Художественные средства построения композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные средства построения композиции.



Создание любого объекта предметно-пространственной среды – это работа с формой. Конечная цель – достижение художественной выразительной формы. Ход такой работы – процесс формообразования, из которого в учебных  целях можно условно выделить стадию построения формальной композиции. Эффективность процесса определяется логически обоснованным выбором композиционных средств.

Разделяют два основных вида композиционных средств:

 - графические (графика);

- пластические (пластика).

 

ГРАФИКА.

Графика – средство передачи на плоскости той или иной смысловой информации, художественная (декоративная) разработка формы. Графические средства включают в себя следующие компоненты:

- точка;

- линия;

- пятно (тон);

- цвет.

 

А) ТОЧКА.

Точка выделяется как графический акцент на плоскости, рассматривается в качестве композиционного средства, может фокусировать на себя внимание в зависимости от ее композиционных свойств:

- расположения на плоскости;

- относительного размера;

- силуэта;

- плоскости заполнения;

- яркости и т.д.

Точка часто используется для создания светотени, но может создавать в группа графические композиции.

Табл. 6. Примеры форм точек.

 

Табл. 7. Композиции из точек.

 

1. точка в центре                 2. группа точек
3. центрический комплекс свободных точек  4. большая точка, состоящая из множества малых
5. горизонтально – вертикально – диагональная точечная схема для свободной линеарной композиции 6. черная точка как простейшая цветовая величина
 
7. белая точка как простейшая цветовая величина  

 

Б) ЛИНИЯ.

Линия по форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).

Характер линейно-графической формы определяется материалом, техникой исполнения:

- рейсфедер – тонкая, прямая, четкая линия;

- карандаш – светлая, свободного начертания;

- перо – тонкая с утолщением, «живая»,

- перо «по сырому» - размытость линий;

- кисть – толстая с неоднородной толщиной и т.д.

Использование линии в композиции:

- обрисовка контуров (формы) объектов композиции и их внутренних деталей;

- выполнение различных рисунков (передача светотеневой разницы, фактуры и текстуры);

- направление движение взгляда к нужному месту композиции;

- создание визуальной ритмичности, движения и баланса;

- выделение границ и краев областей композиции;

- создание определенных эмоций и настроения;

- создание неглубокого пространства (перспективы).

 

Создание с помощью линий разной толщины встречного прогрессирующего ритма.

 

Табл. 8. Основные типы линий.

1. горизонталь – статичность, стабильность, покой 2. вертикаль – сила, мощь 3. диагональ - движение
4. ломанные 5.свободная многоугольная - динамика 6. кривая – свободно-волнообразная динамики
7. кривая – свободно-волнообразная с утолщением линии 8. кривая – геометрически волнообразная 9. соединенное движение кривых
10. встречное сочетание кривой и ломанной 11. центрированные свободные прямые 12. нецентрированные свободные прямые

 

 

Назначение линий в декоративной композиции – придавать изображению определенную окраску ощущений.

1. Кандинский. Диагональное напряжение и сопротивления с точкой, приводящей к внутренней пульсации всю внешнюю конструкцию 2. Кандинский. Двузвучие – холодное напряжение прямых, теплое напряжение кривых, скованное раскрепощается, пассивное концентрируется.
3. Кандинский. Линеарное строение картины «Маленькая мечта в красном» (1925) 4. Кандинский. Ахроматическое решение картины «Маленькая мечта в красном» (1925)
 
5. Кандинский. «Маленькая мечта в красном» (1925)  

 

В). ПЯТНО.

Пятно, в отличии от точки и линии, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Основные виды тональных графических форм для создания пятна:

- заливка;

- растяжка;

- отмывка с доводкой;

- набрызг по сырому;

- протирка;

- покраска;

- напыление;

- растр точечный;

- набрызг по сухому;

- тамповка;

- растр линейный;

- аппликация;

- коллаж и т.д.

С помощью использования различных видов тональных графических форм передаются композиционно-художественные свойства различных материалов.

 

 

Табл. 9. Тональные формы разного графического характера.

1. печать   2. протирка 3. тамповка
4. набрызг   5. мармирование «сухое» 6. мармирование «сырое»
7. печать по стеклу   8. протирка 9. процарапывание
10. коллаж 11. коллаж, тамповка кистью, фломастер 12. коллаж, тамповка кистью, фломастер, заливка тушью

 

Г. ЦВЕТ.

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

 

Табл. 10. Основные виды цветовых гармонических построений.

 

1. триада основных «излучаемых» (световых) цветов (в цвете)   2. триада основных «отражаемых» цветов (в цвете)
3. основной ахроматический круг   4. полный ахроматический круг
5. основной цветовой круг (композиционный) (в цвете) 6. полный цветовой круг (в цвете)

 

Свойства цвета:

- по составу:

1. ахроматические – белый и черный, оттенки серого, полученные их смешением;

2. хроматические – чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света.

- по цветовому тону – основной хроматический круг;

- светлота – степень присутствия в цвете белого или черного цветов;

- насыщенность – определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету;

- яркость цвета – связана с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности;

- тональность – совокупность оттенков в цветовой композиции – цветовая гамма;

- полихромия, палитра – сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм;

- активность – различаются по воздействию: активные цвета – ярко-красно-оранжевые; менее активные фиолетово-синие; нейтральные – желто-зеленые оттенки;

- теплота, легкость, мягкость – свойства цвета определяются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущением разных по цвету природных материалов и форм (льда, снега, воды, зелени, песка, солнца, огня и т.д.);

- эмоциональное воздействие на человека – развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека (носит субъективный характер: страх, нежность, подавленность, восторг, покой и т.д.);

- психологические и образно-эстетические свойства – отношение между цветом и выражением характера (светло-охристые – успокоение; красно-золотистые 0 роскошь и богатство; пурпурно-золотистые – достоинство и власть и т.д.)

 

ПЛАСТИКА

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикале и глубине.

Пластический характер формы обуславливается развитием формы в том или ином направлении.

Различают следующие виды пластических форм:

- линейно-пластическая;

-плоскостная;

-объемная;

-пространственная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.57.52 (0.016 с.)