Предмет и задачи патопсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи патопсихологии



Предмет и задачи патопсихологии

Материалы из лекций:

Патопсихология – психологическая дисциплина, изучающая психологические механизмы и закономерности нарушения и распада психики при психических заболеваниях в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Объект – нарушения психики

Предмет – психологические механизмы и закономерности нарушения психики

Основной метод – метод патопсихологического эксперимента (специально организованная ситуация исследования, позволяющая создавать условия для проявления психической деятельности испытуемого, которая приближена к нормальным условиям)

Практические задачи патопсихологии:

1. Диагностическая (изучение и определение основных феноменов нарушения психической деятельности, их психологическая классификация, выявление основных механизмов нарушения и сопоставление с определенными нозологиями)

Патопсихологический эксперимент позволяет создать условия, в которых могут быть вскрыты нарушения психической деятельности. Дифференциальная диагностика позволяет выделить характерные нарушения, которые позволяют отнести расстройство к определенному варианту синдромов.

2. Экспертиза (трудовая, судебная, медико-психолого-педагогическая, детская). Установочное поведение – намеренное искажение результатов исследования. В него входят:

· Симуляция - сознательное притворное поведение, заключающееся в изображении несуществующих признаков психического расстройства;

· Диссимуляция - преднамеренное утаивание, сокрытие имеющегося психического заболевания или отдельных его симптомов.

· Аггравация – сознательное преувеличение существующих болезненных явлений с целью добиться желаемого решения экспертизы;

· Сюрсимуляция – воспроизведение психически больным признаков психической болезни, не свойственных его заболеванию.

3. Выявление структуры нарушения психической деятельности (сюда же входит задача узнать то, что осталось функционировать);

4. Изучение фармакологических действий различных препаратов на психическую деятельность (сюда входит как анализ самого препарата, так и влияние препарата на психическое состояние больного);

5. Реабилитационная (консультирование, психотерапевтическая работа, психокоррекция, социальная реабилитация)

 

Нарушения психической деятельности при эпилепсии.

Определение понятия

Эпилепсия - энодогенно-органическое заболевание с хроническим течением, возникающее преимущественно в детском или юношеском возрасте, характеризуется разнообразными параксизмами (приступами, припадками), а также изменениями личности, нередко достигающие степени выраженного слабоумия.

Клиническая картина

Эпилепсия связанна с интенсивным, патологическим возбуждением определенного участка головного мозга, что определяет ситуации приступа.

Большой судорожный припадок возникает внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  • Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  • Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  • Амнезия.

Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить локализацию поражения.

Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:

  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • Пароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки – дисфории (легкость возникновения эмоциональность связей, переход к негативному настрою, раздражительности, злобе).

Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Это особое состояние, которое может сопровождаться звуковыми/обонятельными галлюцинациями, изменением настроения.Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.

Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов.

Параксизм - приступ, припадок. Во время припадка происходит полная потеря сознания, моторная обездвиженность, например, гладкой мускулатуры - может прикусить язык и задохнуться. Приступ амнезируется больным, т.е. больной не помнит, что с ним происходит. Но он может по контексту восстановить картину произошедшего.

Память.

  1. Динамический аспект. При выполнении методик у больного может наблюдаться инертность (стереотипное воспроизведение слов), тугоподвижность, контаминации, низкий темп деятельности, трудности переключения.

· В методике пиктограмм идет долгий поиск опосредующего звена (что можно нарисовать).

· В методике на запоминания слов характерна низкая продуктивность первого воспроизведения, отсутствует нарастание количества воспроизведённых элементов с увеличением числа повторов (кривая запоминания в виде плато). Объем запоминания нарастает очень медленно. Больной не истощается. Может быть добавлено новое слово (например, из прошлого задания) – контаминации.

  1. Мотивационный аспект. Категоричность, нарушения опосредования (опосредующий образ избыточен, в методике пиктограмм происходит сдвиг мотива на цель: цель запомнить теряется - меняется на цель нарисовать). Само опосредование нарушает запоминание. У больных наблюдается гипермотивация, которая приводит к застреванию. Эпилептик уходит в попытку контролировать все до точности, учесть все детали (что невозможно). Попытки экспериментатора направить в нужное русло деятельности оказываются малопродуктивными.
  2. Операционный аспект. Характерен суженный объем памяти, контаминации. (методика 10 слов)

Мышление (если говорить об эпилептиках с особым типом дефекта)

  1. ДА. Инертность (вязкость, тугоподвижность, стереотипии (устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз), персеверации (устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения))
  2. ОА. Снижение уровня обобщения - больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам.

