Область деятельности психолога-консультанта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Область деятельности психолога-консультанта.



Определения: психол. консультир., психотерапия, психокоррекция, психол. интервенция, психол. помощь.

ПК. Нельсон, Джонс:

1. Как вид отношений помощи – характеризуется «стержневыми условиями»: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента, самостроительство своей жизни, конгруэнтность, активное слушание(клиент-центрированая терапия Роджерса).

 2. Как репертуар воздействий – акцент на то Кто? Как? Кому? (психоанализ, когнитивно-бихевиоральная).

 3. Как психологический процесс – важность осознавания=50% решения проблем (клиентом, группой, коллективом), опора консультирования на психологические теории личности и результаты психологических исследований (использование тестов для оценки эффективности терапии).

 4. Как динамический процесс – обмен мыслей консультанта и клиента вовремя и после терапии. Изменение представлений клиента о психотерапевте, изменение представлений о проблеме в ходе консультирования, анализ отношения психолога и клиента, обратная связь психолога клиенту.

Менделевич:

Психологическая помощь – предоставление человеку инфо о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или патопсих. симптомов, активное целенаправленное воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к соц окружению и и.д.

3 вида психологической помощи:

ПК – это проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психодиагностики, а затем – предоставление обратной связи клиенту на основе анализа полученных результатов и научной интерпретации, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, расширению его психологич. культуры, личностному росту и т.п.

Психотерапия (в узком смысле) – вид активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных расстройств.

Психологическая коррекция – целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий.

Психологическая интервенция (Карвасарский)

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействиями.

Требования к личности консультанта.

1. Личностные качества:

Фостер, Гай: Любознательность и пытливость, способность выслушивать, легкость в поддержании разговора, эмпатия и понимание, эмоциональность, интроспекция, способность к самопожертвованию, толерантность к близким отношениям, комфорт в отношениях с властью, чувство юмора.

Кормье: Интеллектуальная компетентность, энергичность, гибкость, способность оказывать содействие, наличие доброй воли, уверенность в себе.

Уигинс ( исследование): Общительность, ориентация на работу с людьми, креативность, имажитивность.

Психоанализ: эмпатия, интуиция.

2. Высокий образовательный и профессиональный уровень.

3. Способность консультанта к таким смежным с консультированием видам деятельности, как непрерывное образование и супервизорство.

4. Теоретические и системные взгляды консультанта (принадлежность к той или иной теории или системе консультирования - медицинской или развивающей).

Консультативный контакт.

КК — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

КК — это чувства и установки, которые участники консультирования испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani выделили шесть основных параметров: 1) эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов); 2) интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); 3) динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта); 4) конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности); 5) оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому); 6) добросовестность.

 

Типы первичных интервью.

Два типа ознакомительных интервью

Информационно-ориентированное первичное интервью

Первичное интервью, ориентированное на установление отношений

Первая встреча с клиентом.

Кочюнас: Важнейшие цели первой консультативной встречи:

- Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

- Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

 - Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

 - Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

 - Обозначить проблемы для дальнейшей работы.

Начинается со знакомства, затем, представившись - уменьшают тревогу и напряжение первой встречи, так же ознакомлении клиента с процедурой консультирования. Важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Право первого вопроса принадлежит консультанту.Во время первой встречи мы внимательно выслушиваем клиента и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в их происхождении свое авторство. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду

Игротерапия».

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построен­ных игр интенсифицировать межличностное общение и активно решать поставленные за­дачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу - доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значи­мых ситуациях.

Арттерапия».

А - метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку, адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Методики арттерапии основываются на том предположении, что внутреннее "я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно рисовать, писать красками или лепить.

Задача арттерапии пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве, в данном случае в танце, легче, чем о них рассказать.

Существует несколько видов арттерапии - через живопись, музыку, скульптуру, литературу, танец, причем большинство из них пригодны "для домашнего использования

Психогимнастика».

П - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин "психогимнастика" в узком значении – это игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.

