Консультирование и психологическая работа в средних классах школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование и психологическая работа в средних классах школы



Консультирование и психологическая работа в средних классах (6-9-е) – явление даже более новое, чем консультирование в начальной школе.

Этот возраст обычно упоминается как переходный. «Кроме обычных проблем, которые существуют в семье, школе, и обществе, школьники переходного возраста должны приспосабливаться к возрастным переменам, происходящим в их организме, к жесткой среде сверстников, к школьным требованиям в части учебы, к противоречиям родительских установок и к другим проблемам, связанным со становлением личности». Эта возрастная категория очень неоднородна, и наиболее общей ее характеристикой можно считать непохожесть на другие возрастные группы.

большинство консультантов средней ступени школы понимают главные задачи физического, интеллектуального и социального развития, которые должны решить школьники в этом возрасте. Торнбург перечисляет их:

· Узнавать о происходящих изменениях в организме.

· Упорядочивать свои знания и представления, формируя на их основе стратегии решения задач.

· Научиться переходить от конкретного содержания к абстрактным символам.

· Изучать новые социальные и половые роли.

· Усваивать стереотипные ролевые модели.

· Развивать дружеские отношения.

· Вырабатывать чувство независимости.

· Воспитывать чувство ответственности.

 

Элкинд (Elkind, 1986) отмечает, что в дополнение к задачам развития школьники средних классов также должны научиться правильно действовать в трех главных типах стрессовых ситуаций. Во-первых, это стрессовые ситуации типа А, которые можно предвидеть и избежать, например не появляться в опасных местах по ночам. Во-вторых, это ситуации типа Б, которые нельзя ни предвидеть, ни избежать, например внезапная смерть. Ситуации типа В являются предвидимыми, но неизбежными, например посещение зубного врача.

В целом ученики средних классов демонстрируют тенденцию к большей тревожности, чем младшие или старшие школьники.

Основные задачи и обязанности консультантов

· индивидуальная и групповая работа со школьниками;

· работа с учителями и администрацией;

· сотрудничество с образовательными агентствами, социальными службами и бизнесменами;

· сотрудничество с родителями в целях удовлетворения потребностей особых категорий детей.

Характер деятельности

Работа со школьниками средних классов направлена и на профилактику, и на коррекцию. Она подобна работе с учениками начальных классов, за исключением того, что консультанты должны преодолевать больше барьеров, если они действительно стремятся помочь формированию целостной личности.

Профилактика. Одной из наиболее перспективных профилактических программ для школьников средних классов является программа «Succeeding in School» («Успешность в школе»). Составленная в виде 50-минутных уроков, эта программа помогает детям стать более уверенными в себе, комфортно чувствовать себя в школе и взаимодействовать с учителями.

Дополнением к программе «Успешность в школе» являются сессии группового консультирования с младшими подростками. Эти занятия посвящены развитию жизненных навыков. Поскольку упражнения для малых групп могут использоваться различными способами, консультанты среднего звена могут проявлять гибкость, помогая ученикам разобраться с болезненно переживаемыми проблемами, такими как гнев, печаль, стресс, развод родителей, переживание утрат, обретение уверенности в себе и дружба.

В дополнение к классным занятиям и работе в малых группах, консультант среднего школьного звена может использовать индивидуальное консультирование, консультирование через помощников и предоставление консультаций для предотвращения потенциальных проблем. Другим типом превентивной работы является взаимовоспитаиие. Такая форма работы подразумевает, что более старшие школьники, например восьмиклассники, объединяются в пары с более младшими, например с шестиклассниками. Старшие школьники одновременно опекают и обучают младших школьников в процессе совместных мероприятий.

Коррекция. Один из самых лучших способов проведения коррекционной работы со школьниками средних классов заключается в комбинировании ее с профилактическим подходом. Стамм и Ниссман описывают восемь направлений предоставления услуг, которые, по их мнению, необходимо реализовать для организации всесторонней программы консультирования и психологической работы в среднем звене школы.

Все блоки предоставляемых услуг связаны между собой. Однако школьный консультант не может выполнять все рекомендуемые функции в одиночку, поэтому он должен делегировать часть ответственности и обращаться за помощью к школьному персоналу, родителям и добровольным общественным помощникам. Помимо непосредственного предоставления услуг, в обязанности консультанта входит посильная координация деятельности служб.

Блок коммуникативных услуг в первую очередь включает связи с широкой публикой. Он является средством распространения взглядов консультанта и обладает первостепенным значением для информирования общественности о работе, проводимой в рамках программы школьного консультирования. Блок учебной деятельности, с другой стороны, концентрируется на подборе вспомогательных курсов и на корректировке учебных программ. Консультант должен помогать учителям «психологизировать» учебный план, чтобы школьники учились разбираться в важных жизненных проблемах, таких как отношения со сверстниками и жизненные ценности (Веапе, 1986). Если учебная программа не соответствует возрасту детей, они часто переключают свою энергию на непроизводительные действия. Блок диагностических услуг обеспечивает услуги тестирования и оценки и часто связан с блоком карьерных ресурсов, который фокусируется на будущих целях учеников и выборе профессии.

Блок консультационных услуг и кризисный центр также тесно связаны между собой. Услуги консультирования предоставляются индивидуально, с привлечением помощников консультанта и на групповом уровне, как в учебное время, так и после занятий. Иногда активность консультанта нацелена на инициацию самоконсультирования, которое происходит, «когда люди (в том числе ученики средних классов школы) мыслят в соответствии с тем, во что они верят, затем реагируют на свои мысли разумными эмоциональными реакциями и разумными физическими действиями» (Maultsby, 1986, р. 207). Рациональное самоконсультирование – это один из экспериментально обоснованных способов обучения школьников самостоятельно помогать себе эффективно справляться с эмоциями. В других случаях помощники консультанта помогают школьникам налаживать отношения и больше узнавать об окружающем мире и школьной деятельности (Bowman, 1986; Sprinthall, Hall & Gerler, 1992).

В модели Стамма и Ниссмана (Stamm and Nissman, 1979) предусмотрен также специально назначаемый на целый день кризисный дежурный. Этот человек занимается экстренными делами и с помощью консультанта находит соответствующие способы помощи тем детям, которые внезапно оказались в неблагоприятной ситуации. У отдельных школьников кризис или дистресс могут быть связаны с потерями, с внешним или внутренним давлением, которые приводят к действию назло или к замыканию в себе. На уровне группы кризис и результат дистресса могут быть следствием «случаев травмирующих воздействий, с которыми сталкиваются многие школьники, таких как убийство, самоубийство, случайная гибель или тяжелая авария» (Lokhart & Keys, 1998, p. 4). (Важно, чтобы консультанты начальной и старшей школы в своих программах школьного консультирования также предусматривали кризисный план и кризисного дежурного.)

Блок контактов с общественностью фокусируется на работе с родителями и другими заинтересованными людьми, на установлении связи между школой и другими агентствами. Блок профессионального роста обеспечивает программы для школьного персонала и для парапрофессионалов. Эта задача очень важна для успешной работы консультанта. Чтобы позитивно воздействовать на общую школьную среду, консультанты средних классов школы должны помогать «учителям развивать умения, способствующие расширению "я-концепции" и повышению самооценки учеников» (Веапе, 1986, р. 192).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)