруч. - 2013. - 208с.

17. Строкова О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2014.- № 10. - с. 25-28

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., ООО Концептуал, 2016.- 320 с.

19. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. - М., ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. - 240 с.

20. Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. - М., ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. - 172 с.

21. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.

 

4.4 Для детей и родителей

1. Бианки В. В. Чей нос лучше?: Рассказы и сказки / Худож. В. Бастыркин; Предисл. С. Сивоконя. – М.: Дет. лит., 2002. – 220с.

2. Гальперштейн Л. 100 весёлых фокусов. М., 2001

3. Дмитриев Ю. Лесные загадки. / Изд.: Стрекоза. 2007. – 64с.

4. Зальтен Ф. Бемби: Лесная сказка/Пересказ с нем. Ю. М. Нагибина; Рис. В. В. Бастыркина. – М.: Дет. лит., 2002. – 191с.

5. Зотов В.В. Лесная мозаика, М., 1993.

6. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999.

7. Киплинг Р. Сказки пер. с англ. / Р. Д. Киплинг. - М.: Книги "Искателя", 2003. - 160 с.

8. Паустовский К. Г. Прощание с летом: Рассказы и сказки /Рис. В. Романова. – М.: Махаон, 2004. – 144с

9. Пришвин М. М. Женьшень. Повесть. – Хабаровск: Кн. изд – во, 1987. – 104 с

10. Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.

11. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – М., 1983.

12. Сладков Н. И. Лесные тайнички: Рассказы и сказки / Предисл. Е. Дмитриченко. Рис. Н. Чарушина. – М.: Дет. лит., 2002. – 398 с.

13. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

14. Танасийчук В. Экология в картинках. – М.: Детская литература, 1989.

15. Фадеев Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.

16. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005

 

4.5 Интернет-ресурсы

1. Экологический портал. - URL:http://www.ecology-portal.ru/.

2. Экологический портал Вся экология. - URL:http://ecoportal.su/.

3. GREENWAVES - Международный портал по экологии и окружающей среде- URL:http://www.greenwaves.com.

4. Портал Природа России - URL:http://www.priroda.ru/.

5. Портал Информ-Экология - URL:http://www.informeco.ru/index.php

6. СайтЭкологический центр ассоциации «Экосистема»- URL:http://www.ecosystema.ru/.

7. EcoEdu - портал экологического образования и просвещения -URL:http://www.ecoedu.ru/.

8. Портал Сеть творческих учителей - URL:http://www.it-n.ru/.

9. Сайт Банк Интернет-портфолио для учителей - URL:http://bankportfolio.ru/dir/sajt_uchitelja/biologii/10.

10. Внешкольник.ру. Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty.

11. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования                                    детей и взрослых». Сайт Система Главбух.http://budget.1gl.ru/#!/document/99/420304265.

 

 

 

естественнонаучной направленности

«Мой мир»

 

 

Возраст обучающихся: 6-9 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

                    Автор-составитель:

                                                    Батырова Зинфира Загитовна,

                                                    педагог дополнительного образования

                

 

 

г. Уфа, 2017

2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Мой мир» естественнонаучной направленности рассчитана на 3 года обучения в объёме 144 часа в год (общий объём 432 часа), ориентирована на разновозрастную группу (6-9 лет) дошкольников и младших школьников. Программа «Мой мир» была утверждена на заседании Программно-экспертного совета ГАОУ ДПО ИРО РБ в 2015 году. На сегодняшний день, программа апробируется, её содержание обновляется и дополняется с учётом новых требований общества. В программу внесены изменения. Содержание программы предполагает разноуровневое, комплексное, дифференцированное обучение. Программа направлена на воспитание ребёнка как гуманной социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относится к природе. На основе эмоционально-эстетического восприятия природы, программа формирует у детей систему достоверных природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности природного мира – многообразие живых организмов, их единство со средой обитания, закономерности их роста и развития, помогает обрести ребёнку душевное спокойствие, снимает негативные проявления, может выступать мерой профилактики девиантного поведения. Внедрение регионального компонента в теоретическую и практическую часть программы ориентировано на конкретизацию экологической ситуации в республике, стране, мире – причины их возникновения и возможные пути их решения, вовлечение обучающихся в социально-ориентированные и природоохранные мероприятия, повышение уровня экологической культуры, формирование навыков рационального природопользования, сохранение своего здоровья.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в решении проблемы выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на формирование ключевых нравственных и других ценностей цивилизации и предполагает включение в образовательный процесс программ с обновлённым инновационным содержанием. Дополнительная общеобразовательная программа «Мой мир» направлена на повышение качества образовательного процесса, соответствия образования индивидуальным запросам ребёнка, запросам родителей, социальным запросам общества. Содержание программы содействует решению цели и задач, сформулированных Федеральными государственными стандартами нового поколения (ФГОС дошкольного, начального образования), способствует получению знаний и навыков из разных разделов естественных наук с использованием информационно-коммуникативных технологий, опыта и навыков проектной и исследовательской деятельности, участия в социально значимых проектах и акциях, формированию и развитию творческих способностей детей и активной жизненной позиции, базовых качеств целостной личности, укреплению здоровья, культуре здорового и безопасного образа жизни, удовлетворению индивидуальных потребностей, организацию свободного времени, социализации и адаптации к жизни в обществе, формированию общей культуры. В программе используются новые формы организации образовательного процесса, обновлённые современные педагогические технологии, цели, задачи, содержание. Поэтому, мы считаем, что данная программа будет интересна педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям, родителям.