Понятием п. также обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить описать то или иное состояние вербально, причем по очереди — письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении.

П. может использоваться на профилактических занятиях как для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи.

В работе с детьми разного возраста также могут быть использованы этюды и упражнения, направленные на развитие у детей различных психических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечная тренировка) и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Преимущество активных методов превентивного обучения в том, что они способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.

 

Психологический диагноз.

Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

 

Бихевиоральный подход.

Психодинамический подход.

Консультирование семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему. -- В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Объектом семейной психотерапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.-- Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных "незаконченных дел", открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Консультирование в школах.

-- Определение содержания психологического консультирования в школе: это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога. -- Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов (учащиеся, их родители, педагогической коллектив, администрация), с которыми он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом. Тем самым, принадлежность психолога к общешкольной среде создает условия, сильно осложняющие и «замутняющие» его профессиональную позицию и границы деятельности, а также искажающие линию его отношений с клиентами. -- Большую сложность для школьного психолога представляет удержание временных границ в организации консультативной работы. Возраст его основных клиентов (школьники), а также включенность его работы в «чужую» профессиональную среду создает тенденцию к нерегулярности и стихийности его работы. -- Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути — психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп. -- Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.
Результат консультативной работы школьного психолога сильно стимулируется педагогическим запросом: формировать, то есть привносить в позицию учащихся, основных «клиентов» консультанта, позитивный личностный ресурс.

 

Консультирование в Вузах.

 

Определения: психол. консультир., психотерапия, психокоррекция, психол. интервенция, психол. помощь.

ПК. Нельсон, Джонс:

1. Как вид отношений помощи – характеризуется «стержневыми условиями»: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента, самостроительство своей жизни, конгруэнтность, активное слушание(клиент-центрированая терапия Роджерса).

 2. Как репертуар воздействий – акцент на то Кто? Как? Кому? (психоанализ, когнитивно-бихевиоральная).

 3. Как психологический процесс – важность осознавания=50% решения проблем (клиентом, группой, коллективом), опора консультирования на психологические теории личности и результаты психологических исследований (использование тестов для оценки эффективности терапии).

 4. Как динамический процесс – обмен мыслей консультанта и клиента вовремя и после терапии. Изменение представлений клиента о психотерапевте, изменение представлений о проблеме в ходе консультирования, анализ отношения психолога и клиента, обратная связь психолога клиенту.

Менделевич:

Психологическая помощь – предоставление человеку инфо о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или патопсих. симптомов, активное целенаправленное воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к соц окружению и и.д.

3 вида психологической помощи:

ПК – это проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психодиагностики, а затем – предоставление обратной связи клиенту на основе анализа полученных результатов и научной интерпретации, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, расширению его психологич. культуры, личностному росту и т.п.

Психотерапия (в узком смысле) – вид активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных расстройств.

Психологическая коррекция – целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий.

Психологическая интервенция (Карвасарский)

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция - это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем основным направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействиями.

Область деятельности психолога-консультанта.

Психолог-консультант занимается диагностикой - способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; информированием индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях; обучением навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации своего эмоционального состояния. Консультирование направленно на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям, стрессам…

Требования к личности консультанта.

1. Личностные качества:

Фостер, Гай: Любознательность и пытливость, способность выслушивать, легкость в поддержании разговора, эмпатия и понимание, эмоциональность, интроспекция, способность к самопожертвованию, толерантность к близким отношениям, комфорт в отношениях с властью, чувство юмора.

Кормье: Интеллектуальная компетентность, энергичность, гибкость, способность оказывать содействие, наличие доброй воли, уверенность в себе.

Уигинс ( исследование): Общительность, ориентация на работу с людьми, креативность, имажитивность.

Психоанализ: эмпатия, интуиция.

2. Высокий образовательный и профессиональный уровень.

3. Способность консультанта к таким смежным с консультированием видам деятельности, как непрерывное образование и супервизорство.

4. Теоретические и системные взгляды консультанта (принадлежность к той или иной теории или системе консультирования - медицинской или развивающей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.05 с.)