Институт архитектуры и искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт архитектуры и искусств



ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

 

И.А. ЯГУЗА

 

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

Ростов-на-Дону

2008 г.


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

 

Рекомендовано учебно-методическим советом ИАрхИ ЮФУ

 

На обложке: В.Кандинский «Красный – желтый - голубой»


УДК

Ягуза И.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Композиция» для специальности «Декоративно-прикладное искусство» - Ростов н/Д: Институ Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, 2008.- с., илл. В тексте

 

 

Учебно-методическое пособие содержит теоретические положения и графические материалы, необходимые для выполнения практических учебных заданий по композиции студентами 1-го курса специальности «Декоративно-прикладное искусство». Материалы могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих основы декоративной композиции. Учебно-методическое пособие также может представлять интерес для студентов художественно-графических факультетов средних специальных художественных учреждений, а также будет полезно педагогам дополнительного образования детей.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой графического дизайна ЮРГИ, канд. архитектуры, доцент Бучка А.М.

Зав. кафедрой ИЗО ИАрхИ ЮФУ, кандидат искусств., член СХ РФ Неклюдова Т.П.

 

 

Ó ИАрхИ ЮФУ, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

     
  Введение…………………………………………………………. 6
1. Цели и задачи курса…………………….………………………. 8
2. Основные законы визуального восприятия при композиционном построении…………………………………...   9
  2.1. Закон завершения……………………………………. 9
  2.2. Закон направления движения (продолжаемости)….. 10
  2.3. Закон подобия (похожести)…………………………. 10
  2.4. Закон соседства (близости)………………………….. 11
  2.5. Закон выравнивания…………………………………. 12
3. Художественные средства построения композиции:…………. 14
  3.1. Графика……………………………………………… 14
    а). Точка ……………………………………………… 14
    б). Линия……………………………………………… 16
    в). Пятно……………………………………………… 18
   г). Цвет……………………………………………….. 21
  3.2.Пластика………………………………………………. 23
  а) Линейно-пластическая форма…………………….. 23
  б) Плоскостная форма………………………………... 24
  в) Объемная форма…………………………………… 26
  г) Пространственная форма………………………….. 27
4. Средства гармонизации композиции…………………………... 32
  4.1. Ньюанс – контраст…………………………………… 32
  4.2. Статика – динамика………………………………….. 33
  4.3.Симметрия – асимметрия…………………………….. 36
  4.4. Метр – ритм…………………………………………... 36
  4.5. Пропорции……………………………………………. 37
  4.6.Размер – масштаб……………………………………... 39
  Выводы…………………………………………………….. 41
5. Учебные задания………………………………………………… 42
  5.1. Учебные задания по построению композиции (I семестр) с требованиями к графическому выполнению работ.. 42
  5.2. Учебные задания по построению композиции (II семестр) с требованиями к графическому и макетному выполнению работ………………………………………………. 48
6. Примеры выполнения композиционных заданий……………... 53
  Список рекомендуемой литературы (основной)………………. 68
  Краткий словарь терминов……………………………………… 70
     
     

 


ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только все известные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства – живописи, графики и скульптуры. Но и органичная способность к художественному синтезу основана на применении принципов композиционного формообразования.

Термин «Композиция» (от лат. compocitio – составление, соединение) употребляется, как правило, в двух смыслах. Словарь русского языка (АН СССР, 1981) определяет и разъясняет оба эти смысла:

 - строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства, литературы;

- произведение живописи (и других видов изобразительного искусства), имеющие определенное построение, единство.

Однако в отличии от остальных видов искусств (музыки, театра, кино) и литературы, воспроизведение которых растянуто во времени, произведения изобразительного искусства и их композиции воспринимаются зрителем сразу и в целом. Именно поэтому композиции произведения уделяется первостепенное значение.

Единство и целостность – основа композиции: именно единство взаимодействия композиционных приемов создает впечатление целостности при рассмотрении произведения.