· Методика исключения предметов – группы формируются по конкретно-ситуативным признакам (эти вещи есть у меня дома, а этого нет)

· Методика классификации - могут даваться схожие обобщения для разных предметов, конкретно-ситуативные основания, больной может разделять предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы.

  1. МА (может быть не нарушен).

Варианты нарушения: резонерство/нарушение критичности (убежденность в своей правоте, неспособность совмещения требований с уровнем выполнения) /трудности планирования мыслительной д-ти и уровня их контроля.

Резонерство выполняет компенсаторную ф-цию (желание утвердиться в глазах собеседника, восстановить себя в своих глазах и глазах других). Резонерство аффективно насыщенно, эпилептики многословны, склонны к морализаторству, любят учить жить.

Вариант А

Деятельность здоровых испытуемых, как правило, направлена на (1) раскрытие содержания предъявляемых изображений. В другом случае часть испытуемых (2) ограничивается формальными ответами. Структурно неопределенные картинки вызывают отказы, дискредитацию задания.

Первый и основной вид деятельности: одним из мотивов, побуждающих и направляющих процесс выдвижения гипотез, является «собственный мотив восприятия» (СМВ). Сила этого мотива определяется, по-видимому, некоторыми свойствами стимульного материала.

Как самостоятельная деятельность восприятие связано с довольно узким кругом мотивов, отвечающих задачам практичной или научной деятельности человека. В большинстве случаев восприятие выступает в качестве процесса, реализующего более широкий тип деятельности. Занимая в структуре этой деятельности место действия, восприятие побуждается мотивом деятельности, в состав которой оно входит.

В любом случае должен возникать мотив экспертизы в ситуации эксперимента!

Он не только побуждает детяельность, но и придает ей личностный смысл. СМВ никакой смыслообразующей функции не несет.

Особенности: адекватность гипотез (степень стандартности относительно нормы). Испытуемые реалистично оценивают содержание картинок, используя знания и образы прошлого опыта.

Вариант В

Испытуемые подолгу рассматривали картинки, после эксперимента просили дать оценку своим способностям. Высказывания стали более развернутыми, эмоционально насыщенными, исчезли ответы формального характера.

Преобладание стандартных гипотез свидетельствует о том, что изображения выступали перед испытуемыми прежде всего в своем значении.

Вариант С

Деятельность испытуемых приобретает форму развернутого поиска правильного решения. Обычно испытуемые тщательно анализируют элементы изображения, сопоставляют их друг с другом. Возникающие в процессе этого поиска гипотезы подтверждаются или отвергаются в ходе последующего анализа.

Вариант А

Испытуемые охотно шли на исследование, подробно рассказывали о своих болезненных переживаниях. Задание выполняли с интересом, иногда бурно реагировали на неопределенность инструкции. Большинство испытуемых подходили к заданию с общей направленностью на содержательную интерпретацию картинок. Предлагаемые гипотезы обычно передают эмоциональность изображений, взаимоотношения и переживания героев. При описании структурных изображений гипотезы носят образный характер.

Анализ протоколов показывает, что формальные высказывания встречаются среди ответов больных крайне редко, главным образом на фоне ярко выраженного негативного отношения к исследованию в целом или к основному экспериментальному заданию. В целом же больные настолько заинтересованно и серьезно относятся к исследованию и так стремятся заслужить положительную оценку экспериментатора, что любое задание выполняется ими крайне добросовестно. Деятельность больных даже при отсутствии явно выраженного мотива направлена на содержательную интерпретацию картинок.

Какими особенностями характеризуется в этих условиях процесс восприятия?

Анализ гипотез:

1) При интерпретации каждой картинки больные выдвигают ряд гипотез, не встречающихся в норме; 2) гипотезы, широко представленные в норме, иногда отсутствуют у больных; 3) гипотезы, широко представленные как в норме, так и у больных, существенно отличаются по частоте их актуализации.

При сопоставлении с нормой: в группе больных резко снижена стандартность гипотез. Среди ответов преобладают редкие по сравнению с нормой гипотезы, часть из которых не соответствует содержанию картинок (неадекватные гипотезы).

