Говорение и слушание как виды устноречевой коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорение и слушание как виды устноречевой коммуникации.



Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений: осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания, удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения и определять структурно-смысловое единство целого текста, объединять смысловые части в целое речевое сообщение.

Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:

- социально-культурного — исторических традиций, норм и правил;

- индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;

- ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.

Перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности:

1. Умения говорения (высказывания), формируемые на базе слушания:

-запомнить и удержать в памяти содержание устной информации

-воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти;

-воспроизвести в заданное время усвоенную информацию изменениями, дополнениями;

-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге, и переваривать ее в высказывании.

2. Умения говорения, формируемые на базе чтения:

-понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста (или его части);

-запоминать и держать в памяти содержание прочитанного текста;

-пополнять, конкретизировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст.

3. Умения говорения, формируемые на базе письма:

-сопровождать устный комментарий речевых действий записью формул, уравнений, цитат;

Как правило, говорящий выступает инициатором общения. Он изначально программирует ход беседы и прогнозирует речевые действия слушателя.

Специалисты по ораторскому мастерству (П. Сопер, С.Ф. Иванова, В.В. Одинцов, М.Р. Львов и др.) выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению

· неточность высказываний;

· неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитат

· чрезмерное использование иностранных слов;

· высокий темп изложения информации;

· витиеватость изложения;

· наличие логического противоречия;

· неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;

Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий:

1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение;

2) продумать способ изложения информации;

3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками;

4) выполнить несколько тренировочных упражнений на произношение в речи лексических и грамматических конструкций;

5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.

Сравним понятия «слушать» и «слышать». К.Дж. Мерфи считает, что слышать — значит улавливать ушами звуки и слова, а слушать — это способность распределять по категориям и отрабатывать всю ту информацию, которую человек слышит и делать заключения, выводы.

Ведущим началом любого общения и любого вида речевой деятельности является коммуникативно-речевое побуждение, мысли партнеров по общению, выраженные в конкретной речевой форме.

В ведущих компаниях, предприятиях, фирмах, хорошо известных на мировом рынке, а следовательно, на мировом коммуникативно-деловом пространстве, решению проблем межличностного общения уделяется огромное внимание. Так, корпорация «Сперри» известна как фирма, где «умеют слушать». Специалисты-коммуникаторы этой корпорации установили: чем «правильнее» люди слушают друг друга, тем лучше воспринимают новую информацию, новые идеи. Умение слушать уменьшает стрессы и предотвращает конфликты, помогает сотрудникам, работающим с клиентами, более эффективно преодолевать барьеры общения.

Умение слушать эффективно — важное умение для делового человека. Как показывают исследования, 45% своего активного времени деловой человек слушает, а при повышении важности этому занятию отводится до 55% времени.

Умения слушания лекции можно разделить на группы:

1) извлечение содержательно-фактуальной информации из услышанного текста:

2) извлечение содержательно-концептуальной информации:

Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими), определяющими успешность развития продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (слушание, чтение) видов речевой деятельности.

Реакция людей на услышанное зависит от целей и условий коммуникации, уровней восприятия, понимания информации и ее осмысления и, следовательно, неодинакова.

В реальной коммуникации принято различать три вида слушания, которые соответствуют определенным целям восприятия, внимания и реагирования.

Выяснителъное слушание. Целью его является получение определенной информации для ответа на вопрос, приобретения нов их данных по известной теме, понимания деталей содержания, пожимания темы, которую нужно развить в реактивном сообщении, понимания инструкции к выполняемой работе и др. При этом слушающий сосредоточивает внимание на конкретных высказываниях, разъясняющих интересующие его проблемы.

Ознакомительное слушание. Целью его является выработка общего представления о предмете сообщения для получения удовольствия от прослушанного, удовлетворения собственных интересов и установления смысловых связей между фрагментами информации, детального понимания информации, точного воспроизведения части или всей информации, овладения знаниями для передачи их третьим лицам и др.

Деятелъностное слушание. Целью данного вида слушания является подробное улавливание и запоминание информации с обязательным ее воспроизведением. Примером может послужить работа переводчиков во время переговоров: синхронный перевод текстов предполагает его полное, однозначное восприятие, понимание и пересказ. Такое активное слушание реализуется и в иных ситуациях: запоминание информации для ее дословного воспроизведения перед другой аудиторией, пересказ слов преподавателя и т.д. В качестве материала для деятельностного слушания выступает монолог или диалог профессионального или общественно-политического характера.

41. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста.

Личность - индивидуальность в коммуникации. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустриальное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычайную актуальность приобретает формирование духовной, нравственной личности. Это — фундаментальная задача науки и философии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и характером формирования и поддержания отношений между людьми.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.

Комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности:

· знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию

· понимание невербального языка общения;

· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

· умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки

· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесторонность, системность знаний — гуманитарных и естественно-научных. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, динамичного, но противоречивого мира выдвигает повышенные требования к уровню образованности, общей и коммуникативной культуры будущего специалиста.

Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает:

· рационализацию механизмов управления обществом;

· утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;

· формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить взаимопонимание и взаимодействие с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, т.е. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.

Семиотика.

Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передает этим наукам свои обобщения.

Являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система - это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами

По объекту изучения современная семиотика разделяется на три больших узла:

1) семиотика языка и литературы, объектом изучения которой являются проявления языка, или тексты;

2) знаковые явления других родов, такие, как живопись, музыка, кино, обряды;

3) системы коммуникации животных и системы биологической связи в человеческом организме.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

1) синтактику, изучающую отношения между знаками;

2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков;

3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, читающим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.022 с.)