Гармоничность (от греч. harmonia - гармония) – стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение искусства.

Цель процессов гармонизации композиции – смягчение несоответствий в деталировке целого общему замыслу автора, уточнение и корректировка визуальных характеристик, композиционных построений и цветовой гаммы графического изображения и т.д.

Гармоничность композиции реализуется при соблюдении пяти признаков формирования целостности художественного объекта (по П.Ганзену):

- повторяемость свойств целого в его частях;

- соподчинение частей в целом;

- соразмерность частей в целом;

- уравновешенность частей целого;

- суммарная целостность восприятия.

Во все времена и во всех видах изобразительного искусства высоко ценились чутье и умение художника выстраивать логически четкую, легко воспринимаемую визуально, правильно читаемую и ясно понимаемую композицию. Об этом говорят те требования, которые осознанно предъявлялись к самым распространенным произведениям декоративно-прикладного искусства российскими художниками и мастерами XVII в. К таким предметам можно отнести вазы, чаши, кубки, кувшины, различные предметы быта. Независимо от того, имели эти изделия только декоративное или же декоративно-прикладное назначение, в них особо ценилась композиционная слаженность отдельных элементов в общем построении формы.

И все же несмотря на очень давнее, устойчивое и в целом правильное понимание сути композиции как важнейшей составляющей части творческого процесса, художники и дизайнеры вплоть до начала XX в. выстраивали свои композиции, руководствуясь исключительно собственной творческой интуицией и опытом предшественников.

Уже в начале XX в., а точнее к 30-м г.г. XX в., почти одновременно в России и за рубежом возникла и получила развитие общая концепция, а вслед за ней и общая методика композиционного построения произведений изобразительного искусства, опирающаяся на психофизиологические законы визуального восприятия. (За рубежом и у нас эту психофизиологическую теорию называют «гештальт», или «гестальт», - от нем. Gestalt, что приблизительно означает «целостная форма»).

Стоит напомнить, что законы визуального восприятия действуют независимо от желания и воли людей. Когда человек каменного века впервые изобразил на стене пещеры свое представление об окружающем мире, его рисунок уже подчинялся законам визуального восприятия.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

 

Цель курса – овладеть теоретическими и практическими основами композиции, получить графические навыки, навыки макетирования, понимание закономерностей формообразования.

Задачи курса:

 - получение знаний о художественных средствах построения композиции;

- получение представлений об основных принципах композиционно-художественного формообразования;

- получение знаний о пропорциональных и пластических закономерностях гармонизации художественной формы;

- овладение навыками стилизации в графической композиции;

- овладеть умением анализировать композиционно-художественную форму;

- овладение графической культурой;

- развитие художественной культуры и вкуса.

 

 

ЗАКОН ЗАВЕРШЕНИЯ.

Закон завершения основывается на свойстве человеческого мозга самостоятельно создавать или же дополнять недостающую (или же пропущенную) визуально-образную информацию и восполнять его недостающие части объекта для завершения его формы или же всей композиции в целом.

Закон завершения также иногда называют законом упрощения – мозг автоматически стремится выбрать наиболее простую форму.

 

Табл. 1. Визуальное завершение формы.

 

1.Последовательно убывающая линия контура
2.Различные геометрические формы
3. С одновременным упрощением
4. Комбинация визуальной завершенности темных и светлых фигур.

 

ЗАКОН ПОДОБИЯ (ПОХОЖЕСТИ).

Закон подобия определяет связь между внешним видом объектов и тем эффектом, какое этот внешний вид оказывает на их группу (визуальное объединение в группы).

Согласно закону подобия, объекты композиции, имеющие похожие признаки и свойства (форма, размер, масса, цвет, цветотень, светотень, фактура, текстура, похожая ориентация на плоскости композиции) воспринимаются как взаимосвязанные объекты, принадлежащие одной группе. При увеличении количества информации до определенного предела, мозг упрощает ее путем группировки.