Больные этой группы всегда обращают внимание на эмоциональность изображения, но не всегда правильно интерпретируют ее содержание.

Иногда больные вводят в рассказ несуществующих персонажей, которых они якобы видят в темноте, или неправильно определяют пол персонажа.

Деятельность больных эпилепсией характеризуется большей пристрастностью, большей значимостью мотива экспертизы, чем в норме. Вследствие этого само восприятие отличается большей эмоциональностью, образностью.

Вариант В

Больные с энтузиазмом приступали к выполнению задания, с удовлетворением, подолгу описывали каждую картинку, были несколько навязчивы в желании продемонстрировать свои «творческие способности». Интересовались оценкой экспериментатора, но были некритичны в оценке собственных результатов. В условиях новой инструкции ответы больных становятся еще более развернутыми, эмоционально насыщенными. Вместе с предположением о сюжете дают собственную оценку действующим лицам или событиям. Приписывают персонажам определенные роли, ряд гипотез превращается в драматические сценки.

При интерпретации структурных изображений картинка нередко становится поводом для развертывания пространных рассуждений, плоского резонерства. При этом больные инертно, навязчиво развивают одну какую-то тему рассказа.

Введение новой инструкции приводит к резкому уменьшению количества формальных ответов. В условиях предъявления варианта В деятельность больных обычно направлена прежде всего на передачу своего отношения, впечатления, созданного картиной. Собственно раскрытие содержания, идентификация объекта изображения в ответах менее представлены.

Анализ гипотез в сравнении с здоровыми испытуемыми: 1) при интерпретации некоторых картинок больные строят значительно более широкую систему гипотез, чем здоровые испытуемые; 2) гипотезы, встречающиеся в норме, иногда отсутствуют у больных; 3) гипотезы, представленные в обеих группах, существенно отличаются по частоте их актуализации. Выраженное снижение стандартности гипотез в сравнении с нормой.

Созданная в варианте В установка привела к полной перестройке деятельности испытуемых. Исчезли ответы формального характера, увеличилось количество гипотез, значительно возросла эмоциональность ответов. Фантазирование. Мотив становился целью. Заданная инструкцией цель терялась. В структуру новой деятельности восприятие входило как операция.

Появились гипотезы-драматизации – гиперэмоциональность больных эпилепсией, ярко выраженная потребность в социальном одобрении деятельности. Выполнение задания сопровождается у больных эмоциональными переживаниями, представлением о собственной незаурядности.

Вариант С

Предварительная серия, одной из задач которой было установление интеллектуального статуса, не выявило грубых нарушений мышления. В ситуации эксперимента больные охотно выполняют задание, рассказывают о своих болезненных переживаниях, несколько навязчивы в желании угодить экспериментатору. Большинство испытуемых начинает свой отчет с обстоятельного, подробного описания картинки.

Вместо подлинного исследования изображения для больных было характерно бессистемное нанизывание деталей.

Интерпретация структурных изображений подчас оказывалась более продуктивной именно благодаря вниманию к деталям.

Больные часто формулируют гипотезы, не актуализируемые в норме. Стандартность гипотез в группе больных также ниже.

В условиях интеллектуальной инструкции деятельность больных приобретает специфические черты. С особой наглядностью проявляются гиперэмоциональность, излишняя конкретность, неумение отвлечься от второстепенного, синтезировать существенные признаки. Процесс восприятия перестал отвечать объективной цели задания. Изменялись структура и содержание всей деятельности больных; то, что в норме составляло содержание операций, для больных выступило содержанием самой деятельности. «Безличные» в норме операции становились мотивированными и целенаправленными. Подменялась сама задача, восприятие «отвечало» теперь не тому, что изображено, а как изображено. В структуре нормальной деятельности ориентированному подобным образом процессу отводилось бы место операции. Между тем по своей субъективной значимости, по отношениям, которые в нем реализует больной, он представляет собой именно деятельность, смысл и мотив которой заключается в выполнении самих операций. Деятельность первоначально направлена на содержательную интерпретацию картинки претерпевает такие изменения, что становится непродуктивной. Это выражается в отсутствии процесса выдвижения гипотез и невозможности по этой причине самой интерпретации.

Вариант А

Больные по-разному относились к эксперименту: некоторые охотно шли на исследование, рассказывали о себе и своих переживаниях, другие держались замкнуто, настороженно, экспериментальное задание не вызывало у них никакого интереса.

