Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе



Основные задачи и обязанности консультантов

· внедрять эффективное классное руководство;

· проводить индивидуальное консультирование и консультирование в малых группах;

· помогать школьникам в идентификации ими своих умений и способностей;

· проводить работу с представителями специфических групп населения;

· развивать у учащихся представление о карьере;

· координировать школьные ресурсы и ресурсы общественных организаций и бизнеса;

· предоставлять консультации учителям и другим специалистам;

· взаимодействовать и обмениваться информацией с родителями и опекунами;

· участвовать в развитии школы и в работе междисциплинарных комиссий (Campbell & Dahir, 1997).

 

Среди самых низкооцениваемых и наиболее неприемлемых обязанностей, которые остальной школьный персонал пытается навязывать консультантам начальных школ, отмечают замещение преподавателей, контроль поведения учеников в школьных столовых или на детских площадках и функционирование в качестве школьного администратора или школьного секретаря. То, что консультантам начальных школ нередко приходится заниматься работой, не имеющей отношения к консультированию, негативно сказывается как на них самих, так и на эффективности их работы, на детях и школах, которые они обслуживают.

Характер деятельности

Консультанты начальной школы выполняют много различных обязанностей. Некоторые из них предписаны законом, например обязанность сообщать о жестоком обращении с детьми. Однако большая часть деятельности консультантов начальной школы не так жестко регламентируется законом и включает целый ряд профилактических и коррекционных мероприятий. Профилактика считается более предпочтительным видом работы, поскольку дает лучшие результаты при меньших затратах.

Профилактика. Программы консультирования в начальной школе направлены на создание благоприятной школьной среды для учащихся. Работа консультантов строится по принципу четырех «С»: counseling services – консультирование, coordination of activities – координация действий, consultation with otheis – организация консультаций со специалистами, curriculum development – развитие программ обучения.

Первоочередным приоритетом для консультантов начальной школы является широкое представление себя в качестве консультанта и налаживание отношений с другими участниками школьного процесса. «Школьный персонал обычно не рассматривается младшими школьниками в качестве первого источника помощи» Следовательно, консультантам начальной школы необходимо рассказать о себе, объяснить, что они делают, в каких случаях и как они могут помочь.

Особенно важно работать с родителями и с общественными организациями в тех случаях, когда существует опасность формирования у детей, независимо от возраста, низкой самооценки или антиобщественных установок. Проведение школьными консультантами сессий семейного консультирования все чаще происходит с применением подходов, фокусирующихся на трех главных подсистемах; семье, школе и подсистеме, формируемой взаимодействиями школы и семьи. Консультанты начальной школы избегают приписывать большинство проблем учащихся только влиянию дисфункциональной семьи и вместо этого конструктивно рассматривают все три субсистемы. Другой способ преодоления потенциальной деструктивности известен как множественные согласованные действия. При таком подходе консультанты имеют доступ одновременно к нескольким видам услуг в общественном агентстве, например к услугам социальных служб и специалистов по обучению детей с инвалидностью. Такой тип координированных действий между школой и общественными агентствами представляет собой образец сотрудничества и интеграции и требует со стороны консультанта усилий и ответственности.

Одновременно с представлением своих услуг и установлением отношений с окружающими консультанты начальной школы должны активно приниматься за самые разные виды деятельности, особенно в русле психологической работы со школьниками. Мирик рекомендует проактивный, развивающий комплексный подход к созданию программ психологической работы: две-три встречи каждую неделю с классом и две сессии в малых группах. Эти занятия нацелены на структурированное обучение, направленное, например, на понимание себя, принятие решений, разрешение проблем, установление здоровых отношений мальчиков и девочек, обучение ладить с преподавателями и умение дружить (Сорроск, 1993; Snyder & Daly, 1993). Психологическая работа в школе должна также направляться на разрешение конфликтов и обучение навыкам посредничества в конфликтах; школьники обучаются мирным и конструктивным способам сглаживания различий и предотвращения насилия (Carruthers, Sweeney, Kmitta & Harris, 1996)..

Среди других профилактических работ, выполняемых консультантами начальной школы, – внедрение программы работы сверстников-помощников консультанта и консультационно-образовательная деятельность. Сверстники-помощники консультантов – это специально подобранные и обученные школьники, которые выполняют для школы и консультанта определенные полезные и уникальные виды работ. Они помогают ученикам лучше узнать друг друга, создать атмосферу сотрудничества и приязни или обеспечить возможность другим учащимся преодолевать личностные проблемы, действуя в качестве ассистента консультанта.

Проводя консультационно-образовательные сессии для преподавателей, администраторов и родителей, консультант обращается к общим вопросам и обучает новым способам преодоления старых проблем, привлекая к участию в совместной работе многих заинтересованных людей. Например, консультанты могут предложить помощь в формировании культурно совместимых классов, в которых многообразие школьников признается, принимается и используется. Развитие коммуникативных навыков, используемых в отношениях между учителями и учениками, является другим важным видом совместной деятельности, который может быть введен консультантами. Наконец, третий вид услуг школьных консультантов – обучение воспитательным навыкам, которые делают упор на формирование эффективных процедур общения и навыков регуляции поведения.

Опытные консультанты начальной школы могут даже использовать свою роль консультанта в превентивных целях. Одним из примеров такой работы является проведение регулярных индивидуальных сессий с детьми «группы риска» (т. е. с детьми, которые, вследствие определенных предпосылок или поведения, наиболее предрасположены к возникновению проблем). В ходе таких сессий консультанты могут оценить успешность развития этих детей и установить, есть ли необходимость во вмешательстве и какие именно виды воздействия были бы наиболее полезны для детей и для их «значимых других».Профилактические услуги также необходимы одаренным и талантливым ученикам. Хотя эта подгруппа учащихся может выглядеть благополучной, фактически здесь может возникнуть множество проблем, таких как низкая (для детей с подобным потенциалом) успеваемость, переутомляемость, потребность в выработке устойчивости к стрессам.

