Принципы психологического консультирования (системности, анонимности, безоценочности). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы психологического консультирования (системности, анонимности, безоценочности).



Эти правила взаимодействия "психолог-консультант - клиент", основаны на традициях парадигмы гуманистического подхода к личности человека. Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психического воздействия. Остановимся на некоторых из них.

Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать чрезмерной активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставить его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции. 

Недирективный подход, заключающийся в активизации клиентом собственных психологических потенций. Создать условия, при которых клиент сделает нужные выводы и примет необходимое решение всегда труднее, чем навязать это решение волевым усилием. Часто в недирективном консультировании используют майевтику (или метод сократовского диалога) - прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов. Данный метод заключается в таком построении консультативного общения, когда путем небольших проблемных вопросов, примеров, аналогий и т.п. клиент приобщается к самостоятельному анализу своих проблем и подводится к пониманию истины, уже известной консультанту, словно сам ее открывает для себя.

Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента исходя из целостного видения более широкой "панорамы" его психической жизни, прогнозируя возможные варианты позитивных изменений. Принцип системности означает также, что в определении факторов, характеризующих возможность этих позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого консультанта, так и других специалистов и окружения клиента (с учетом требования разумной достаточности). Кроме того, должно быть учтено мнение всех сторон, принимающих участие в предложенной консультанту ситуации.

Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Ради создания атмосферы доверия, способствующему более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек - все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть.

Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровью.

Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь свои друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию. необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Подразумевает что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию "глазами клиента", практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, дли понимания всех граней проблемы, без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения.

Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный устный совет другому практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли "учителя", что может привести к формированию и фиксации пассивной позиции клиента во время консультирования. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, что приводит к снижению его авторитета и мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях. Не стоит, однако, путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. К тому же, если клиент нуждается в совете, отказ от него может привести к разочарованию. Другое дело, в какой форме этот совет предоставить. Лучше, если это будет не "приговор судьи", а информация в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.005 с.)