Кафедра уголовно-процессуального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра уголовно-процессуального права



ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-процессуального ПРАВА

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68 Юриспруденция

магистерская программа «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза»

 

г. Ростов-на-Дону

2013


Авторы:

С.Н. Волочай,

доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук;

И.Г. Рогава,

 преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Рецензенты:

В.И. Игнашин,

доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент;

В.Ю. Водяная,

Судья Октябрьскогорайонного суда г. Ростова-на-Дону, кандидат юридических наук

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № от 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № от 2013 г.).

 

 

© ФГБОУ ВПО «РАП», 2013.

© С.Н. Волочай, И.Г. Рогава


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….……………….……….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….………..7

Тематический план…………….……………………......………………………...........8

Программа курса……………………....………………………...……………………...9

Планы семинарских (практических) занятий (в том числе, в активной/интерактивной форме)………………..………………………....................11

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов……………………………………………...19

Лекции по курсу «Методика расследования отдельных видов преступлений»…..23

Контрольные задания…………………………………………………………………38

Литература……………………………………………………………….…………….41

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой…………...…………………………...43


 

ВВЕДЕНИЕ

Методика расследования отдельных видов преступленийявляется дисциплиной по выбору вариативной (профильной) части профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки Юриспруденция.

Методика расследования отдельных видов преступлений является заключительным разделом криминалистики как области юридического знания и учебного курса криминалистики. Предметом данной отрасли криминалистического знания является изучение деятельности субъектов уголовного судопроизводства, осуществляющих раскрытие, расследование и предотвращение преступлений в целях разработки и совершенствования научно-обусловленных методических рекомендаций по наиболее эффективному проведению судебного исследования отдельных видов преступлений.

Общей задачей криминалистики является оказание эффективного содействия правоохранительным органам в обеспечении безопасности граждан от преступных посягательств и активизации борьбы с ними. В этой связи специальными задачами методики расследования отдельных видов преступлений как раздела указанной учебной дисциплины является изучение криминалистического аспекта преступления и преступности, практики выявления, раскрытия, расследования и профилактики преступлений, а также разработка и совершенствование тактических и методических основ предварительного расследования и судебного разбирательства.

Основной целью обучения по курсу «Методика расследования отдельных видов преступлений» является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими навыками в процессе выявления, раскрытия, расследования и предупреждений преступлений, а также способных в рамках будущей профессии активно решать задачи по реализации системы мер по борьбе с преступностью.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Иметь представление о современном состоянии разработки научно-методической базы, используемой судебно-следственной практикой.

Знать: о наиболее актуальных проблемах реализации (внедрении) научных разработок с учетом современных реалий правоприменительной практики.

Уметь: творчески использовать полученные знания для решения тактических задач, а, соответственно приобрести навыки реализации, практического использования типичных программ расследования различных видов преступлений.

Владеть: опытоморганизации и проведения типичных следственных действий при расследовании отдельных видов преступлений.

В результате изучения курса обучающийся должен обладать следующими компетенциями магистра юриспруденции:

І. Общекультурными компетенциями:

-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

ІІ. Профессиональными компетенциями:

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспретно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения;

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-9);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Омбъем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 3 з.е – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:   20
Лекции 6
Семинарские (практические) занятия 14
Самостоятельная работа 88
Форма итогового контроля Зачет с оценкой

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п

Разделы (темы) дисциплины

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лекции Семинары С/р
1. Методика расследования убийств (активное/интерактивное занятие) 2 2 22
2. Методика расследования изнасилований (активное/интерактивное занятие) 2 4 22
3. Методика расследования краж, грабежей и разбойных нападений (активное/интерактивное занятие) 2 4 22
4. Методика расследования преступлений несовершеннолетних (активное/интерактивное занятие) - 4 22
  Всего 6 14 88

ПРОГРАММА КУРСА

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(В ТОМ ЧИСЛЕ, В АКТИВНОЙ/ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ)

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.209. № 7.*

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996.*

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.*

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.209. № 7.*

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996.*

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.*

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.209. № 7.*

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996.*

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.*

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21.01.209. № 7.*

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Российская газета. № 113. 18.06.1996.*

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. № 249. 22.12.2001.*

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЧЕНИЮ

дисциплины И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Важное место в обучении занимает написание контрольных работ по изучаемым дисциплинам.

Каждая контрольная работа включает один теоретический вопрос и одну задачу. При решении задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом решении ситуаций. При выполнении практического задания следует внимательно изучить его условие, определить на какие вопросы следует дать ответ и проявить творческий подход к его выполнению.

 

Вариант №1.

Вариант 2.

Решите задачу

27 октября 2011 года на берегу реки обнаружен труп неизвестного мужчины, на вид 35-40 лет, с признаками насильственной смерти. Длина тела 175 см. Кожные покровы бледные, местами покрыты песком. Кожа ладоней и поверхностей стоп сморщенная, белого цвета. Трупные пятна бледно-розовые, расположены на передней поверхности туловища, при надавливании пальцем не бледнеют. Трупное окоченение выражено во всех группах мышц. Видимые гнилостные явления отсутствуют. В правой височно-теменной области – припухлость. В центре ее проникающая до кости прямолинейная рана длиной 6 см, с рваными кровоподтечными краями, соединенными в глубине тонкими перемычками. В окружающих рану мягких тканях правой височной и теменной областей – обширное темно-красное кровоизлияние. Кости свода и основания черепа целы.

1. Оцените следственную ситуацию.

2. Составьте план проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

 

Вариант 3.

Вариант 4.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ

1. Криминалистическая характеристика убийств.

2. Типичные следственные ситуации и типичные следственные версии по делам об убийствах.

3. Первоначальный этап расследования убийств при наличии трупа.

4. Последующий этап расследования убийств при наличии трупа.

5. Особенности расследования убийств без трупа.

6. Особенности расследования заказных убийств

7. Криминалистическая характеристика изнасилований.

8. Типичные следственные ситуации по делам об изнасиловании.

9. Первоначальный этап расследования по делам об изнасиловании.

10. Последующий этап расследования по делам об изнасиловании.

11. Особенности расследования изнасилования, совершенного в отношении несовершеннолетней и организованной группой.

12. Криминалистическая характеристика краж.

13. Типичные следственные ситуации при расследовании краж.

14. Особенности первоначального и последующего этапов расследования краж.

15. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений.

16. Типичные следственные ситуации при расследовании грабежей и разбойных нападений.

17. Особенности первоначального и последующего этапов расследования грабежей и разбойных нападений.

18. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних.

19. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних.

20. Особенности тактики отдельных следственных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних.

 

 


[1]Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки РАП

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-процессуального ПРАВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.042 с.)