 

Табл. 3. Основные виды визуальных подобий.

 

1. по форме 2. по размеру 3. по размеру, а не по форме    
 
4. по цвету, а не по форме 5. по форме, а не по направлению движения  

 

ЗАКОН СОСЕДСТВА (БЛИЗОСТИ).

Закон соседства определяет связь между месторасположением объекта в композиции и тем эффектом, какое оказывает это месторасположение на объединение объектов в группу. Используя закон соседства, можно добиться как единства, так и разнообразия в композиции.

 

Табл. 4. Основные типы соседства.

1а. «близкие края» 1б. «близкие края» 2. «касание»    
3а. «оверлепинг» (наложение, нахлест); контуры видны 3б. «оверлепинг», контуры не видны 3 в. «оверлепинг»

 

Усиление группирующего эффекта в порядке возрастания:

- по форме;

- с близкими краями контуров;

- касание контуров;

- оверлепинг с двухцветными и многоцветными объектами;

- оверлепинг с одноцветными объектами.

 

ЗАКОН ВЫРАВНИВАНИЯ.

Закон выравнивания основывается на «выравнивании» визуальных объектов по отношению друг к другу с учетом их взаимного расположения (формы, размеров, массы, цвета и фактуры) с тем, чтобы для лучшего восприятия этих объектов сгруппировать их в условные «выровненные» группы. Закон используется для создания композиционного баланса и гармонии.

 

Табл. 5. Основные типы выравнивания.

  1. Центральное, относительно собственных осей главного объекта.  
  2.а. краевое – образование общей формы.  
  2б. краевое – формируют и образуют несколько групп.  
3. краевое и центральное выравнивание относительно наклонных осей.  
   

 


ГРАФИКА.

Графика – средство передачи на плоскости той или иной смысловой информации, художественная (декоративная) разработка формы. Графические средства включают в себя следующие компоненты:

- точка;

- линия;

- пятно (тон);

- цвет.

 

А) ТОЧКА.

Точка выделяется как графический акцент на плоскости, рассматривается в качестве композиционного средства, может фокусировать на себя внимание в зависимости от ее композиционных свойств:

- расположения на плоскости;

- относительного размера;

- силуэта;

- плоскости заполнения;

- яркости и т.д.

Точка часто используется для создания светотени, но может создавать в группа графические композиции.

Табл. 6. Примеры форм точек.

 

Табл. 7. Композиции из точек.

 

1. точка в центре                 2. группа точек
3. центрический комплекс свободных точек  4. большая точка, состоящая из множества малых
5. горизонтально – вертикально – диагональная точечная схема для свободной линеарной композиции 6. черная точка как простейшая цветовая величина
 
7. белая точка как простейшая цветовая величина  

 

Б) ЛИНИЯ.

Линия по форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).

Характер линейно-графической формы определяется материалом, техникой исполнения:

- рейсфедер – тонкая, прямая, четкая линия;

- карандаш – светлая, свободного начертания;

- перо – тонкая с утолщением, «живая»,

- перо «по сырому» - размытость линий;

- кисть – толстая с неоднородной толщиной и т.д.

Использование линии в композиции:

- обрисовка контуров (формы) объектов композиции и их внутренних деталей;

- выполнение различных рисунков (передача светотеневой разницы, фактуры и текстуры);

- направление движение взгляда к нужному месту композиции;

- создание визуальной ритмичности, движения и баланса;

- выделение границ и краев областей композиции;

- создание определенных эмоций и настроения;

- создание неглубокого пространства (перспективы).

 

Создание с помощью линий разной толщины встречного прогрессирующего ритма.

 

Табл. 8. Основные типы линий.