Часть больных, так же как и здоровые испытуемые, выдвигала предположения относительно сюжета или объекта изображения. Свои предположения больные формулировали «с ходу». Структурные изображения актуализировали «цепочки» разнообразных гипотез. Оказалось, что преобладающая симптоматика заболевания, симптоматика больного к моменту исследования существенно влияют на характер восприятия. Ответы больных с онейроидным синдромом отличаются образностью, повышенной эмоциональностью. Больные проявляют интерес к заданию, формальные ответы встречаются здесь реже.

Вместе с тем было немало больных, которые при предъявлении отдельных картинок ограничивались формальными ответами или отказами.

Итак, в отсутствие заданной мотивации экспериментального задания деятельность больных при интерпретации картинок строилась по-разному: одни содержательно интерпретировали картинки, в ответах других преобладали формальные высказывания.

Особенности: 1) при интерпретации каждой картинки больные выдвигают большое количество гипотез, не встречающихся в норме; 2) ряд гипотез, выдвинутых в норме, в группе больных отсутствует; 3) частоты актуализации тех гипотез, которые встречались как в норме, так и в группе больных, значительно отличаются друг от друга. Кроме того, наблюдаются различия при сравнении стандартных гипотез в обеих группах: стандартность гипотез в группе больных по отношению к норме резко снижена.

Причиной этого является преобладание в группе больных редких гипотез. Большая часть редких гипотез не соответствует действительному содержанию картинок.

При интерпретации сюжетных изображений внимание обращается главным образом на некоторые изолированные элементы изображения, вне целостного смыслового контекста. Структурные изображения чаще всего актуализируют очень индивидуализированные специфические гипотезы, не встречающиеся в норме.

Вариант В

В отличие от нормы, в деятельности больных отсутствовал элемент творческой направленности. По сравнению с предыдущим вариантом больные в большей степени стремились к содержательной интерпретации картинок, однако и в этом случае гипотезы имели довольно формальный характер.

Анализ гипотез:

По сравнению с нормой расширяется круг стандартных гипотез. Ряд гипотез имеет ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску и. по-видимому, являются отражением болезненных установок испытуемых. Больные без критики относятся к своим предположениям, большинство неадекватных гипотез отличается чрезвычайной инертностью.

Наибольший интерес представляет анализ редких гипотез, преобладающее большинство которых в норме отсутствует. Гипотезы в основном строятся с опорой на изображение в целом.

Анализ гипотез показывает, что при интерпретации картинок больные формулируют в основном редкие, не стандартные по сравнению с нормой гипотезы. Большинство редких гипотез не являются адекватными действительному содержанию картинок. Бредовые и галлюцинаторные переживания больных, не всегда составляя непосредственно содержание ответов, направляют восприятие, провоцируя нелепые, неадекватные высказывания. Гипотезы строятся не на основе систематического анализа элементов изображения и структуры в целом, но на основе «переоценки» значения какого-то изолированного элемента изображения, который благодаря установкам больных приобретает особый смысл.

Особенностью деятельности больных шизофренией является пониженная чувствительность к требованиям экспериментальной ситуации. У разных клинических больных это выражается по-своему. Чрезвычайная образность и эмоциональность переживаний окрашивает восприятие онейроидных больных независимо от типа мотивации. Точно так же восприятие больных с вербальным галлюцинозом в обоих вариантах отличается формальностью. Иной по сравнению с нормой является и мотивационная структура деятельности. Экспертный мотив, апелляция к воображению не вызывают смыслообразования. Смыслообразующими являются исключительно эмоциональные установки больных. Они обусловливают своеобразную фрагментарность восприятия, переоценку определенных элементов изображения.

Вариант С

К эксперименту привлекались больные с непрерывно текущей юношеской формой шизофрении. Относительно интеллектуально сохранны; на первый план выступали личностные нарушения (снижение активности; апатико-абулический синдром).

Предварительное исследование показало, что у большинства больных не обнаруживается резких нарушений формальной стороны мышления. Ошибки, допускаемые в отдельных случаях, относятся к нарушению мотивационного компонента мыслительной деятельности и проявляются в виде разноплановости, «соскальзывания» или резонерства. Большинство испытуемых не проявляли заинтересованности при выполнении задания (не пытались проявить свои умственные возможности, не интересовались результатами исследования). Некоторые больные охотно шли на исследование, просили пригласить их на беседу, но в беседе чаще разговаривали на посторонние темы, чем интересовались исследованием. Ответы большинства испытуемых при интерпретации картинок отличались лаконичностью, были малоэмоциональны и в основном только констатировали некоторое содержание.