Значительная часть профилактической деятельности консультантов начальной школы отводится работе с детьми, пережившими развод родителей. Предварительно можно обратиться к теме разводов на психологическом занятии с классом. Такие занятия должны носить ознакомительный, гуманный характер и быть нацелены на нейтрализацию многих негативных стереотипов и мифов, которые окружают развод. Консультанты начальной школы также могут использовать работу в малых группах, чтобы сосредоточиться на особых потребностях детей, переживших развод родителей, предотвращая, таким образом, возможные осложнения. Установлено, что групповая работа эффективна для уменьшения случаев дисфункционального поведения, особенно если в этой работе участвуют родители и/или опекуны (Frieman, 1994).

Коррекция. Коррекция { remediation) представляет собой попытку исправить уже возникшую проблемную ситуацию. В практике консультирования в начальной школе понятием «коррекция» охватывается ряд мероприятий.

В коррекционных сессиях младшие школьники зачастую лучше реагируют на те стратегии консультирования, которые сформированы на основе методик, требующих активного участия. Игровая терапия, библиотерапия и использование игр – вот три стратегически важных способа вмешательства, которые помогают консультантам установить связь с маленькими детьми и облегчить для них процесс понимания себя.

Игровая, терапия это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Наряду с арт-терапией, игровая терапия «менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий»- между консультантом и клиентами, «чем любые другие формы вмешательства» (Cochran, 1996, р. 287). Поэтому эта форма консультирования все чаще стала включаться в программы подготовки консультантов (Landreth, 1991). Обычно в игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда консультанты участвуют с детьми в игровом процессе, то есть взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, они устанавливают с детьми контакт (раппорт) и отношения помощи (Campbell, 1993b). Выражая естественным образом свои чувства, дети способны скорее их распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми (volatile) аффектами (Thompson & Rudolph. 1996). В игровой терапии может применяться несколько подходов, но наиболее популярными являются подход Юнга (Allan & Brown, 1993) и личностно-центрированный подход (Landreth, 1993).

В идеале игровые сессии с детьми проводятся в специальных хорошо оборудованных игровых комнатах. Однако большинство школ таковых не имеют, поэтому консультанты обычно вынуждены носить игровые материалы с собой (Landreth, 1987). Материалы для игры обычно относятся к одной из трех широких категорий: игрушки из реальной жизни, игрушки для внешнего выражения (или агрессивные игрушки) и игрушки для творческого выражения (или разрядки) (Landreth, 1987). В число используемых предметов часто включаются куклы-марионетки, маски, материалы для рисования и глина. Песочная терапия (sand play) эффективна в работе с детьми, которым свойственна низкая самооценка, слабая успеваемость, высокая тревожность и умеренная депрессия (Allan & Brown, 1993; Carmichael, 1994). В некоторых ситуациях консультанты могут привлечь к работе родителей, чтобы продолжить сессии игровой терапии дома (Guerney, 1983); в других случаях консультант может ограничиться сессиями консультирования для учащихся, которые вовлечены в игровую терапию (Landreth, 1983).

Библиотерапия тоже может использоваться в консультировании и психологической работе с учениками начальных классов (Borders & Paisley, 1992; Gladding & Gladding, 1991). Этот вид воздействия представляет собой «использование книг (или другой печатной продукции) как средства помощи детям в понимании собственных проблем и в поиске соответствующих решений» (Hollander, 1989, р. 184-185). Например, для воспитания у детей толерантности в отношении меньшинств могут использоваться такие книги и видеофильмы, как «Babe», «Покахонтао, «Король Лев», «Русалочка» (Richardson & Norman, 1997). Эти средства консультирования могут быть особенно полезны, если консультант вместе с детьми подводит итоги прочитанному, открыто обсуждает чувства героев, исследует последствия действий героев и время от времени делает заключения (Schrank, 1982).

Школьные консультанты, работающие с детьми, пострадавшими от неправильного (жестокого) обращения, также могут выбрать библиотерапевтический подход, поскольку это средство способствует созданию не угрожающих отношений (в которых школьники чувствуют себя в безопасности). Существует ряд книг, которые могут использоваться для терапевтической работы с детьми, подвергшимися сексуальному насилию. Лучшие из них – «I Can ' t Talk About It», в которой говорится о том, как маленькой девочке вести себя с отцом, который трогает интимные части ее тела, и «My Body Is Private», посвященная знаниям девочки о своем теле и обсуждению ею с матерью вопросов, связанных с полом.

Игры представляют собой третий способ работы со школьниками начальных классов в консультировании. Игры «дают возможность безопасного, относительно не угрожающего обращения к детским проблемам» (Friedberg, 1996). Они хорошо знакомы детям и ценятся ими. Игры являются развлекательным средством и, как ничто другое, способствуют улучшению отношений консультирования. Например, игра с мячом Нерфа (Nerf ball) успокаивает нервы ребенка и приводит к выявлению детей с беспокойным поведением.

Значительное количество игр специально разработано для использования в работе с типичными школьными проблемами, связанными с уверенностью детей в себе, раздражимостью, самоконтролем, тревожностью и депрессией (Berg, 1986, 1989, 1990а, 1990b, 1990c). Кроме того, консультанты могут сами придумывать игры, лучшие из которых – простые, легко приспосабливаемые, связанные с трудностями, переживаемыми детьми (Friedberg, 1996).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.011 с.)