1. горизонталь – статичность, стабильность, покой 2. вертикаль – сила, мощь 3. диагональ - движение
4. ломанные 5.свободная многоугольная - динамика 6. кривая – свободно-волнообразная динамики
7. кривая – свободно-волнообразная с утолщением линии 8. кривая – геометрически волнообразная 9. соединенное движение кривых
10. встречное сочетание кривой и ломанной 11. центрированные свободные прямые 12. нецентрированные свободные прямые

 

 

Назначение линий в декоративной композиции – придавать изображению определенную окраску ощущений.

1. Кандинский. Диагональное напряжение и сопротивления с точкой, приводящей к внутренней пульсации всю внешнюю конструкцию 2. Кандинский. Двузвучие – холодное напряжение прямых, теплое напряжение кривых, скованное раскрепощается, пассивное концентрируется.
3. Кандинский. Линеарное строение картины «Маленькая мечта в красном» (1925) 4. Кандинский. Ахроматическое решение картины «Маленькая мечта в красном» (1925)
 
5. Кандинский. «Маленькая мечта в красном» (1925)  

 

В). ПЯТНО.

Пятно, в отличии от точки и линии, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Основные виды тональных графических форм для создания пятна:

- заливка;

- растяжка;

- отмывка с доводкой;

- набрызг по сырому;

- протирка;

- покраска;

- напыление;

- растр точечный;

- набрызг по сухому;

- тамповка;

- растр линейный;

- аппликация;

- коллаж и т.д.

С помощью использования различных видов тональных графических форм передаются композиционно-художественные свойства различных материалов.

 

 

Табл. 9. Тональные формы разного графического характера.

1. печать   2. протирка 3. тамповка
4. набрызг   5. мармирование «сухое» 6. мармирование «сырое»
7. печать по стеклу   8. протирка 9. процарапывание
10. коллаж 11. коллаж, тамповка кистью, фломастер 12. коллаж, тамповка кистью, фломастер, заливка тушью

 

Г. ЦВЕТ.

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

 

Табл. 10. Основные виды цветовых гармонических построений.

 

1. триада основных «излучаемых» (световых) цветов (в цвете)   2. триада основных «отражаемых» цветов (в цвете)
3. основной ахроматический круг   4. полный ахроматический круг
5. основной цветовой круг (композиционный) (в цвете) 6. полный цветовой круг (в цвете)

 

Свойства цвета:

- по составу:

1. ахроматические – белый и черный, оттенки серого, полученные их смешением;

2. хроматические – чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света.

- по цветовому тону – основной хроматический круг;

- светлота – степень присутствия в цвете белого или черного цветов;

- насыщенность – определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету;

- яркость цвета – связана с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности;

- тональность – совокупность оттенков в цветовой композиции – цветовая гамма;

- полихромия, палитра – сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм;

- активность – различаются по воздействию: активные цвета – ярко-красно-оранжевые; менее активные фиолетово-синие; нейтральные – желто-зеленые оттенки;

- теплота, легкость, мягкость – свойства цвета определяются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущением разных по цвету природных материалов и форм (льда, снега, воды, зелени, песка, солнца, огня и т.д.);

- эмоциональное воздействие на человека – развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека (носит субъективный характер: страх, нежность, подавленность, восторг, покой и т.д.);

- психологические и образно-эстетические свойства – отношение между цветом и выражением характера (светло-охристые – успокоение; красно-золотистые 0 роскошь и богатство; пурпурно-золотистые – достоинство и власть и т.д.)

 

ПЛАСТИКА

Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикале и глубине.

Пластический характер формы обуславливается развитием формы в том или ином направлении.

Различают следующие виды пластических форм:

- линейно-пластическая;

-плоскостная;

-объемная;

-пространственная.

 

Б. ПЛОСКОСТНАЯ ФОРМА.

Плоскостная форма характеризуется одновременным развитием в двух основных координатных направлениях – по горизонтали и вертикали при незначительном развитии в глубину.

Пластические свойства поверхности:

- текстура;

- фактура;

- рельеф.

Текстура – характеризует декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы.

Фактура – пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю.