У 95 % больных при интерпретации серии картинок отмечаются формальные ответы. Резко снижена продуктивность деятельности: больные в среднем формулируют значительно меньше гипотез на каждую картинку, чем здоровые испытуемые. По сравнению с нормой резко сужена система актуализируемых гипотез. В системе гипотез часто не представлены гипотезы, типичные для здоровых испытуемых. Неадекватные гипотезы встречаются редко. Большинство из них носит обобщенный, иногда символический характер высказывания лишены эмоциональной окраски. При интерпретации сюжетных картинок такие гипотезы с трудом квалифицируются как неадекватные в силу невыраженности их содержания.

Итак, в условиях «интеллектуальной мотивации» у больных не формируется соответствующее отношение к экспериментальному заданию. Процесс восприятия имеет чрезвычайно свернутую форму. Больные не исследуют структуры картинки, не осуществляют направленный поиск, активное исследование и сопоставление структуры изображения. Гипотезы в меньшей степени, чем в норме, отражают эмоциональность перцептивного материала, значительно возрастает чисто отказов, формальных описаний и констатаций. Этот тип ответов особенно часто встречается при интерпретации наиболее сложных сюжетных и слабоструктурированных изображений.

Виды нарушения памяти

Дисмнезии:

 

Гипермнезия - обострение п-ти, увеличение объема и прочности запоминания материала. Встреч-ся при маниакальных сост-х, и как компенсация недостатка интеллекта у олигфренов в степени дебильности, при гипофизарный очагах, воздействующих на срединные структуры м-га. Врожденные (Шерешевский).

Гипомнезия - ослабление памяти, трудности запоминания, удержания и воспроизведения.

Амнезии – полная утрата п-ти на события опред-го промежутка времени:

· Диссоциативная – забывание травматических событий, частный случай вытеснения.

· Ретроградная – забывается промежуток времени до какого-то события (до расстройства/болезненного психич-го сост-я)

· Антероградная – выпадение памяти на событие, происходящие после травмы.

· Фиксационная – неспособность запоминать, хранить и воспроизводить новую информацию. Является наиболее тяжелым проявлением корсаковского синдрома.

· Прогрессирующая –развивается по закону Рибо – события, кот-е произошли давно, забываются последними; формир-ся при тотальной деменции. Сниж-е п-ти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эм-но нейтрального к эм-но значимому.

Парамнезии – ошибочные, ложные воспоминания:

 

· Конфабуляции – заполнение провалов памяти несуществующими событиями.

· Псевдореминисценции – замещение участков памяти фрагментом из иного участка прошлого. Вспоминает действительно имевшие место события, но относит их к иному времени.

· Криптомнезии – стирание грани между реально имевшими место событиями и событиями, о кот-х больной прочитал или узнал.

 

По Зейгарник нарушения памяти:

Постнозологический этап.

Тенденции: изменение патоморфоза болезни, лекарственный бум, меняется подход к описанию патологии - синдромологическое описание. Перечень признаков смотрят в классификации (сейчас последняя – МКБ-10), если совпадает 3-4 признака - ставится диагноз.

Лекарственный патоморфоз болезни – теперь форма проявления психический расстройств меняется, можно изучить разные формы.

Коморбидность болезней – одни расстройства фиксируются с другими (т е невроз может быть в структуре других заболеваний). Термин «невроз» остается в обиходе. Уходит идея о пограничности между нормой и патологией.

Невротические расстройства (современная классификация):

- тревожно-фобические (фобии)

-тревожно-депрессивные

-ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)

-соматоформные (жалобы на неприятные ощущения)

-конверсионные расстройства (замещение вытесненного конфликта)

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ при невротических расстройствах:

В основе центрального синдромообразующего фактора лежит сугубо психологическая причина – личностный фактор, личностная дисгармония.