Новизна программы заключается в объединении биологического, психологического, прикладного и исследовательского подходов к изучению системы Человек – Природа. Такой подход к образовательному процессу позволяет определить ребёнку своё место в окружающем его мире, почувствовать единство с миром природы, способствует выявлению различных компетентностей ребёнка (информационно-коммуникативных, исследовательских, проектных, творческих и др.). Программа ориентирована на общение детей с живой природой, с использованием регионального компонента. Обучающиеся изучают флору и фауну города Уфы и республики Башкортостан, знакомятся со сложившейся неблагоприятной экологической обстановкой района и города, республики. Формирование первоначальных основ экологической культуры и этики обучающихся происходит посредством изучения экологических знаков (знаков запрета), правил поведения в природе, привития опыта практической деятельности по сохранению и улучшению природного окружения. Широко используется воспитательный потенциал природы - прогулки по зелёным зонам города, уникальным природным объектам, экскурсии в ботанический сад, лимонарий, музеи, эколого-биологические центры, экзотариум, привлечение детей к труду по уходу за животными и растениями в Зимнем саду, оранжерее центра, озеленению, очистки территории. Программа развивает у обучающихся способность к художественному отображению явлений и предметов природы (рисование, лепка, аппликация).

Отличительными особенностями программы «Мой мир» от уже существующих программ дополнительного образования является включение в программу «Уроков нравственности с элементами экологии» и приёма ИЗО «Портрет моего героя». На таких занятиях, обучающиеся анализируют и обсуждают произведения В.А.Сухомлинского, В.В. Зотова, Э.Ю. Шима, Т.А. Шорыгиной. Произведения этих авторов обучают детей «языку чувств»: понимать состояние другого человека, животного, растения, сочувствовать или радоваться его настроению, адекватно определять своё поведение. Дети учатся выделять в произведениях отрицательных и положительных персонажей и передавать их характерные качества посредством рисунка «Портрет моего героя». Важное место в программе занимают игры-экспериментирования. Конечным продуктом такой деятельности являются учебно-исследовательские проекты, с которыми обучающиеся выступают на районных, городских, республиканских, всероссийских конференциях. Программой предусмотрена совместная деятельность обучающихся, родителей, воспитателей, учителей и педагогов в пропагандистской работе экологической направленности: изготовлении листовок, плакатов в защиту животных и растений, активное участие в экологических акциях разного уровня.

Возраст обучающихся - дошкольники и младшие школьники от 6 до 9 лет. Разновозрастной контингент объединения предполагает открытость и мобильность образовательного курса, поэтому программа построена по принципу вариативности, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации и дифференциации образовательного и воспитательного процессов. Организация образовательно-воспитательного процесса предполагает наличие индивидуальных маршрутов развития детей и использование таких образовательных технологий как компетентностный и личностно-ориентированный подходы, технологию сотрудничества, где учитываются склонности, способности, подготовленность, интересы и здоровье ребёнка. Программа предполагает гибкое использование часов групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Такое построение образовательного и воспитательного процессов даёт возможность заниматься с детьми различных категорий развития: одарёнными и нормально-развивающимися, требующими коррекции в развитии и знаниях, с ограниченными возможностями здоровья, дети из групп социального риска, дети из семей с низким социально-экономическим статусом.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года. Программа учитывает потребности и запросы детей. Предусматривает поэтапное получение знаний, которые оцениваются следующими уровнями (этапами) экологической воспитанности: начальный, элементарный, продвинутый, высокий, профессионально-достаточный, творческий. Организация образовательного процесса, учебная нагрузка, режим работы объединения построены с учётом основных нормативных условий СанПин.

Объём часов. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" объём часов по данной программе составляет: 1год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа – 15 человек, 4 часа в неделю; 2 год обучения – всего 144 часа, в расчёте 1 группа – 12 человек, 4 часа в неделю; 3 год обучения – всего 144 часа, в расчёте 1 группа – 10 человек, 4 часа в неделю.

