Самообслуживания и элементов бытового труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самообслуживания и элементов бытового труда



В современном детском саду трудовое воспитание выступает одним из обязательных компонентов развития базовых и творческих способностей ребенка, одним из средств формирования культуры межличностных отношений в контексте реализации образовательных областей ФГОС ДО. Перед детским садом ставятся задачи развития у детей интереса к труду взрослых, воспита­ния желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрос­лых и через непосредственное участие детей в элементах хозяйственно-бытового труда в детском саду и дома. При этом особо подчеркива­ется роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отноше­ние к людям труда.

Организуя деятельность самообслуживания и элементов бытового труда детей, педагог обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навы­ки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физичес­кие силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными [8].

Содержание данной деятельности и отбор материалов и оборудования для самообслуживания и элементов бытового труда напрямую зависит от видов деятельности, используемых для развития дошкольников:

1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживания входит и подготовка своего учебного места.

2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: помощь в уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.

3. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений. Специфика:

· результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых);

· часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение);

· ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность;

· позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.

4. Ручной и художественный труд. Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:

· дети сами изготавливают поделки;

· дети учатся украшать своими изделиями группу, участок.

В детском саду используются разные формы организации перечисленных видов деятельности дошкольников:

1. Поручение. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.

2. Дежурство. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).

3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, имеет свой участок и отвечает только за себя.

Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей и труда в природе. Для того, чтобы учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в образовательном помещении (протирать, мыть игрушки, наводить порядок после образовательной деятельности, осуществлять дежурства и т.п.) в распоряжении воспитателя должно быть следующее:

· Фартуки – белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые – для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные – для ухода за вещами; клеенчатые – для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.

· Щетка-сметка, совок – для сметания крошек со стола, со скатерти или индивидуальных салфеток.

· Метелка и совочек для мусора.

· Предметы для ухода за одеждой и обувью (щетки для чистки одежды, обуви, коробка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой, набором пуговиц).

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группах это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках подвешиваются щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полочках хранятся тазы для уборки, для стирки кукольного белья, зажимы, ведерки; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой – для хранения клеенчатых фартуков.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки – железные или стальные; ведра и лейки – из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т.д. – из дерева).

Для работы на участке может быть использован следующий детский инвентарь:

· детские лопатки для перекопки земли, вскопанной взрослыми;

· детские деревянные лопатки для помощи в расчистке дорожек от снега;

· детские грабли для помощи в сгребании листьев;

· детские ведрерки вместимостью 1,5-2л;

· детские лейки вместимостью до 2л

· совочки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы.

Инвентарь, используемый детьми в труде на природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Предметы для ручного труда детей. Педагоги должны поощрять стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжение детей дается определенное оборудование и материал:

· Различные виды бумаги: бумага плотная, тонкая, папиросная. Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная) используется для складывания и склеивания объемных форм. Она может быть белой, цветной, мраморной, глянцевой. Тонкая бумага используется для наружной оклейки готовых форм. Папиросная бумага (разноцветная и белая) рекомендуется для украшения готовых изделий.

· Картон. Обычно для работы дают небольшие полосы или листы картона такой плотности, чтобы ребенок мог свободно его резать. Из более плотного картона педагог готовит шаблоны деталей, по которым дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур.

· Бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т.д), катушки, пробки. Из этого материала дети делают игрушки, сувениры.

· Производственные отходы: поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат. Поролон мягок, эластичен, податлив ножницам, хорошо впитывает влагу, легко окрашивается. Поролон используют для вырезания овощей, фруктов, ягод разнообразной формы. Для окрашивания полученное изделие сначала смачивают чистой водой, затем путем сжимания и разжимания насыщают его краской. Для оформления изделий из поролона требуются кусочки проволоки (в цветной оболочке и без нее), кусочки меха, ткани.

· Природный материал: шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т.д. Собирают обычно сухие ветки и опавшие листья, приучая детей к тому, что нужно беречь и охранять природу. Все это хранят в закрытых коробках с просверленными в крышках отверстиями. Там, где есть темное сухое помещение, можно сушить их на разостланных старых газетах – такая сушка дает возможность сохранить естественный цвет природного материала и его прочность. Если природный материал (шишки, желуди, каштаны) лежит долго, то он делается жестким, поэтому заготовки для будущих поделок каждой осенью обновляют.

Все перечисленные материалы должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватало на всех детей. Все материалы должны иметь свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в самостоятельной деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.008 с.)