Не существует единого патопсихологического синдрома, однако можно выделить общие закономерности:

§ дефекты произвольно регуляции (диссоциация образа «Я», стрессодоступность, эмоциональная неустойчивость)

§ когнитивные нарушения в эмоционально значимых ситуация (например, см феномен перфекционизма)

Невротические проявления не расстраивают поведения пациентов в такой степени, как при психозах. В отличие от психозов неврозы не приводят к нарушению общественных норм поведения, к резкому и длительному снижению социальной адаптации.

Псевдоагнозии при деменции

Больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. Их восприятие было диффузным, недифференцированным.

Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксируюет свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или огрурцом, если фиксирует внимание на его ножке.

У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г.В. Биренбаум: расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы («псевдоагнозии») – пример с треугольником и четырехугольником.

Нарушение структурных компонентов (картинка с крестьянином, лошадью и телегой): узнав телегу и колесо, не узнает лошадь – остро торчащие уши создают впечатление, что это птица.

При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также могут описывать их.

Резко страдают ортоскопические восприятия – в первернутом виде предметы не узнают.

Ассоциативный эксперимент

1 вариант: многословные ответные реакции

2 вариант: много ненаправленных ответов

Латентный период близок к норме, иногда чуть выше.

В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

Вязкость» мышления

Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

Не могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом ® инертность связей прошлого опыта, которая приводит к снижению уровня обобщения.

Пример:

- в методике пиктограмм использовал рисунок человека. Если его нельзя было применить, не мог запомнить слово.

- В методике «классификация цветных картинок» начал объединять по цвету, уже не может объединить по форме.

- 4-й лишний: стереотипно возвращается к первому принятому решению, даже если соглашается с его неправильностью и уже дал правильный ответ.

- Определение понятий: начинают давать определение правильно, потом приводят примеры всевозможных отклонений от их определения, уточняют их возможные варианты (при эпилепсии). Всегда недовольны полнотой ответа.

3. Непоследовательность суждений

Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

81% сосудистые заболевания

68% травма

66% маниакально-депрессивный психоз

14% шизофрения (в период ремиссии)

Пример: Задания на классификацию: Обобщенный тип решения прерывается конкретно-ситуационным.

Различный характер колебаний:

· Чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний

· Логические связи подменяются случайными сочетаниями. Объекты объединяются в группу невнимательно.

· Образование одноименных групп

Пример: группа «растения» - цветы, фрукты, овощи; группа «растения» - деревья, кусты.

При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился.

Колебания возникают при малейшем изменении условий задания. Пример: больной правильно объясняет смысл пословиц, но не может соотнести их с фразами.

Ассоциативный эксперимент: не удерживают инструкцию, не оттормаживают несоответствующие связи, много ненаправленных ответов.

Колебания обнаруживаются даже в таких простых заданиях, как запоминание 10 слов.

Данные колебания – проявление неустойчивости умственной работоспособности; проявление быстрой истощаемости психических процессов больных.

Мышление больных нарушено в силу того, что адекватный характер суждений не является устойчивым. Больные могут правильно обобщать, синтезировать, применять адекватный условиям способ работы; но этот способ не удерживается на протяжении всего времени выполнения задания. Из-за легко наступающего торможения правильный ход мыслей больного прерывается.

Откликаемость»

У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет.

Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.

Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется.

Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Пример: отвечает на вопросы, заданные соседу по палате.

Иногда вплетают в речь предметы окружения. Пример: «Как Вы себя чувствуете?» - «Спасибо, хорошо, вот немного стучит…» (в соседней комнате стучали молотком)

Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают.

Ассоциативный эксперимент

1 вариант:

22% вплетения предметов, находящихся в поле зрения         

20% персеверации

30% адекватные ответы

Гораздо б о льшие затруднения в 3 варианте.

Своеобразная ориентировка больных. Пример: больной говорит, что находится в ресторане. Тут же заявляет, что в часовой мастерской (сосед заводил часы). А через 5 минут правильно говорит, что в больнице.

Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.

В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). К них разный генез:

· откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.

· Отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

Соскальзывание

Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией.

Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные (звонок-роза) ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

 

14. Психопатии. Психологический аспект изучения психопатий. (Виноградова)

Психопатии и расстройства личности - расстройство присутствует у человека в течение всей жизни, есть этапы дезадаптация, попадает в поле зрения психиатров, заострение патологических личностных черт, характеризуются тотальностью (сильная выраженность, и определяет склад личности) личностных изменений.

Этапы/ стадии формирования психопатии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.135 с.)