Режим работы объединения. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 минут занятий устраивается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Занятия в организациях эколого-биологической направленности проводятся 2 раза в неделю (по 45 минут), из них одно проводится по подгруппам.

В организации учебно-воспитательного процесса используются как традиционные, так и инновационные формы, методы, методики и технологии обучения. Содержание программы предполагает вариативность, гибкость, мобильность построения воспитательно-образовательного процесса и использование различных педагогических методик и технологий воспитания и обучения детей. Методики и технологии воспитания и обучения детей подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.  Основными формами организации деятельности, учащихся на занятии являются: групповая (фронтальная), индивидуальная, (индивидуально-групповая), по подгруппам (звеньевая). Программа предусматривает следующие формы проведения занятий: экологические досуги и праздники, наблюдение в зимнем саду и на природе, экскурсии, игры-экспериментирования, труд в уголке природы, на участке, занятия и упражнения в виде познавательных игр, ролевые игры, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности (конкурс плакатов, зарисовки «Портрет моего героя», изготовление листовок, составление коллажей, аппликация, моделирование, изготовление развивающих тематических папок - лэпбуков и т.д.); экологический марафон, экологический субботник, экологическая акция, просмотр фильмов. На занятиях используются традиционные и инновационные методы и технологии обучения. Традиционные методы обучения: словесный (устное изложение, беседа, анализ текста), наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу), практический (тренинг, лабораторные работы, игры-экспериментирования), объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию), репродуктивный (воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности), частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске), исследовательский (овладение методами научного познания, самостоятельной творческой работы), метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ, наблюдение (метод чувственного познания природы), метод «отражённой природы». Инновационные методы. Приёмы и методы, технологии ТРИЗ: метод фокальных объектов (МФО), метод «системный анализ», методика ММЧ (моделирование маленькими человечками), приёмы фантазирования, комплекс упражнений «тренажёр ума», сочинение экологических сказок, приём ИЗО «Портрет моего героя». Для достижения высокого уровня и качества образовательного процесса используются такие инновационные педагогические технологии как: информационно-коммуникативные (готовые компьютерные программы и презентации, разрабатываются свои презентации и проекты к занятиям), проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения, технология «портфолио», командно-групповая работа (для реализации проектов), разноуровневое обучение (в условиях одной группы), технология развивающего обучения. Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): электронные учебники по экологии, предметные обучающие системы и среды, электронные учебные пособия (тренажёры, игровые и интерактивные программы, предметные коллекции, словари, практические и лабораторные занятия), электронные издания для контроля учебных достижений (тестовые задания, тесты), развивающие папки (лэпбуки). Для достижения образовательной цели создаются условия, благоприятные для инновационного развития. Обновляется техническая база. Предметно-развивающая среда предполагает использование различных средств обучения: натуральные объекты (растения и животные), технические средства (микроскоп, лупа, термометр, и т.д.), наглядные средства (карточки, пиктограммы, таблицы, схемы, карты, источники литературы) работа с учебниками, методическими пособиями, определителями, книгами. Инновационные средства обучения. К каждому изученному разделу подобраны познавательные загадки, кроссворды, викторины, интеллектуальные игры (КВН, ток-шоу, экологический калейдоскоп, и т.д.), которые позволяют выявить творческий потенциал ребёнка. Методы и технологии подбираются с учётом возрастных особенностей детей, уровня физического и интеллектуального развития, психоэмоциональных особенностей. Программой предусмотрено использование таких педагогических технологий как: личностно-ориентированное обучение, технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов), коллективный способ обучения, педагогика сотрудничества («проникающая технология»), технология ТРИЗ, игровые технологии, технологии развивающего обучения. Более подробно методы, методики и технологии раскрыты в методическом обеспечении программы.

2.2. Цель и задачи

Целью данной программы является: развитие и воспитание экологически грамотной личности, гармонично взаимодействующей с окружающей средой; привитие основ экологической культуры.

Для достижения цели программы необходимо поставить и решить несколько задач.

Образовательные задачи. Сформировать у воспитанников первоначальное научное мировоззрение об окружающем мире. Научить подмечать сходство и различие в наблюдаемом. Усвоить естественнонаучные знания о взаимодействии человека и природы. Сформировать у воспитанников ценностное отношение к миру людей и к природе. Овладеть навыками и умениями ухода за растениями, животными. Сформировать информационно-коммуникативный опыт и навыки.

Развивающие задачи. Развивать интерес к предметам: окружающий мир, биология, экология, география, краеведение, рисование, труд. Развивать навыки исследовательской и проектной деятельности. Грамотно и культурно относиться к природе. Уметь рассуждать. Развивать желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, слётах, природоохранных мероприятиях, акциях. Заниматься исследовательской деятельно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.138 с.)