Основные виды фактурных поверхностей:

- гладкая;

- матовая;

- шероховатая;

- зернистая;

- пористая

- плетеная;

- ворсистая;

- волокнистая;

- мелкая штамповка;

- гофрированная;

- «вафельная»;

- «плитняк»;

- камень грубой кладки;

- бугристая;

- приближенная к рельефу.

 

Рельеф – характеризуется более крупным, чем фактура, пластическим строением плоскостной формы.

 

Табл. 11. Основные виды рельефных форм.

контррельефные и горельефные  
профильные  
изогнуто-прорезные  
с накладными элементами

 

Важное значение для выявления характера плоскостной формы имеет цветовая моделировка. Цвет может подчеркнуть или нарушить принятый в композиции пластический строй:

- подчеркивание характера – близкие (родственные) цвета;

- обогащение характера (с разрушением) - далекие цвета.

  Подчеркивание характера (в цвете)
    Обогащение характера (с разрушением) (в цвете)

 

В. ОБЪЕМНАЯ ФОРМА.

Объем характеризуется относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, по вертикали и в глубину; такое развитие предопределяет скульптурный характер объемной формы.

Композиционный признак объемной формы – геометрический вид (куб, параллелепипед, конус, пирамида, шар и т.д.).

Пластический характер – степень открытости, зависит от заполнения объемной формы пространством:

- закрытый – отсутствие пространства, замыкание формообразующих плоскостей, предельная плотность массы; монументальность;

- полуотрытый – частичное ограничение формы, разное расположение плоскостей относительно друг друга; легкость;

- открытый – формообразование за счет использования линейно-пластических элементов; воздушность.

 

Виды объемных форм на примере куба.

 

Для выявления пластического характера объема применяют пластическую и графическую моделировку.

 

Г. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА.

Пространственную форму (композицию) отличает преимущественное движение в глубину при развитии в других координатных направлениях.

Различают следующие виды пространственной композиции:

- фронтально-пространственная;

- объемно-пространственная;

- глубинно-пространственная.

 

НЮАНС - КОНТРАСТ.

Нюанс и контраст являются средствами гармонизации композиции по степени сходства и различия элементов композиции, выявляется при сравнении элементов по одному композиционному свойству (размеру, геометрическому виду, цвету и т.д.). Элементы композиции могут находиться в контрастном отношении по одному признаку и нюансом - по другому признаку.

Нюанс – характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам, может быть сближенным (незначительно увеличение размеров, уплощение рельефа, оранжево-красные и красные оттенки и т.д.) и отдаленными (прямое или параллельное изменение свойств элементов – увеличение размеров, яркости цвета и т.д.). Нюанс способствует установлению зрительного равновесия и цельности композиции.

Контраст – характеризуется резким отличием элементов композиции, сильнее выявляются художественные качества каждого элемента; может быть сдержанным и обостренным.

Сдержанный контраст – резкое различие второстепенных элементов.

Обостренный контраст – резкое отличие главного элемента от второстепенных элементов (в размерах, цвете, форме, пластике и т.д.).

Полярность – характеризуется крайним состоянием контраста, при котором проявляется полное различие элементов по всем композиционным свойствам. Композиция может приближаться к разрушению, уравновешенность композиции может быть достигнута при достижении равновесия между элементами по одному из признаков, при различии по другим признакам.

С помощью контрастных противопоставлений можно достичь следующих эффектов:

- создавать между элементами композиции динамичное напряжение (конфликт);

- подчеркивать и взаимно усиливать различные признаки и свойства;

- увеличивать визуальное разнообразие;

- визуально выдвигать вперед отдельные элементы композиции из картинной плоскости, используя разницу в их размерах и т.д.

 

СТАТИКА – ДИНАМИКА.

Статика и динами являются средствами гармонизации композиции по степени стабильности композиционной формы.

Виды стабильности формы по степени зрительного и физического восприятия:

- зрительно и физически статичные (монументальность);

- физически статичные, но зрительно динамичные (некоторая неуравновешенность);

- зрительно статичные, по физически частично динамические (двигаются отдельные элементы при статичной основе);

- зрительно и физически динамичные (стремительный характер).


Табл. 14. Основные виды статичных форм.


Табл. 15. Основные виды динамичных форм.


СИММЕТРИЯ – АСИММЕТРИЯ.

Симметрия и асимметрия являются средствами гармонизации композиции, определяющими расположение элементов композиции относительно главной оси, если одинаково – симметрия, при незначительном отклонении – дисимметрия, при значительном отклонении – асимметрия.

Виды симметричной композиции:

- зеркальная (одинаковое расположение элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, проходящей по центру композиции);

- осевая (типична для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются равномерно вокруг этой оси);

- винтовая (типичная для объемной формы, имеющей центральную ось, элементы располагаются неравномерно относительно оси со смещением или сокращением).

Симметрия обеспечивает зрительное равновесие композиции; асимметричная композиция целостна когда фактическая неуравновешенность компенсируется общим зрительным равновесием формы. В композиции может присутствовать несколько композиционных осей, определяющих расположение второстепенных элементов композиции).

Симметрия и асимметрия могут присутствовать в композиции одновременно (необходимо добиться целостности зрительного восприятия).

 

МЕТР – РИТМ

Метр и ритм являются средствами гармонизации композиции, устанавливающими закономерности порядка в расположении частей композиции.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов (ясность и четкость формы; при протяженности может возникнуть монотонность).

Приемы устраняющие монотонности:

- сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;

- выделение в метрическом ряду группы элементов;

- установление разрывов между группами;

- изменение отдельных свойств повторяющихся элементов;

- оживление метрического ряда за счет включения акцентов.

Ритм – сложный порядок чередования элементов композиции, основанный на неравномерном изменении свойств элементов или интервалов между ними (линия, цвет, геометрический вид, рельеф и т.д.).

Состоя из одного или нескольких рядов, метр и ритм могут быть простыми или сложным (многорядным).

Ритмические ряды могут иметь параллельную или встречную направленность, могут развиваться в разных координатных направлениях (по вертикали, по горизонтали, в глубину).

 

ПРОПОРЦИИ.

Пропорция является средством гармонизации композиции, характеризует гармоничную связь не одной, а нескольких форм, выражает соразмерность двух и более отношений.

Виды пропорциональных соотношений:

- арифметическая (увеличение каждого последующего числа на одну и туже величину);

- гармоническая (обратная арифметической);

- геометрическая (увеличение каждого последующего числа в одно и тоже число раз);

- геометрического построения форм («золотое сечение», правило двух прямоугольников и т.д.).

В композиционном плане очень эффективен метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм – прямоугольников. Этот способ дает наглядную возможность установить связь элементов композиции друг с другом и с целым.

Пропорциональный модуль дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин.

 

Табл. 16. Виды пропорций – геометрические построения.

Геометрическое построение и буквенно-численное выражение «золотой» пропорции
Геометрическое построение и буквенно-численное выражение модульной сетки.
Деление формата композиции по правилу двух прямоугольников.
Геометрический способ ритмического деления формата.
  Композиции созданные на основе заданных пропорциональных отношений.

 

РАЗМЕР – МАСШТАБ.

Размер и масштаб являются средствами гармонизации композиции, характеризующими внешнее состояние и величину формы.

Размер выражает абсолютную величину формы (малая, большая), измеряется абстрактной единицей (системы мер – метр, дюйм и т.д.).

Масштаб выражает относительную величину формы, соразмерную с другой исходной величиной (например, отношение натурального размера к изображаемому размеру – размерный масштаб).

Виды масштаба:

- размерный;

- численный;

- линейный;

- композиционный (зрительное соответствие формы человеку);

- двойственный (зрительное соответствие формы человеку и пространству, в котором находится).

Основные приемы масштабной корректировки формы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.191 с.)